- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов деятельности ВС США в Персидском заливе

По данным китайских источников, в мае и июне 2019 г. американские военные провели серию учений с ВВС КСА и ОАЭ с целью наращивания координации между наземными службами и обеспечения слаженных действий пилотов оперативно-тактической авиации антииранской коалиции на случай проведения ограниченной военной операции против Ирана. Вполне очевидно, что самыми современными самолетами на авиационных базах в регионе Персидского залива располагают именно американские военные, которые сосредоточили несколько типов летательных аппаратов,  предназначение которых рассмотрим далее.

Малозаметные истребители F-22 и F-35 предназначены для борьбы с истребителями-перехватчиками F-14 ВВС Ирана, которые первыми поднимутся в воздух по сигналу боевой тревоги с передовых аэродромов оперативно-тактической авиации. По данным китайских специалистов, органы военной контрразведки Ирана за последние две недели задержали несколько гражданских лиц, которые осуществляли наблюдение за военными аэродромами в интересах ВС США.

Американские специалисты отмечают, что для достижения адекватных результатов пилотам F-22 и F-35 необходимо действовать в координации с истребителями-бомбардировщиками F-15S, F-15E и F-15C/D, которые благодаря высокой мощности двигателей и большей грузоподъемности могут выполнять залповые или последовательные пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» большой дальности или противорадиолокационных ракет (ПРР). Последние предназначены для борьбы с ЗРС С-300 ПВО Ирана, т.к. они представляют наибольшую опасность для американских боевых самолетов.

Китайские аналитики отмечают, что истребители F-22, эскадрилья которых размещена на АвБ «Аль-Удейд» (Катар), выполняют полеты в рамках боевого патрулирования и учебных «воздушных боев» с F-35 без подвесных топливных баков. Это позволяет сохранять минимальную эффективную площадь рассеивания и оставаться незаметными для действующих РЛС системы ПВО Ирана.

В рамках подготовки к возможной воздушной операции ВВС США дислоцировали в регионе стратегические бомбардировщики B-52H, экипажи которых также приняли участие в серии учений с ВМС США, корабли которых имитировали действия иранских военных по отражению массированного налета. Следует отметить, что подразделения радиотехнической разведки Ирана тщательно наблюдали за указанными мероприятиями.

По данным из некоторых источников, ВВС США временно передислоцировали бомбардировщики В-52Н с АвБ «Аль-Удейд» (Эмират Катар) на базу на о.Диего-Гарсия. При таком размещении самолеты находятся вне зоны действия ПВО Ирана, а сам аэродром также недостижим для существующих баллистических и крылатых ракет иранского производства, что позволит бомбардировщикам вернуться в пункт вылета после выполнения задания.

Кроме того, на континентальной части США к боевым  вылетам полностью подготовлены малозаметные стратегические бомбардировщики B-2A, которые могут быть вооружены мощнейшими бетонобойными боеприпасами массой 13000 кг или постановщиками высокоэнерегетических помех типа CHAMP.

Первые предназначены для нанесения ударов по подземным  пунктам базирования ракетных подразделений ВС ИРИ и КСИР, а вторые для широкомасштабного блокирования деятельности любых радиоэлектронных систем, стоящих на вооружении иранских военных.

В отношении бетонобойных боеприпасов ВВС США, предназначенных для борьбы с подземными укрепленными объектами, отметим, что они позволяют разрушать  инженерные сооружения на глубине до 60 м и представляют реальную опасность для некоторых ядерных объектов ИРИ. Американские военные понимают, что огневого могущества данных боеприпасов недостаточно для уничтожения некоторых ракетных баз, которые располагаются на глубине около 500 м в горных районах Ирана.

В дополнение отметим, что для обеспечения безопасности полетов стратегических бомбардировщиков В-2А специалистам ВВС США необходимо обладать подробной картой расположения всех РЛС и ЗРС ПВО Ирана. Только при наличии полной информации представляется возможным формирование наиболее безопасного маршрута (отмечен синей линией на тактической летной карте), которого должны придерживаться летчики В-2А при действии над территорией противника.

