- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об актуальной повестке Турецкой Республики

Турецкая Республика постепенно возвращается к «нормальной жизни» после того выборного периода, который проходил в стране в период с 24 июня 2018 года (президентские и парламентские выборы) по 23 июня 2019 года (повторные выборы мэра Стамбула, после объявления выборов 31 марта с.г. несостоявшимися).

Разумеется, этот переходный период занимает времени больше, чем дистанция между двумя голосованиями. Что, собственно, и объясняет многочисленные жалобы турецкого бизнеса на то, что «дальше так больше нельзя».

Во-первых, следует учесть многонедельную подготовку к каждой выборной кампании, которая буквально «вырубает» свет нормальной жизни в стране. Государственные институты ставят все значимые решения на паузу, частный сектор приостанавливает свои инвестиции в новые проекты, дожидаясь кадровых изменений. Экономическая жизнь в стране замирает.

Во-вторых, надо учесть тот период времени, когда результаты выборов уже стали известны – а вместе с ними заступают на должность новые люди. Очевидно, что второе, в 2019 году, с учетом результатов муниципальных выборов в ряде крупных городов Турции, включая Анкару и Стамбул, где одержала победу оппозиция, займет несколько дольше времени, чем в прошлом.

Прежде всего, чисто технически передача дел к представителям другой политической партии происходит сложнее и болезненнее, чем, если это не выходит «из избы» одного политического движения. Даже того, что просачивается наружу, допустим, из той же Анкары в эти дни, уже достаточно, чтобы понять, насколько там все складывается непросто и какие бреши обнаруживаются.

Более того, партии власти попросту надо «переварить» то сокрушительное поражение, которое она потерпела на муниципальных выборах и понять, как действовать дальше. Можно, конечно, почивать на лаврах и пребывать в спокойной уверенности от своего большинства в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции и от своего большинства в плане числа глав муниципалитетов и членов своих законодательных собраний, не обращая внимание на результаты «каких-то местных выборов».

Но, если прямо посмотреть правде в глаза, то уже стало отчетливо понятно, что без резкой смены курса и ребрендинга следующие выборы в 2023 году партии власти не выиграть. Р.Т.Эрдоган, как, вероятно, самый опытный политик в стране, не может не понимать, что победы вызревают не в столице, а на местах.

Может, конечно, как обычно, помочь оппозиция, которая, иногда, складывается такое чувство, что играет за другую команду. Настолько неожиданные и не вынужденные ошибки она допускает. Однако, в турецком обществе созрел серьезный запрос на перемены и подспудно ещё зреет понимание того, что власть этот запрос удовлетворить не может, а может это сделать лишь только оппозиция. Так что, даже в случае ошибок последней, все равно, преимущество оказывается на её стороне – власть, побывав на плато, постепенно начала свое движение вниз. И все меньше, довольно интересным образом, начинает складываться в её пользу.

Итак, накануне состоялось очередной заседание Кабинета министров Турции, после чего перед журналистским пулом выступил пресс-секретарь страны Ибрагим Калын. Как же он обозначил основную повестку дня Турецкой Республики в эти дни?

Основные пункты повестки дня заседания правительства страны были пресс-секретарем турецкого президента обозначены следующим образом: внутренняя и внешняя безопасность страны, экономика, итоги визита президента Р.Т.Эрдогана в Японию на саммит «Большой двадцатки» и в Китай и т.д.

Перечислим по пунктам те основные моменты, которые нашли свое отражение в выступлении И.Калына перед журналистским пулом по итогам заседания:

  1. Как сообщил в ходе своего выступления президент Р.Т.Эрдоган, по итогам его визитов в Японию и Китай, во исполнение достигнутых договоренностей, даны соответствующие поручения министерствам и ведомствам.
  2. В ходе заседания Кабинета министров обсуждались итоги первого года функционирования президентской формы правления, которая пришла в стране на смену парламентской республике. В очередной раз, президент Р.Т.Эрдоган подчеркнул свою решимость в устранении бюрократических препон и в повышении эффективности работы турецких властных институтов. Как сообщается, Р.Т.Эрдоган дал свою оценку текущему уровню работы министерств и ведомств.

Процитируем турецкого пресс-секретаря:

«Какого рода шаги ещё могут быть предприняты? Был проведен разбор в отношении того, что можно сделать для улучшения работы системы.

Турция — динамичная, быстро развивающаяся страна. В этом смысле, как структура управления, так и нужды общества являются динамичными. Поэтому, для удовлетворения этих нужд, необходимо производить динамичные решения, а система должна быть способна к самообновлению».

