- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О действиях Ирана в ответ на ужесточение американских санкций

Ирано-американское противостояние продолжает набирать обороты. Вашингтон ужесточает давление на Исламскую Республику, вводя новые санкции и устраивая провокации на ее границах. В частности, в конце прошлого месяца санкции были введены против верховного лидера ИРИ Али Хаменеи и еще восьми командующих КСИР, что вызвало решительное возмущение в Иране. Вместе с тем на днях истекает 60-дневный срок, установленный Тегераном, для стран-членов Совместного всеобъемлющего плана действий, по окончании которого иранская сторона намерена продолжить поэтапное прекращение выполнения своих обязательств в рамках многостороннего соглашения.

О том, что Иран настроен серьезно в своих условиях, заявил секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани, отметив, что Тегеран «решительно» начнет «вторую фазу» замораживания своих обязательств с 7 июля. Дело в том, что после выхода США из СВПД, европейские страны-члены соглашения, не предприняли никаких практических действий по обеспечению и гарантированию бизнес интересов Исламской Республики в рамках своих обязательств по контракту, уступая американскому давлению.

Ранее, в качестве демонстрации своей решительности, Иран уже приостановил экспорт избыточных запасов обогащенного урана и тяжелой воды на двухмесячный период, предусмотренный статьями 26 и 36 договора. В результате за прошедшие два месяца  страна увеличила запасы производства своего низкообогащенного урана до более чем 300 кг. Об этом сообщил глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф на своей пресс-конференции 1 июля в городе Натанз.

Министр иностранных дел Ирана добавил, что страна уже объявила, что если шаги, предпринятые европейцами для компенсации любых возможных потерь для Ирана после одностороннего выхода США из СВПД не будут адекватными, иранское руководство перейдет ко второму этапу сокращения своих обязательств в ответ. М.Дж.Зариф также сказал журналистам, что второй этап касается уровня обогащения урана, который в настоящее время составляет 3,67 %. Вместе с тем, глава иранского МИД на своем официальном аккаунте в Твиттере подчеркнул, что Иран «не нарушает СВПД», т.к. пункт 36 соглашения более не действителен после выхода США из сделки, и напомнил, что меры Ирана являются «обратимыми», но только в том случае, если европейские страны предпримут необходимые шаги для выполнения своих обязательств.

По словам А.Шамхани, в качестве очередного шага в защиту своих интересов и послания «тем странам, которые истолковали терпение Ирана как слабость и бездействие», Иран намерен возобновить обогащение урана до более высокой степени расщепления в соответствии с директивой Высшего совета национальной безопасности ИРИ, если Европа продолжит следовать санкциям против Тегерана. Секретарь ВСНБ назвал «примером политической наглости» заявление министров иностранных дел Великобритании, Франции и Германии о своей приверженности полному осуществлению СВПД на фоне продолжающегося давления на Иран.

3-го июля президент Ирана Хасан Роухани конкретизировал намерения Ирана. Согласно его заявлению, «второй шаг» его страны заключается в восстановлении работы реактора на тяжелой воде в Араке – IR-40 с 7 июля, если остальные страны-члены договора не предпримут никаких действий. Х.Роухани добавил, что решение Ирана относительно реактора может быть отменено, только если они (другие подписавшие стороны) будут выполнять все свои обязательства. По словам президента, Иран также превзойдет предел, установленный ядерным соглашением, в отношении уровня чистоты (обогащения) производимого им урана.

 

Справка: IR-40 представляет собой реактор для тяжелой воды мощностью 40 мегаватт (тепловой), недалеко от Арака, рядом с заводом по производству тяжелой воды в Араке, провинция Маркази. В соответствии с СВПД Иран согласился перепроектировать реактор IR-40 с помощью стран групп 5 + 1, чтобы свести к минимуму производство плутония и избежать производства оружейного плутония. Иран также согласился удалить активную зону реактора и заполнить ее бетоном, чтобы сделать его непригодным для использования, и экспортировать все отработанное топливо в течение одного года после его удаления из реактора. 14 января 2016 года Иран заявил, что ядро реактора было удалено и что оно будет заполнено бетоном.