На северном и северо-восточном направлении ВВС США могут задействовать истребители F-16 C/D и штурмовики A-10C, однако возможностей данных самолетов недостаточно для  преодоления эшелонированной системы ПВО, а кроме того, ограниченный боекомплект не позволяет совершать массированные авианалеты на укрепленные объекты.

По расчетам ВМС США, значительную часть боевых задач должны выполнить палубные истребители E/A-18E/F (в количестве 44 ед.), координацию действий которых обеспечат самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-2D. Оба типа летательных аппаратов базируются на борту атомного авианосца «Авраам Линкольн», на который в начале июля 2019 г. выполнена перегрузка дополнительного боекомплекта авиационных средств поражения.

Обеспечение действий палубных истребителей возложено на эскадрилью VAQ-134 Garudas, на вооружении которой находятся самолеты тактической РЭБ E/A-18G. Обнаружение источников радиолокационного обнаружения обеспечивает приемник AN/ALQ-218V, а постановку помех – AN/ALQ-99.

Совокупных возможностей данного каждого такого самолета достаточно для постановки «ослепляющих помех» для наземных РЛС и самолетов противника в радиусе 160 км.  Кроме того, бортовая система радиоэлектронного подавления также блокирует работу систем радио и сотовой связи.

Известно, что 6 самолетов данной эскадрильи выполнили перелет из места постоянной дислокации на авиационной базе «Уитби Айленд» (шт. Вашингтон) через АвБ «Бангор» (шт. Мэн) до аэродрома на военно-морской базе «Рота» (Испания), а затем выполнили перелет в Бахрейн на АвБ «Иса». Выполнение такого продолжительного перелета невозможно без участия самолетов-заправщиков, однако установить участие конкретных эскадрилий воздушных танкеров не представляется возможным. Всего в регионе Персидского залива американские военные сосредоточили 11 таких самолетов.

Как отмечают американские военные аналитики, данные самолеты регулярно принимают участие в учениях против истребителей F-22. Анализ фото- и видеоматериалов с учений ВВС США показывает, что пилоты  E/A-18G систематически одерживают победы в учебных воздушных боях (в рамках учений «Красный флаг») с истребителями пятого поколения.

Основное предназначение E/A-18G в случае ограниченной военной операции против Ирана – постановка помех в отношении всех существующих ЗРС ПВО Ирана, и в первую очередь против С-300. Необходимо учитывать, что сами E/A-18G могут быть вооружены двумя ракетами дальнего действия (или двумя ПРР) и двумя ракетами для ближнего воздушного боя

Кроме того, именно на пилотов E/A-18G будет возложена обязанность по борьбе с разведывательными беспилотными летательными аппаратами типа «Шахид-129» и беспилотными постановщиками помех, стоящими на вооружении ВС ИРИ и авиационных подразделений Корпуса стражей исламской революции. Американские пилоты поставят мощные помехи, которые выведут электронику БПЛА из строя или будут уничтожать их при помощи ракет.

Некоторые американские специалисты полагают, что иранские военные могут задействовать около 100 БПЛА единовременно для создания радиоэлектронных помех, а также для нанесения ударов по надводным кораблям 5-ого флота ВМС США, находящимся в Персидском заливе и в Аравийском море (в частности шесть крупноразмерных кораблей двух морских десантных групп – «Кирсэйдж» и «Боксер»).

Основным негативным моментом любой американской военной операции против Ирана является то, что значительная часть личность состава ВС США находится в пределах досягаемости большинства образцов ракетного вооружения иранского производства. Китайские обозреватели отмечают, что в случае встречного или ответно-встречного ракетного удара по основным военным базам США в Персидском заливе потери американских военных могут составить около 25000 человек, а финансовые затраты даже в рамках непродолжительной военной компании (от 3 до 6 месяцев) оцениваются в 3 триллиона долларов США.