- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

После операции в саудовском Букейке: признание обвиняемых

24 февраля 2006 г. силы саудовской службы государственной безопасности предотвратили террористическую атаку на нефтеперерабатывающий комбинат в городе Букейке (Восточная провинция, на расстоянии 50 км от ее центра города Даммам).

События, произошедшие в этом городе более чем год назад, были беспрецедентны для деятельности саудовской антисистемной оппозиции. Впервые ее участники предприняли прямое нападение на предприятие нефтяной отрасли своей страны. При этом в качестве объекта нападения был выбран комбинат мирового значения — ежедневно на нем перерабатывается до 9 млн баррелей нефти (что практически и составляет максимальную мощность комбината), или почти треть саудовской нефтедобычи. Комбинат в Букейке предназначен для переработки сырой нефти и природного газа из основных районов саудовской нефтедобычи, включая в первую очередь крупнейшее и старейшее (открытое в 1948 г.) месторождение Гавар (расположенное в 200 км к востоку от Эр-Рияда), где ежедневно добывается около 7 млн баррелей нефти. Но, кроме того, на комбинате в Букейке перерабатывается нефть из месторождений Шиба (запасы нефти в нем оцениваются в 15 млрд баррелей, а природного газа – в 25 трлн кубометров, расположено на юго-востоке страны, в глубине пустыни Руб-эль-Хали, на расстоянии 640 км от Букейка), Харад и Эль-Османийя, не говоря уже о месторождении в районе самого Букейка.

Переработанная нефть отправляется из Букейка по трубопроводам в два саудовских порта – 4 млн баррелей ежедневно в Янбо (на побережье Красного моря) и 5 млн баррелей ежедневно в Рас-Таннуру (на побережье Персидского залива). Комбинат в Букейке включает также несколько вспомогательных предприятий, в том числе завод газоочистки и завод по производству серы. Вне сомнения, роль и значение Букейка для мировой экономики огромны, в том числе и в связи с нынешним положением в Ираке, содействовавшим тому, что саудовское правительство уже ведет работы по прокладке дополнительных нефтепроводов в Янбо для увеличения поставок саудовской нефти на мировой рынок.

В этом контексте действия сил саудовской государственной безопасности, предотвративших террористические акты на комбинате в Букейке, имели огромное значение. Но не менее важно и другое обстоятельство: 14 мая с.г. саудовские власти предали гласности первые признания арестованных членов антисистемной оппозиции (в ходе специальной передачи саудовского телевидения), участвовавших в подготовке нападения на комбинат (непосредственные исполнители этой операции были уничтожены в ходе ее отражения). Эти признания дают представление как об образе мыслей саудовских террористов, их связях с зарубежными единомышленниками (хотя эти связи и могут быть намеренно преувеличены органами государственной безопасности королевства), так и о способах их практических действий.

Итак, во-первых. Арестованные участники антисистемной оппозиции (граждане Саудовской Аравии) сообщили, что были членами действующей самостоятельно подпольной группы, которые все так же самостоятельно пришли к выводу о том, что «наиболее эффективным методом борьбы» должно стать разрушение какого-либо из основных предприятий нефтяной инфраструктуры на территории королевства. По их мнению, речь должна была идти об отдельном нефтеочистительном предприятии или о большом комбинате, расположенном, как это предполагалось первоначально, в Рас-Таннуре или Джубейле.

Тем не менее, во-вторых, они думали о придании максимально возможного значения планировавшейся операции. В этой связи они пришли к выводу о том, что планировавшиеся ими действия должны получить «благословение» «Аль-Каиды» и, в частности, Усамы бен Ладена. Иными словами, арестованные участники этой подпольной группы считали необходимым «доставить сообщение о планировавшейся операции Усаме бен Ладену», находившемуся, по их мнению, в горах Тора-Бора (Афганистан). Связь с ним была насущной задачей: «Если, — как сообщил один из арестованных, — в момент планирования операции наша убежденность в необходимости ее проведения была неполной, то получение фетвы от бен Ладена дало бы нам полную убежденность в правоте наших действий». По его словам, «мы осуществили бы эту операцию, никого более не спрашивая».

В-третьих. Для доставки «сообщения в горы Тора-Бора» была необходима связь «с кем-либо из сторонников бен Ладена» в королевстве. В конечном итоге, такой человек (они называли его «Абдель Азиз») был найден, и с его помощью соответствующее сообщение главе «Аль-Каиды» было доставлено. Этот человек в дальнейшем и стал руководителем самой подпольной ячейки, выбравшим место проведения будущей операции – нефтяной комбинат в Букейке, и время ее осуществления. В свою очередь, определение места операции, проведенное под руководством Абдель Азиза, потребовало предварительной рекогносцировки. Для этого те или иные члены группы выезжали в различные центры нефтедобычи и нефтепереработки, чтобы на месте ознакомиться с существующей системой охраны этих центров и возможностями действия на их территории.