 

На протяжении всего времени действия СВПД Тегеран продемонстрировал стойкую политическую волю, строго выполняя все взятые на себя обязательства. Этот факт неоднократно подтверждали инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в том числе в лице его генерального директора Юкия Амано. Однако, на сегодняшний день Иран не видит перед собой необходимости соблюдать условия СВПД в одностороннем порядке в свете невыполненных обязательств западной стороны. Так, по словам заместителя министра иностранных дел ИРИ Аббаса Аракчи, был нарушен баланс между обязательствами и правами Ирана в рамках СВПД. Вместе  тем, иранский политик донес до европейских стран тезис о том, что Исламская Республика «оставляет окно для дипломатии открытым, сокращая свои обязательства постепенно». Иран в очередной раз демонстрирует гибкость и сдержанность во внешней политике, отчасти продиктованную сложным экономическим положением страны, с другой – стремлением позиционировать себя как мирное государства, не давая повода для агрессии в свой адрес.

28-го июня в Вене состоялось заседание совместной комиссии по СВПД во главе с заместитель министра иностранных дел ИРИ Аббасом Аракчи и заместителем главы внешнеполитического ведомства ЕС Хельгой Шмидт, которое пресс-секретарь иранского МИД Аббас Мусави назвал «последним шансом» спасти договор после выхода из него США. Во время австрийской встречи делегация из Ирана требовала предпринять практические шаги по введению в действие запланированного европейского финансово-торгового механизма Instex, позволяющего проводить финансовые операции с Ираном в обход санкций. По итогам заседания было принято совместное заявление из 9 пунктов, в котором стороны выступили за полное выполнение СВПД всеми сторонами.

По словам представителя МИД Ирана, несмотря на поддержку позиции Тегерана в официальных заявлениях, стороны соглашения – Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай – не предприняли никаких практических действий, чтобы «убедить Иран выполнять свои обязательства», и это обстоятельство вызывает вопрос, серьезно ли они относятся к идее создания механизма Instex.

Аббас Мусави заявил, что его страна еще хочет посмотреть, как будет работать Instex и будет ли он действенным, каким будет объем финансовых переводов, осуществляемых через Instex, т.к. ранее Иран продавал около 2,8 млн баррелей нефти в день и получал доходы, и эти доходы должны быть обеспечены. Однако, если иранская сторона сочтет механизм поверхностным, то не признает его и примет контрмеры в установленный срок.

Несмотря на свое бездействие в вопросе сохранения ядерной сделки, европейские три страны – Великобритания, Франция и Германия, заявили, что не намерены прибегать к механизму восстановления санкций Совбеза ООН против Ирана, предусмотренный СВПД для случая, если Иран не будет выполнять свои обязательства, т.к. желают снизить имеющееся напряжение. Вместо этого, французский президент Эммануэль Макрон призвал Иран немедленно прекратить свои контрмеры и заявил, что приложит усилия для того, чтобы обеспечить соблюдение Ираном своих обязательств.

Что касается двух остальных членов СВПД – России и Китая, то страны выражают свою поддержку Ирану и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. 29 июня министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что страны, подписавшие ядерное соглашение с Ираном, стремятся ввести меры, которые позволят Тегерану возобновить экспорт низкообогащенного урана и тяжелой воды. По его словам, экспертам из стран-членов было поручено разработать практические меры, позволяющие Ирану экспортировать свои запасы низкообогащенного урана и тяжелой воды в обход санкций США.

Китайская сторона возложила всю ответственность за невыполнение Ираном своих обязательств на Вашингтон. Об этом заявил официальный представитель МИД Китая Ген Шуан на регулярном брифинге в Пекине. «Мы неоднократно подчеркивали, что максимальное давление США является коренной причиной нынешней напряженности», — заявил пресс-секретарь.

На данный момент действенных рычагов снижения напряженности вокруг Ирана и поворота ситуации в конструктивное русло найти не удается. Иран, не получающий обещанное ему от ядерной сделки, предсказуемо и объяснимо, играет на обострение. При этом, стремящиеся «образумить» Тегеран европейские государства не в состоянии предложить ему что-либо осязаемое и ограничиваются лишь заявлениями. В этой связи можно прогнозировать углубление кризиса, значительные финансовые потери, как у Ирана, так и у его уступивших американскому давлению партнеров, а также пребывание всей ситуации на грани горячей стадии. Этому способствуют и агрессивные заявления американских политиков, и ответы им с иранской стороны, и положение загнанного в угол Ирана.