- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О продвижении разведывательно-ударных БПЛА китайского производства на ближневосточном рынке вооружений. Часть 2

По данным китайских источников, ВВС Иордании ведут переговоры о продаже шести разведывательно-ударных БПЛА «Радуга-4В» другим иностранным государствам, среди которых могут быть Ирак, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан. Официально, иорданская сторона заявляет, что рассматриваемые дроны не в полной мере соответствуют требованиям национальных ВВС.

Как известно, иорданские военные еще в 2015 г. подписали с «Китайской аэрокосмической научно-технической корпорацией»   соглашение о поставке рассматриваемых БПЛА, которые были переданы заказчику в 2016 г.

Основным лейтмотивом к приобретению данных БПЛА была необходимость проведения специальных и разведывательных операций в западных и северных районах сопредельной Сирийской Арабской Республики, однако после прихода ВКС РФ и развертывания широкомасштабных боевых действий применение БПЛА «Радуга-4В» могло привести к большим проблемам, нежели позитивным результатам.   В целом в течение 2017 и 2018 гг. ВВС Иордании в основном использовали рассматриваемые аппараты для разведывательных полетов вдоль  сирийско-иорданской границы и ведения наблюдения – сбора разведывательных данных.

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий откровенно замечают, что перепродажа официальным Амманом БПЛА «Радуга-4В» вполне соответствует устоявшейся иорданской традиции поставок военной техники в сопредельные и дружественные страны в связи со сложной экономической обстановкой. В прошлом столетии ВВС Иордании приобретали истребители «Цзянь-7» (в количестве 120 ед), которые потом перепродавали ВВС Пакистана. Однотипный сценарий был применен и к истребителям F-16 (24 самолета), которые официальный Исламабад не мог приобрести напрямую у США.

Следует отметить, что отчасти именно по этой причине в  январе 2015 г. американские законодатели заблокировали выделение официальному Амману военно-финансовой помощи в размере 660 млн долл. США (король Абдалла II надеялся на получение 1 млрд долл. США), а также не выдали компании General Atomics Aeronautical Systems разрешение на поставку партии разведывательных БПЛА Predator-XP (производственное обозначение RQ-1E), которые оснащены исключительно радиолокационной станцией с синтезированной апертурой и оптико-электронным комплексом, позволяющими уверенно обнаруживать и идентифицировать наземные или надводные стационарные и движущиеся объекты в сложных метеоусловиях, в дневное и ночное время. Данные аппараты позволяют осуществлять только наблюдение/разведку и не предназначены для применения авиационных средств поражения.

В современных условиях ВВС Иордании обладают крайне скромным бюджетом и для поддержания боеготовности подразделений оперативно-тактической авиации необходимы дополнительные ассигнования, которые возможны только после продажи БПЛА «Радуга-4В» третьей стороне – Ираку, ОАЭ или в Пакистан.

Китайские аналитики отмечают, что к настоящему моменту операторы 100-эскадрильи ВВС Ирака уже накопили значительный опыт применения собственных БПЛА «Радуга-4А», благодаря которым проводятся достаточно успешные операции против исламистов на севере страны. Как известно, до приобретения данных БПЛА официальный Багдад направлял в адрес американских предприятий ОПК запросы на приобретении партий аналогичных аппаратов MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, однако в ответ были получены отказы.

Высокую интенсивность боевых вылетов БПЛА «Радуга-4А» ВВС Ирака подтверждает соответствующий расход авиационных средств поражения – универсальных ракет с лазерным наведением AR-1 (экспортная версия тяжелой противотанковой ракеты «Красная стрела-10»), на которые были подписаны дополнительные контракты между КНР и Ираком.  По данным китайских источников, в ходе 200 боевых вылетов (за первые полгода эксплуатации) данные беспилотники уничтожили, 95% обнаруженных разведкой целей – автомобилей и стационарных объектов противника.

Кроме того, за последние два года иракские технические специалисты в полной мере освоили процедуры обслуживания и мелкого ремонта, что позволит им без особых проблем поддерживать боеготовность БПЛА «Радуга-4В», которые ранее приобрели ВВС Иордании. Иракские военные отмечают высокую надежность бортовой электроники «Радуги-4А» и особенно выделяют качественную стабилизацию ОЭС, что позволяет уверенно сопровождать скоростные цели – пикапы, полноприводные джипы в пустынной местности.

Некоторые китайские аналитики полагают, что благодаря приобретению шести БПЛА «Радуга-4В» по сниженной цене  ВВС Ирака серьезно расширят свои возможности по борьбе с исламистами в отдаленных районах, поскольку данные аппараты оснащены системой спутниковой связи, что позволяет  размещать пункты управления на хорошо охраняемых авиационных базах на значительном удалении от передовой. Следует отметить, что после приобретения «Радуги-4В» у иракских военных есть возможность серьезно расширить некоторые показатели этих аппаратов за счет установки суперспектральной ОЭС китайского производства, позволяющей обнаруживать объекты на дальности до 50 км и идентифицировать технику ночью на удалении более 3 км.

Китайские обозреватели не исключают возможности, что ВВС Ирака приобретут БПЛА в Иордании не столько в собственных интересах, сколько с целью оказать помощь иранским партнерам, которые нуждаются в новых образцах беспилотных летательных аппаратов. По данным китайских источников, иранские специалисты рассчитывают, что при содействии иракской стороны они смогут создать новую модификацию разведывательно-ударного БПЛА типа «Шахид».

Конечно, кроме Ирака в покупке небольшой партии БПЛА «Радуга-4В» заинтересованы и в Объединенных Арабских Эмиратах, поскольку данные аппараты вполне пригодятся на «ливийском фронте» и позволят Ливийской национальной армии (ЛНА) наносить более интенсивные удары по объектам и отрядам правительства национального согласия (ПНС) в районе Триполи. В качестве основных целей определены международный аэропорт, близлежащие авиационные базы, склады вооружения и морской порт.

Следует отметить, что именно ОАЭ оплатили поставку партии колесных бронемашин тяжелого класса из Иордании в Ливию (Al-Mared и Al-Wahsh), тогда как ПНС получает сопоставимую технику (колесные бронемашины «Кирпи», пр-во компании ВМС) из Турции.  С учетом платежеспособности именно Абу-Даби может опередить официальный Багдад в вопросе приобретения рассматриваемых БПЛА китайского производства.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в распоряжении ВВС ОАЭ находится несколько БПЛА американского производства Predator-XP, однако их высокая стоимость (200 млн долл. США за партию, количество которой точно не разглашается) и ограничения не позволяют официальному Абу-Даби развертывать их в Ливии.

Благодаря китайским источникам стало известно, что в июне 2019 г. американские законодатели дали разрешение на поставку 20 разведывательных БПЛА RQ-21A Blackjack, 8 станций управления, 4 пусковых и 4 возвратных устройств, а также комплекта сменно-запасных частей при общей стоимости 80 млн долл. США.  Данные аппараты являются компактными средствами разведки и позволяют: вести наблюдение, классифицировать силы противника,  а также обеспечивают наведение артиллерии.

При такой стоимости ОАЭ вполне могли приобрести  сопоставимую по количеству партию китайских многофункциональных БПЛА «Радуга-4», которые доказали свою эффективность в качестве ударных средств и в качестве источников данных для действий самоходных артиллерийских установок PLZ-45, применяемых в Йемене против хоуситов.