- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об авиаударе по территории Сирии в ночь на 1 июля

В ночь на 1 июля сирийские СМИ сообщили о взрывах около Дамаска и в районе Хомса. Режим Башара Асада заявил, что военно-воздушные и военно-морские силы израильской армии атаковали цели в Сирии, были задействованы системы ПВО сирийской армии. Официальный Дамаск признал, что некоторые ракеты поразили цели, был причинен значительный ущерб, сообщалось о жертвах среди мирного населения.

Сирийское государственное агентство SANA сообщало, что в результате атаки погибли четыре человека, в том числе маленький ребенок. По утверждению SANA, все погибшие были мирными жителями. Сообщалось о более 20 раненых, среди которых есть дети. Телеканал «Ихбария» передавал, что в городе Сахнайя (юго-западнее Дамаска) взрывной волной повреждены несколько домов, выбиты оконные стекла.

В сообщении Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека (Syrian Observatory for Human Rights, SOHR) говорилось, что среди целей, атакованных в ночь на 1 июля, был также центр научных исследований и разработок, расположенный в пригороде сирийской столицы.

Оппозиция утверждает, что большинство убитых в ходе воздушной атаки — иранские военнослужащие и боевики шиитских вооруженных формирований. Лишь 6 из 15 погибших — гражданские лица.

Остается так же неясным, действительно ли мирные граждане пострадали в результате израильского обстрела, вследствие вторичных взрывов или действий сирийских ПВО.

На этот раз Израиль не взял на себя ответственность за удары по целям в Сирии. Власти Израиля никак не прокомментировали эту информацию.

Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Микдад выступил во вторник, 2 июля, с жестким предупреждением в адрес Израиля. «Спокойствия вам не видать, — сказал аль-Микдад, обращаясь к израильтянам. — Сирия в ближайшем будущем может изменить политику реагирования на ваши атаки».

Аль-Микдад подчеркнул, что в Дамаске рассматривают различные варианты ответных действий, дав понять, что ответ может быть не только дипломатическим, но и военным. Следует напомнить, что в марте этого года Ф.аль-Микдад говорил, что Сирия готова «освободить» Голанские высоты военным путем, если Израиль не откажется от контроля над плато.

Эксперты 13-го канала ИТВ заявляют, что в ходе отражения атаки в ночь на 1 июля сирийские ПВО не задействовали батареи зенитно-ракетного комплекса С-300. По их оценке, на территории Северного Кипра, скорее всего, упала ракета ЗРК С-200 (SA-5).

В то же время израильские СМИ со ссылкой на имеющиеся спутниковые снимки сообщают, что за последнее время сирийская армия развернула четыре батареи С-300 в Хомсе и Хаме.

Данная атака возможно, имела гораздо более глубинные стратегические цели, чем это может показаться на первый взгляд. К такому выводу приходит военный обозреватель издания Ynet  Рон Бен-Ишай.

«Не исключено, что в задачи организаторов атаки (по сирийской версии — Израиля — авт.) входило не только уничтожение арсеналов, представляющих угрозу еврейскому государству и/или предназначенных для переброски «Хизбалле», но и проверка мобильности сирийских ПВО. Ведь в зоне поражения оказались и районы, прикрытые теми самыми комплексами С-300, которые, по заявлению российской стороны, призваны исключить удары потенциального противника (то есть, опять же, Израиля — авт)», — пишет Рон Бен-Ишай.

Анализируя ситуацию, Рон Бен-Ишай принимает во внимание два обстоятельства.

Во-первых, совсем недавно глава российского Совета Безопасности Николай Патрушев, побывавший в Иерусалиме, сказал, что израильские удары (или приписываемые Израилю удары) по Сирии «нежелательны». То есть, он не сказал, что Израиль обязан полностью отказаться от подобных действий, но дал понять, что таковые должны быть нечастыми и направленными, чтобы под ударом не оказались российские военнослужащие. В том числе и занятые обеспечением противовоздушной обороны в Сирии.

Во-вторых, именно в июне-июле, как заявлялось, российские военные советники должны были завершить обучение сирийцев управлению комплексами С-300 и передать им контроль над ними. То есть снять своих специалистов с боевого дежурства и вывести их из зоны возможного удара со стороны израильских ВВС.

Тот факт, что для отражения угрозы не были задействованы комплексы С-300, косвенно подтверждает, что российские военные продолжают их обслуживать и приказа на применение этих ЗРК не получили. С другой стороны, как только на боевое дежурство заступят сирийские военные, ситуация может измениться.

«Израиль должен быть рад, что россияне не пускают в ход столь грозное оружие, представляющее определенную угрозу для ВВС и способное осложнить осуществление маневров в небе над Сирией. Но суть состоит в том, что израильские ВВС, о чем говорят источники в армии, способны немедленно нейтрализовать комплексы С-300 — как только их покинут российские военные, жизнь которых подвергать опасности в Израиле не хотят», — отмечает автор.

По мнению Бен-Ишая, теперь сирийцы, пропустив очередной болезненный удар, потребуют от России либо самим задействовать С-300 против израильтян, либо передать такую возможность сирийским военным. Но в этом случае перед Россией встанет дилемма: никакой гарантии того, что сирийцы эффективно будут применять С-300, у них нет. А если комплексы не смогут выполнить свою задачу, то это поставит под угрозу репутацию российской оборонной промышленности. Если же россияне покинут места дислокации батарей С-300, оставив там только сирийцев, то нет никакой гарантии, что израильтяне не уничтожат установки. И это также не прибавит авторитета российской оборонной промышленности.

И еще один важный момент, на который обращает внимание Рон Бен-Ишай в своем комментарии. Хотя Израиль не подтверждает и не опровергает причастность к удару по сирийской территории 1 июля, сам инцидент свидетельствует о тактическом изменении: вместо серии одиночных ударов, осуществляемых с небольшими временными интервалами, предпринимаются массированные атаки, при которых удары наносятся сразу по большому количеству целей. И такие атаки проводятся с большим временным интервалом.

Итак, по итогам атаки, являлась она делом рук Израиля или нет, теперь имеется довольно отчетливое представление о том, насколько боеспособен комплекс С-300 и сирийские системы ПВО в целом в их нынешнем виде. Сирийские силы ПВО оказываются не готовы к отражению подобной задачи, не могут сосредоточиться на целях, а посему не могут достать ни источники поражения, ни ракеты, которые идут точно в цель. По сути, если мы говорим об израильской атаке, это могла быть демонстрация превосходства Израиля над сирийцами в плане военного мастерства.

Не исключено так же, что массированный удар по сирийским объектам, кроме всего прочего, преследовал цель вывести сирийцев из «зоны комфорта» в связи с ожиданиями по поводу С-300, а Россию — поставить перед непростым выбором.