В-четвертых. Окончательный выбор Букейка в качестве места проведения операции определялся политическими соображениями, так как это «крупнейший на Ближнем Востоке центр нефтяной промышленности». Операция в этом городе получила одобрение свыше — членам ячейки была доставлена «фетва бен Ладена». Однако лидер «Аль-Каиды» отмечал необходимость «единовременного осуществления» нескольких операций против сооружений нефтяной инфраструктуры — не только в Букейке, но и в соседних странах. Речь шла о Кувейте и Объединенных Арабских Эмиратах, куда для проведения соответствующей подготовительной работы были также направлены несколько членов ячейки. Лишь арест некоторых из них накануне событий в Букейке заставил членов группы сосредоточить внимание исключительно на центре саудовской нефтепереработки, взрыв которого группа готовила почти год.

В-пятых. Операция в Букейке рассматривалась членами группы как «событие, которое превысит в мировом масштабе то, что произошло в сентябре (2001 г. в Нью-Йорке. – Г.К.)». Для них смысл этой операции состоял в нескольких обстоятельствах. Прежде всего, разрушение нефтяного комбината в Букейке «поставит в затруднительное положение саудовское государство». Его прямым следствием станет «разрушение системы цен на нефть в Америке», что «заставит Америку сказать, что нефть – достояние не только Саудовской Аравии». Эти слова в свою очередь послужат оправданием «для вторжения американских войск под любым предлогом на саудовскую территорию ради того, чтобы обеспечить охрану существующей в королевстве нефтяной инфраструктуры». Вторгшись в Саудовскую Аравию, «американские солдаты начнут убивать людей, люди же начнут бороться против них». Один из арестованных сказал: «Борьба против американцев полностью разрушит саудовскую экономику, но это нас волновало менее всего, поскольку мы (возглавив антиамериканское сопротивление. – Г.К.) заставим американцев уйти». Второй добавил: «Проблемы экономики нас нисколько не волновали. Мы хотели лишь нанести смертельный удар по Америке».

Наконец, в-шестых. По словам арестованных, их абсолютно не интересовали последствия планировавшейся ими операции в Букейке и, более того, какой урон будет нанесен предприятию и городу в результате взрыва доставленных в Букейк 2 тонн взрывчатки. При этом некоторые из них считали, что столь значительный ее объем «может убить тысячи людей и нанести материальный ущерб району площадью 20 кв. км». Впрочем, кое-кто из арестованных считал, что «если произойдет взрыв газа, то погибнут все жители Букейка, а пожар распространится на 60 км, на всю волость Аль-Уюн, а, может быть, и на всю Восточную провинцию». Отсутствие же интереса к вероятным последствиям операции определялось членами подпольной группы тем, что ее «главным итогом станет победа нации (мусульманской. – Г.К.)». А ради ее «победы» нужно «идти по избранному пути, взрывать, убивать себя, а вместе с собой еще и людей».

Стоит ли комментировать эти признания? Скорее всего, в этом случае комментарии излишни, достаточно нескольких слов.

Саудовская оппозиция выглядит как самовоспроизводящаяся система. Конечно, ее отряды разрознены и, видимо, почти не связаны между собой — деятельность саудовских спецслужб дает о себе знать. Разумеется, их связь с центрами международного терроризма условна, хотя его представители (но это уже давно не секрет) находятся и в пределах саудовской территории. Более того, террористы, действующие в Ираке (что также уже давно известно), служат примером для подражания для их единомышленников в соседних странах.

Но в этой связи все же важнее другое обстоятельство – мотивация их действий. Впрочем, и в этом случае комментарии излишни. Достаточно только сказать, что антиамериканизм, вне сомнения, оказался орудием политической борьбы. Где-то (Саудовская Аравия тому пример) он окрашивается в «мусульманские» тона, где-то приобретает оттенки иной «цивилизационной» или «религиозной» специфичности, которую обычно называют «духовностью». Но последствия борьбы, безрассудно использующей антиамериканизм, не могут в конечном итоге быть успешными. Это в равной мере относится и к саудовскому террористическому подполью, и к респектабельным и порой находящимся на вершине власти политикам. Все они в конечном итоге делают одно общее дело с теми, кого сами же называют террористами.