- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О неудачах в процессе организации переговоров по разграничению ливано-израильской морской границы

По сообщениям ливанских источников, сделанным после завершения встречи исполняющего обязанности помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Д.Саттерфилда, чье назначение послом в Турцию недавно одобрил Сенат, и представителей Ливана в лице главы МИД Дж.Бассиля и спикера парламента Н.Берри, сторонам не удалось прийти к консенсусу по вопросу запуска ливано-израильских переговоров о разграничении морской границы. Причиной тому была названа позиция Израиля, чей министр энергетики Ю.Шатйниц еще в июне прогнозировал старт инициативы в течение месяца.

По имеющимся данным Бейрут и Иерусалим разошлись во мнениях относительно посредников. Так, последний предпочитал видеть в этом качестве исключительно Вашингтон, в то время как ливанцы настаивали на том, что процесс может идти только под патронажем ООН, дабы избежать злоупотреблений с израильской стороны. США выдвинули компромиссный вариант – свою поддержку при проведении консультаций на площадке Объединенных Наций, в качестве которой была предложена база UNIFIL в ливанском городе Накура. Сообщалось, что Иерусалим обусловил свое участие во встрече тем, что переговорщики от организации в ней задействованы не будут, хотя можно предположить, что на позицию страны оказало влияние и то, что место не является нейтральным. Наконец, учитывая подход ООН к ближневосточной проблематике, у Израиля были явные опасения в необъективности будущих предложений и демаркации границы в пользу Ливана.

Также сторонам не удалось договориться еще по двум принципиальным моментам: необходимости ограничения сроков переговорного процесса и возможности включения в повестку дня вопросов о сухопутной границе. Израильская точка зрения сводилась к необходимости установления 6-месячных рамок для переговоров, в то время как Ливан стремился сделать их  открытыми, полагая, что любой дедлайн рискует привести к тому, что израильские переговорщики будут до последнего момента затягивать процесс, а затем полностью откажутся от участия, ссылаясь на то, что требование по датам не выполнено. При этом стоит отметить, что США, несмотря на стремление оказать общее давление на Ливан из-за влияния там иранской прокси – «Хизбаллы», в данном случае вели себя довольно сдержано. Это может объясняться нежеланием Вашингтона на фоне сложной ситуации, сложившейся вокруг палестино-израильской «сделки века», возлагать на себя четкие обязательства по достижению урегулирования еще одной группы ближневосточных противоречий.

После сообщений о срыве усилий Д.Саттерфилда было доступно довольно мало комментариев официальных лиц. Лишь Ю.Штайниц в пятницу в интервью израильскому радио сообщил, что с разочарованием воспринял это известие, однако, не считает, что надежда на достижение договоренностей полностью отсутствует, т.к. ливанский отказ пока не был озвучен на официальном уровне. При этом весьма ожидаемо возникшие проблемы он объяснил позицией «Хизбаллы». Теперь по оптимистичным прогнозам Бейрут в течение нескольких недель может все же изменить свою точку зрения, в противном случае переговоры могут быть отложены на несколько лет.

Вместе с тем помимо общего конфронтационного характера отношений между Ливаном и Израилем на фоне борьбы последнего с иранским присутствием в непосредственной близости от своих границ, на переговорный процесс по морской границе могла оказать влияние и ситуация на газовом рынке региона. Урегулирование  этой группы противоречий между Бейрутом и Иерусалимом казалось выгодным с точки зрения перспектив развития созданного нынешней зимой газового форума государств Восточного Средиземноморья. В январе, комментируя в целом успешную инициативу интеграции в рамках отрасли, эксперты отметили отсутствие в новом объединении Ливана и Турции. При этом если последнюю рассматривали как конкурента и сложного партнера, с которым будет трудно договорится из-за широкого спектра противоречий с другими участниками, то ливано-израильский спор о разграничении экономических зон виделся вполне разрешимым. Это давало бы возможность привлечь Бейрут к сотрудничеству в рамках форума, а также стало бы выгодным для американской компании Noble Energy, стремящейся добиться полного вытеснения российских конкурентов из Средиземноморья.

Однако на текущей неделе стало известно о том, что израильская компания  Delek Drilling решила отложить продажу газа в Египет с установленного ранее срока (июнь 2019 г.) на конец года, когда планируется  ввод в эксплуатацию месторождения «Левиафан». Сейчас же, по данным компании, высоки потребности внутреннего рынка. При этом перенос даты начала поставок негативно отражается на египетской стратегии развития отрасли, основной идеей которой является превращение страны в главный газовый узел Средиземноморья. Наконец, в Иордании антиизраильские настроения в парламенте привели к призывам разорвать газовые соглашения с соседом и даже «взорвать газопровод», построенный для поставок «голубого топлива» из месторождения «Тамар» иорданским потребителям.

Таким образом, срыв планов по старту ливано-израильских переговоров о разграничении исключительных экономических зон в значительной степени обусловлен не противоречиями Бейрута и Иерусалима, а общей ситуацией в регионе, осложнившейся в политическом плане из-за американо-иранской напряженности и активизации прокси ИРИ, а также в силу трудностей в процессе согласования позиций государств, ранее вошедших в газовый форум Восточного Средиземноморья. Последний фактор актуализирует задачу сближения Израиля с уже действующими его партнерами, отодвигая вопрос о примирении с Ливаном.