- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кризисе финансирования гуманитарных программ ООН в Йемене

К середине 2019 года гуманитарная ситуация в Йемене грозит перейти в стадию острейшего кризиса. Ранее гуманитарные партнеры по инициативе Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) приняли решение о приостановке начиная с 20 июня гуманитарных поставок в регионы, контролируемые хоуситами. Такое решение явилось фактически ультиматумом в ответ на отказ хоуситов перейти на биометрическую систему мониторинга бенефициаров помощи, на которой в целях повышения транспарентности и контроля продолжает настаивать администрация ООН.

Теперь к этому прибавилась дополнительная, гораздо более острая проблема – невыполнение рядом доноров своих ранее анонсированных финансовых обязательств по содействию Йемену. А частности, речь идет о наиболее крупных, по сути,  миллиардных финансовых взносах, которые в рамках недавней донорской конференции в Женеве обязались выделить Йемену две богатейшие арабские страны региона – Саудовская Аравия и ОАЭ. По итогам недавнего брифинга гуманитарного координатора ООН М.Лоукока в Совете Безопасности ООН, текущая гуманитарная операция ООН в Йемене пока обеспечена ресурсами всего лишь на 27% (ее совокупный бюджет достигает 4.2 млрд долларов). Лоукок в довольно прямолинейном и жестком тоне потребовал от стран (не называя их конкретно) придерживаться взятых обязательств и проявлять ответственность. После этого заявление, бюджетная корзина заполнилась ненамного — до 28.1%. Разумеется, призыв был адресован к двум арабским донорам Залива, которые совместно обязались выделить на йеменские программы ООН порядка 1 млрд долларов США в течение 2019 года, но пока смогли мобилизовать только 282 млн долларов США.

Таким образом кризис ресурсного обеспечения гуманитарных операций ООН в Йемене поистине выходит на передний план, нивелируя несколько проблему приостановки потоков гуманитарных грузов ВПП ООН в регионы под контролем хоуситов. По оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), если коренного перелома в течение лета не произойдет, то к сентябрю — но возможно и раньше —  следует ожидать приостановки многих гуманитарных проектов и программ ООН. В частности, в первой категории риска – программы по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Также под угрозой недофинансирования находятся проекты по специальной помощи недоеданию, предотвращения холеры и поддержке внутренне перемещенных лиц и мигрантов. Также под угрозой – программы вакцинации животных, что может привести к вспышкам болезней и поражения скота.

На сегодняшний день какой-либо официальной реакции со стороны властей Саудовской Аравии и ОАЭ не поступало. Анонимные источники утверждают, что задержки с выделением финансирования на Йемен обусловлены недовольством этих стран дескать медленным и неэффективных расходованием выделенных в 2018 году грантов. Тогда большая часть донорских дотаций была канализирована по линии ВПП, а также Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Часть финансирования также была направления по каналам местных неправительственных организаций в форме небольших грантов для фермеров. В 2018 года неожиданно щедрая помощь от Абу-Даби и Эр-Риада оказалась весьма своевременной и помогла увеличить масштабы операций ООН во всех секторах. Как известно, c открытием в 2015 году Центра гуманитарной помощи и содействия имени короля Сальмана не только Саудовская Аравия, но и другие активные арабские страны Залива стали уделять стратегическое внимание теме финансирования гуманитарных усилий в Йемене, стремясь конкурировать даже с традиционными партнерами как например Агентство США по содействию развитию (USAID).

Нужно отметить, что несмотря на задержку в финансировании ооновских программ в Йемене, оба лидера арабского мира (Саудовская Аравия и ОАЭ) выделяют дополнительно огромные ресурсы на Йемен по альтернативным каналам – в обход механизмов ООН. В частности, колоссальные средства расходуются на финансовую и политическую поддержку правительства Хади в Адене, в их противостоянии хоуситам. Также отдельно финансируются такие проекты как сооружение Центра имени короля Сальмана и учреждение Службы Эмиратского Красного креста.

Перспективы йеменского гуманитарного кризиса в свете последних событий видятся крайне пессимистичными: по долгосрочным оценкам ООН в случае продолжения вооруженного конфликта до 2022 года в Йемене погибнет до 500 тысяч человек, в том числе 300 тысяч – в результате гуманитарных причин, связанных с голодом и дефицитом продовольствия и своевременной и квалифицированной медицинской помощи. Такие данные в частности приводят эксперты Программы развития ООН (ПРООН) со ссылкой на исследование Денверского университета.

В гуманитарной корзине ООН на 2019 год План гуманитарного реагирования для Йемена является самым дорогим – его годовой бюджет впервые достиг отметки 4.2 млрд долларов и превысил по стоимости все другие гуманитарные кризисы современности, включая сирийский. Однако его серьезное недофинансирование на 72% к середине года является крайне тревожным сигналом для йеменских элит. Очевидно, что в условиях недоговороспособности конфликтующих сторон и бесперспективности скорейшей стабилизации доноры просто не готовы инвестировать в очередную «черную дыру» и все-таки рассчитывают на некие обязательства сторон приложить реальные усилия для прекращения или хотя бы погашения остроты конфликта. Требование обеспечить прозрачность гуманитарных поставок и их адресное распределение наиболее нуждающимся слоям населения является еще одним жестким и важным условием как со стороны самих доноров, так и отвечающих за доставку и распределение гуманитарной помощи профильных организации системы ООН.

Что касается маневрирования Саудовской Аравии и ОАЭ, от финансовой щедрости которых как двух ведущих доноров будет во многом зависеть устойчивость гуманитарных программ ООН в Йемене в 2019 году (в том числе на фоне постепенного вывода американских финансовых активов из йеменской игры), то и здесь следует ожидать некоей эволюции. Ситуация может развиваться разнонаправленно с учетом изменяющихся приоритетов этих двух региональных лидеров в йеменском конфликте. В то время как Саудовская Аравия все более увязла в прямом военном столкновении с хоуситами, Абу-Даби стремится вести более тонкую дипломатическую игру и постепенно дистанцируется от лобовых вооруженных столкновений. В качестве альтернативы ОАЭ стремится оказывать адресную финансовую и политическую поддержку различным местным кланам на юге Йемене (а не напрямую поддерживаемому Саудовской Аравией правительству в Адене), фокусируясь таким образом на ликвидации остатков террористических подразделений «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещены в России) и завоевывая авторитет среди местных племенных лидеров. Думается, векторы военно-политических маневров двух лидеров арабского мира в Йемене будут во многом предопределять их финансовое участие в гуманитарных программах ООН в среднесрочной перспективе.