Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий достаточно внимательно наблюдают за развитием обстановки в Ливии, поскольку данное североафриканское государство находится в зоне национальных экономических интересов официального Пекина. Как известно, в начале «арабской весны» корабли ВМС НОАК обеспечили безопасный вывоз значительного числа граждан КНР, которые до последнего оставались в столице Ливии в надежде, что официальная власть возьмет ситуацию под контроль и не придется оставлять предприятия, закрывать проекты и терять многие миллиарды вложений и перспективной прибыли.
Однако, как известно, руководитель Ливии Муаммар Каддафи был жестоко убит, и страна на протяжении последних восьми лет находится в состоянии глубокого кризиса, который сопровождается боевыми действиями между силами правительства национального согласия (ПНС) премьер-министра Фаиза Сараджа и Ливийской национальной армии (ДНА), под командованием фельдмаршала Халифы Хафтаром.
Китайские специалисты пристально наблюдают, как иностранные государства – Арабская Республика Египет, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты и Российская Федерация оказывают военно-техническую поддержку ЛНА, которая выражается в следующих моментах:
– регулярных операциях оперативно-тактической авиации ВВС АРЕ и ОАЭ (истребители типа «Мираж-2000-5/9») по уничтожению пунктов обороны ПНС;
– направлении групп разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов («Птеродактиль 1 и 2») для нанесения ударов по объектам, расположенным в районах возможного присутствия сил ПВО (на вооружении у ПНС есть переносные зенитно-ракетные комплексы);
– направлении пилотов для самолетов МиГ-21, 23 а также ударных вертолетов Ми-35;
– систематических поставках различных боеприпасов, бронетехники и т.д.;
– подготовке личного состава (в Иордании).
По оценкам китайских специалистов, именно поддержка нескольких государств позволила Х.Хафтару взять под контроль почти 90% территории Ливии и с апреля месяца установить блокаду Триполи. Именно стабильное снабжение из РФ, ОАЭ и Иордании позволяет подразделениям ЛНА отбивать регулярные контратаки отрядов ПНС, которым оказывают серьезную поддержку турецкие военные и турецкие частные военные компании.
Вмешательство Турции
По данным китайских источников, в конце июня 2019 г. подразделения контрразведки ЛНА (вероятно, при содействии российских военных советников) смогли обнаружить и захватить в плен двух турецких военнослужащих – офицеров разведки Сухопутных войск, которые регулярно перемещались через линию фронта и осуществляли наблюдение и сбор данных об активности подразделений ЛНА.
По результатам допросов стало известно, что в настоящее время на территории подконтрольной ПНС находятся заместитель министра обороны ТР генерал-майор Guksel Kahya, Начальник военной разведки Турции генерал-майор Irfan Ozsert, начальник секретариата Генерального Штаба ВС ТР генерал-майор Levent Ergond, ответственный за зарубежные операции ВС ТР бригадный генерал Gersoy Zaipanar и руководитель подразделений Сил специальных операций ВС ТР в Ливии — бригадный генерал Selcuk Yavu.
По данным китайских источников, турецкие военные на регулярной основе отправляют в адрес ПНС партии легкого и тяжелого стрелкового вооружения, противотанковые управляемые ракеты, а также бронетехники – взрывостойкие бронированные машины «Кирпи» (пр-во компании ВМС), которые предназначены для перевозки личного состава к передовой, а также транспортировки раненых в тыл.
При разработке корпуса (выполнен в виде латинской букв V) данной бронемашины турецкие специалисты использовали техническую документацию по аналогичному транспортному средству израильского производства – Navigator, а шасси заимствовали у стандартного армейского грузовика ВМС 235-16Р. Следует отметить, что союзники Х.Хафтара также регулярно отправляют для его подразделений бронемашины иорданского производства «Аль-Маред», при разработке которого было использовано шасси от чешской компании «Татра».
Сравнительные тактико-технические характеристики двух машин представлены в таблице ниже.
Таблица 1
Тактико-технические характеристики БМ «Кирпи» и «Аль-Маред»
Характеристика/модель | «Кирпи» | «Аль-Маред» |
Страна-производитель | Турция | Иордания |
Длина (м) | 6 | 8 |
Ширина (м) | 2,56 | 2,96 |
Высота (м) | 2,86 | 2,85 |
Масса (кг) | 16000 | 25000 |
Экипаж (чел) | 3 | 2 |
Десант (чел) | 10 | 8 |
Двигатель | Турбированный дизель Cummins ISL9E3 | Турбированный дизель Cummins |
Мощность (л. с.) | 375 | 420 |
Трансмиссия | Автоматическая, Allison SP
(пр-во США) |
Автоматическая, Allison SP (пр-во США) |
Колесная формула | 4х4 | 8х8 |
Максимальная скорость (км/ч) | 60 | 105 |
Запас хода (км) | От 800 до 1000 | От 420 до 600 |
Уровень защиты по стандарту НАТО STANAG 4569 | 3 | 4A/B при установке навесной брони повышается до 5 |
Возможное вооружение | Пулемет калибра 7,62 или 12,7 мм | Пулемет калибра 12,7 мм, автоматическая пушка калибра 25 или 30 мм |
Основное отличие БМ иорданского производства состоит в том, что при значительно большей массе она может служить базой для установки обитаемой или необитаемой башни с орудием калибра 105 мм, что позволяет оказывать мотострелковым подразделениям значительную огневую поддержку, как в обороне, так и в наступлении.
Достоверно известно, что для перевозки подобной крупногабаритной техники специальные службы Турции на регулярной основе фрахтуют грузовые суда, действующие под флагами Танзании или Молдовы, которые принимают грузы военного назначения в таких портах как Измир и Самсун. По информации китайских специалистов, представители ПНС присутствуют в указанных турецких городах и осуществляют приемку груза, а также контролируют погрузку и обеспечивают безопасность.
Отдельного внимания китайских специалистов заслуживают регулярные поставки средними грузовыми самолетами С-130 военно-транспортной авиации ВВС ТР разведывательно-ударных БПЛА обозначением Bayraktar TB2 (пр-во турецкой компании Baykar). Управление этими аппаратами осуществляют исключительно турецкие военные советники, которые дислоцированы в аэропорту Триполи. Как известно, ВС Турции на регулярной основе применяют данные БПЛА в разведывательных и ударных операциях против курдского ополчения и исламистов, действующих в приграничных районах Сирии и Ирака, а также периодически используют их для ведения разведки в отношении российского военного контингента в САР.
Данные аппараты являются основной проблемой контрразведчиков ЛНА, поскольку они позволяют турецким военным специалистам собирать ценнейшую разведывательную информацию. Единственным средством борьбы с БПЛА Bayraktar TB2 остаются ПЗРК китайского производства FN-6. По данным китайских источников, 3 июля 2019 г. в рамках очередного рейса военно-транспортной авиации ВВС ТР в Триполи было доставлено два новых БПЛА, однако они были уничтожены после выгрузки в результате своевременного налета разведывательно-ударных аппаратов «Птеродактиль-2», которые ВВС ОАЭ направили для поддержки ЛНА.
По данным китайских источников, ВВС Турецкой Республики не только обеспечивают перевозку вооружения, боеприпасов, военной техники, но и на ротационной основе выделяют пилотов из состава эскадрилий оперативно-тактической авиации для выполнения полетов на самолетах, находящихся в распоряжении ПНС.