  1. Как сообщил пресс-секретарь И. Калын, в ходе заседания Кабинета правительства, презентации были сделаны со стороны Министерства культуры и туризма, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, а также Министерства иностранных дел.
  2. Важнейшим вопросом для страны является улучшение её инвестиционного климата (особенно важно в контексте нынешних, откровенно плохих отношений Турции со своими главными инвесторами на Западе, включая США и ЕС, и довольно сложных отношений с Китаем – В.К.). В этой связи, в ходе заседания Кабинета министров, была сделана подробная презентация. Как отметил И.Калын, на встрече была проанализирована та работа, которая ведется в направлении привлечения в Турцию местных и зарубежных инвесторов, а также международного капитала. Результаты этого обсуждения, как сообщил И.Калын, станут вскоре обнародованы.
  3. В ходе встречи, по словам Ибрагима Калына, обсуждались актуальные вопросы международной повестки дня, включая те, что были затронуты на встрече «Большой двадцатки» в Осаке, включая двусторонние переговоры турецкого президента.

Здесь были озвучены следующие новости.

Очередное заседание в астанинском формате состоится в августе месяце. Местом заседания лидеров России, Турции и Ирана выбрана Турция. Как сообщил И.Калын, на встрече планируется всестороннее обсуждение вопроса Сирии. В центре обсуждения, как ожидается, будет последняя сирийская зона деэскалации в Идлибе, а также другие регионы Сирии, общая ситуация с безопасностью в стране, переходный политический процесс, формирование конституционной комиссии, возвращение сирийских беженцев в регионы их исхода и т.д. Как было отмечено И.Калыном, работа над подготовкой к этой встрече уже начата. Окончательные даты заседания астанинской тройки уточняются.

Другим вопросом является заседание так называемого «Стамбульского квартета», в составе России, Турции, Германии и Франции. Первое заседание в таком, расширенном, составе прошло в октябре 2018 года в Стамбуле.

Как сообщил И.Калын, второе по счету заседание этой расширенной платформы по Сирии пройдет также в Турции. Соответствующие договоренности были достигнуты президентом Р.Т.Эрдоганом в ходе саммита «Большой двадцатки» в Стамбуле. Задачей, по словам И.Калына, является собрать лидеров Турции, России, Германии и Франции в конце августа – начале сентября тем, чтобы эта встреча состоялась до заседания Генеральной Ассамблеи ООН. Аналогичным образом, главными темами обсуждения для «Стамбульского квартета» станет обстановка в Сирии, а также общие вопросы безопасности в регионе.

  1. Как указал И. Калын, на встрече Кабинета министров были обсуждены особенности перехода мира от однополярной системы к системе многополярной. Он при этом сослался на слова президента Р.Т.Эрдогана, который отметил необходимость того, чтобы в каждой сфере международной жизни все опиралось на глобальную систему: в экономике, технологиях, кибербезопасности, больших политических и гуманитарных вопросах (включая вопрос беженцев), в культуре, в гуманитарной помощи и т.д. Следовательно, все страны должны демонстрировать солидарность в том, чтобы противодействовать торговым, налоговым, говоря шире, экономическим войнам. Важным пунктом повестки дня Р.Т.Эрдогана, в ходе его визитов в Японию и в Китай, по словам И.Калына являлся именно тот ущерб, который наносится всем из-за «односторонней политики» (понятно, что имеются в виду те протекционистские меры, которые осуществляются нынешней Администрацией президента США Д. Трампа – В.К.).
  2. Отдельных слов пресс-секретаря президента Турции заслужило текущее положение дел в турецкой экономике, в частности, то укрепление курса турецкой лиры по отношению к доллару США и к евро, которое наблюдалось после визитов президента Р.Т.Эрдогана в Японию и в Китай. Укрепление курса национальной валюты И.Калын назвал «хорошей новостью», ставшей возможной в результате той положительной атмосферы, которая царила на встречах президента Р.Т.Эрдогана в ходе саммита «Большой двадцатки» (вообще, отметим, что «положительная атмосфера» — слишком зыбкая почва для того, чтобы делать на её основе какие-либо экономические оценки и расчеты на сколь-нибудь широкую перспективу – В.К.). Важнейшим направлением деятельности турецкого руководства И.Калын назвал повышение вклада туризма в экономику страны. По этому поводу, по его словам, сторонами ведется необходимая работа и предпринимаются соответствующие меры.

Здесь И.Калын не преминул развеять те слухи, которые циркулируют в стране относительно возможности смены турецкого Кабинета министров – как он сообщил, заметных кадровых изменений не предвидится.

  1. Вопрос поставок в Турцию российских систем С-400 давно вышел за рамки пусть и крупной, но все же простой внешнеторговой сделки, и оказался выделенным в Турции в отдельное делопроизводство. Новости с этих «оружейных полей» доводятся до турецкого общественного мнения чуть ли не с интервалом в день. На этот раз, пресс-секретарь И.Калын отметил, что «поставки начнутся в ближайшее время и (система С-400 – В.К.) будет активным образом использоваться».

Впрочем, И.Калын воздержался от обнародования сведений о том, когда именно система поступит в Турцию, куда она будет установлена на боевое дежурство и каким образом будет использована. Его главным посланием собравшемуся журналистскому пулу стало то, что сделка подходит к своему логическому завершению. В очередной раз, турецкая сторона, устами И.Калына, заявила о том, что невзирая на большую проделанную работу, от американской стороны так и не было получено то предложение по системам The Patriot, которое удовлетворяло бы ожиданиям Турции.

