- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки турецких экспертов ситуации в сирийской провинции Идлиб

Провинция Идлиб продолжает оставаться наиболее беспокоящей болевой точкой сирийского конфликта. Наряду с северо-восточными провинциями САР, занятыми вооруженными формированиями сирийских курдов, Идлиб остается одной их значительных территорий, не находящихся под контролем сирийского правительства. С 2017 года на территории провинции действует зона деэскалации конфликта, ответственность за которую взяла на себя Турция.

В мае-июне 2019 года Сирийская Арабская Армия сделала попытки вернуть контроль Дамаска над Идлибом, однако первоначальные успехи натолкнулись на ожесточенное сопротивление со стороны джихадистов, а затем и вовсе сошли на нет. После обстрелов сопредельных провинций и налетов беспилотников с территории Идлиба 29 апреля началось наступление Сирийской Арабской Армии на позиции группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ, бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России). Сирийские правительственные войска взяли под контроль 20 населенных пунктов, включая крепость Калаат аль-Мудик в северной части провинции Хама, но затем в дело вмешались протурецкие группировки из числа бывших боевиков Сирийской свободной армии (ССА), которые помогли переломить ситуацию, в результате чего сирийские войска оставили такие важные пункты как Телль Мелех, Джубейн и Захра.

Турецкий эксперт Омер Озкизилчик перечисляет вооруженные группировки боевиков, принявшие участие в отражении наступления Сирийской Арабской Армии. Это «Джебхат аш-Шамийя», «Фирка Хамза», 9-я дивизия, «Джейш аль-Ислам», «Ахрар аш-Шам», «Ахрар аш-Шаркийя», «Джейш аш-Шаркийя», 20-я бригада и «Лива ас-Самарканд» (последняя составлена из боевиков, прибывших из постсоветских республик Центральной Азии). Данные вооруженные формирования перебросили в северную часть провинции Хама тысячу боевиков. Все эти вооруженные группировки входят в состав так называемой «Национальной армии», сколоченной турками из остатков бывшей ССА. Ранее они использовались Анкарой в ходе военных операций «Щит Евфрата» и «Оливковая ветвь» на севере Сирии, когда в ходе боев против сирийских курдов были заняты треугольник Аль-Баб – Аззаз — Джараблус и регион Африн. Известно, что в течение последнего года джихадистам из ХТШ удалось разгромить или вытеснить протурецкие группировки из Идлиба, но наступление сирийской правительственной армии заставило салафитов из ХТШ скрепя сердце принять помощь от протурецких боевиков. По информации О. Озкизилчика, «Ахрар аш-Шам», сторонники которой были в свое время вытеснены ХТШ из северной части провинции Хама, теперь вернулись в эти районы, а боевики «Фирка Хамза», созданной в свое время Пентагоном для борьбы против террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) вошли в Идлиб. Более того, они привезли с собой своих религиозных ученых и алимов, таких как Мухаммед аль-Хатыб, взгляды которого близки к суфийским. Таким образом, по мнению турецкого аналитика, «они потеснили салафитов не только в военном, но и в идеологическом отношении».

Переброска протурецких боевиков, снабженных оружием Анкарой, сильно затормозила наступление Сирийской Арабской Армии и свела на нет ее успехи. В июне Сирийская Арабская Армия организовала пять наступлений для того, чтобы вернуть контроль над занятыми ранее территориями в Идлибе, но неудачно. По информации боевиков, потери правительственных войск в течение двух месяцев составили 700 человек. По информации, приводимой турецким журналистом и экспертов Фехимом Таштекином, в течение семи лет освещающим конфликт в Сирии, российские военные недовольны неумелыми военными действиями сирийской армии, утратившей занятые в мае позиции. Более того, боевики в зоне Идлиба переходят от обороны к наступлению, вторгаясь на территории, находившиеся под контролем правительства.  Ответственность за это российские военные возлагают на действия 5-го механизированного корпуса под командованием известного  генерала Сухейля аль-Хасана. Они также недоумевают (опять же, по информации из турецких источников), почему в боевых действиях не принимает участие 4-й корпус под командованием брата президента Махера Асада. В конце июня Махер Асад вместе с руководителем разведки ВВС Джамилем Хасаном побывал на равнине Аль-Гхаб в северной части Хамы, где идут боевые действия.

Фехим Таштекин отмечает, что при последних по времени боевых действиях в Идлибе и на севере провинции Хама в них не принимали участия вооруженные формирования ливанского шиитского движения «Хизбалла» и иранские военные инструктора. Таким образом, Иран пока избегает открытой помощи правительству САР в восстановлении контроля над этой зоной. По мнению турецкого эксперта, в нынешних условиях конфронтации с США Тегеран избегает вступать в какие-либо конфликты с Турцией на сирийской территории, чтобы сохранять добрые отношения с президентом Р.Т.Эрдоганом.

Действия Анкары по поддержке вооруженных боевиков, которые мешают правительству САР вернуть контроль над Идлибом, вызывают ответную реакцию со стороны Дамаска. Турецкие военные, согласно Сочинским договоренностям, установили в зоне деэскалации Идлиб двенадцать наблюдательных постов, которые в последнее время подвергались обстрелам со стороны сирийских позиций. В результате один турецкий военнослужащий был убит и трое ранено. Сирийские официальные лица обвиняют Анкару в том, что боевики, ведя враждебные действия против Сирийской Арабской Армии, используют наблюдательные посты в качестве щитов. В то же время сирийское правительство подчеркивает, что не хочет прямой военной конфронтации с турками. «Мы надеемся, что наши военные и турецкие военные не будут воевать. Мы сражаемся с террористами в Идлибе. Вопрос состоит в том, чего хочет достичь Турция в Сирии?», — заявил 18 июня с.г. министр иностранных дел САР Валид Муаллем.

Одним из факторов, укрепляющим позиции Турции в Идлибе является позиция США, которые фактически поддерживают США в данном вопросе. Во время саммита G20 в Осаке президент США Дональд Трамп, отвечая на вопрос о покупке Турецкой Республикой российских систем ПВО С-400, неожиданно коснулся темы Идлиба. Он отметил: «Эрдоган обладает значительной армией. Это бойцы, настоящие бойцы. Президент Турции, так же как и я не хочет, чтобы миллионы людей были убиты». Одновременно специальный посланник Госдепартамента США Джеймс Джеффри констатировал, что возможная победа сирийской правительственной армии в Идлибе может быть опасна как для турецких, так и для американских войск, размещенных на севере Сирии.

Таким образом, Турция не намерена уступать Дамаску зону Идлиба. Турецкие эксперты приводят несколько причин такой позиции Анкары. Во-первых, ликвидация присутствия протурецких группировок в Идлибе способна осложнить позиции турецких войск в Африне и треугольнике Аль-Баб – Аззаз — Джараблус. Во-вторых, турецкое руководство стремится сохранить плацдарм в этой провинции, чтобы воздействовать на внутриполитическую ситуацию в Сирии и «протолкнуть» своих ставленников в конституционный комитет. В-третьих, после недавних поражений правящей партии ПСР на муниципальных выборах Эрдоган не хочет уступать во внешнеполитических вопросах, чтобы не проявить слабость, чем воспользуются его внутриполитические соперники. Однако такая позиция не может не наносить вред консолидации всей территории страны под контролем Дамаска и будущему национальному примирению в Сирии. Тем не менее, в условиях нынешней внешнеполитической конъюнктуры Россия и Иран вряд ли будут обострять отношения с Турцией из-за Идлиба. Ждать решения идлибской проблемы в краткосрочной перспективе не приходится.