Как ещё раз подчеркнул И.Калын, система С-400 «в самое ближайшее время» начнет поступать в Турцию и будет активным образом использоваться. Это заявление И.Калын сделал в ответ на те слухи, которые циркулируют по стране, из серии: система поступит в Турцию, но не будет использована, останется в ящиках, не встанет на боевое дежурство и т.д.

И.Калын в своем выступлении перед прессой подчеркнул факт, впрочем, достаточно хорошо известный даже неспециалистам и проверенный на практике в ночь с 15 на 16 июля 2016, о том, что Турция остро нуждается в своей собственной системе ПВО.

В этом смысле, И.Калын напомнил всем присутствующим о суверенном праве Турецкой Республики на то, чтобы претворить подобный проект в жизнь и эксплуатировать систему С-400. Тем более, что, как счел необходимым напомнить И.Калын, система С-400 не является ни угрожающей, ни создающей опасность для системы безопасности НАТО. Именно поэтому, по его словам, она и называется «системой безопасности» и с её помощью нельзя атаковать другую страну. Напротив, как подчеркнул И.Калын, первоочередной задачей этой системы является обеспечение безопасности для самой Турецкой Республики.

Процитируем турецкого пресс-секретаря: «Следовательно, (у системы С-400 – В.К.) нет ни таких особенностей, ни такого измерения, чтобы она могла создавать угрозу для системы НАТО или, к примеру, для F-35, когда они поступят в турецкое распоряжение (уместнее было бы сказать, если они поступят, в данной ситуации отношений между Турцией и США – В.К.), или нашей существующей системе противовоздушной обороны. Что же до того, где именно будут размещаться (дивизионы – В.К.) С-400, то над этим, как указал И.Калын, совместным образом работают Министерство национальной обороны, командование ВВС и командование родов войск».

  1. Про комплексный характер сделки по С-400.

На самом деле, все прекрасно понимают, что тема С-400 – весьма комплексная и много чего за собой может потянуть дальше, в случае, если все пройдет успешно. В частности, в отношениях между Россией и Турцией. Именно поэтому против этой темы США / НАТО так и «ополчились». Даже ещё жестче, чем это в свое время против АЭС «Аккую» (правда, российское участие в «Аккую» перед подписанием соглашения было «разбавлено» Францией – поставками турбин французского производства, которые до этого никогда в российских проектах не использовались — и это было частью сделки – В.К.).

Процитируем турецкого пресс-секретаря:

«(У соглашения по С-400 – В.К.) есть образовательное измерение, есть вопрос размещения, есть вопрос введения в строй, есть вопрос эксплуатации. Как вы знаете, это – сложная система. Работы, в этой связи, продолжаются. Когда все будет окончательно ясно, мы поделимся (информацией – В.К.) с общественным мнением. Однако, как я сказал, С-400 – это предпочтение Турции, возникшее в рамках потребностей страны. И в этом направлении, в рамках решения принятого нашим уважаемым президентом, в самое ближайшее время, я даже могу сказать, что в течение дней, эта система поступит в Турцию, будет установлена и начнет использоваться».

  1. Про ситуацию в Ливии и про турецкую позицию.

Касательно ситуации в этой стране, И.Калын высказал крайнюю обеспокоенность руководства Турции. В частности, он напомнил про недавнюю трагедию, когда в результате бомбардировки сил Х.Хафтара лагеря беженцев погибло больше 50 человек. Эти действия И.Калыном были охарактеризованы в качестве «военного преступления».

И.Калын подчеркнул, что в этой связи предпринимаются необходимые меры со стороны постоянного представителя Турции при ООН, Министерства иностранных дел Турции, а также других уполномоченных инстанций Турции. В частности, одной из предлагаемых Турцией мер является срочная подготовка всестороннего отчета о произошедшем и начало расследования.

В очередной раз, в связи с инцидентом с шестью захваченными турецкими гражданами, Ибрагим Калын подчеркнул официальную позицию турецкого руководства о том, что в случае любого акта агрессии по отношению к турецким гражданам или турецким компаниям, ХХафтар будет рассматриваться в качестве законной цели для Вооруженных сил Турции.

Итак, что мы видим в текущей повестке турецкого руководства, если обратимся к заявлениям пресс-секретаря президента Турции Р.Т.Эрдогана – Ибрагима Калына?

Экономики в заявлениях официального представителя Анкары – совсем немного и, в целом, все в порядке – лира укрепляется, а кадровых перестановок не предвидится. Зато много политики внешней: здесь и Сирия, и Ливия, и тема с С-400 и диалог с США. Пожалуй, именно внешняя политика – это тот трек, где турецкое руководство в эти дни стремится показать свою успешность и принципиальность турецкому обществу. Небольшое укрепление курса национальной валюты преподносится турецкими руководителями в качестве доброго знака, однако, вряд ли оно способно удовлетворить стремительно обедневшее турецкое общество и решить вопрос безработицы. Именно последние два вопроса, а не внешнеполитические дела, являются наиболее актуальными для турецких граждан.