- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов вероятной поставки зенитно-ракетных систем С-400 в Исламскую Республику Иран. Часть 1

По данным СМИ КНР, в рамках международного военно-технического форума «Армия-2019», который прошел в период с 25 по 30 июня 2019 г. представители Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству сообщили о готовности российской стороны поставить неопределенное количество зенитно-ракетных систем большой дальности С-400 «Триумф» в Исламскую Республику Иран. Подобные поставки могут привести к определенным изменениям в военно-политической  обстановке, как в регионе Персидского залива, так и на всем Ближнем Востоке.

Как известно, система ПВО Ирана включает несколько образцов зенитно-ракетных систем зарубежного производства, а именно: американские MIM-23 Hawk (на их основе последовательно созданы Mersad и Kamin-2) и китайские «Красное знамя -2J» и «Красное знамя -7» (основа для «Я-Захра»). Кроме того, необходимо принимать в расчет ЗРК большой дальности С-200 (модернизация проведена российскими специалистами в 1997 г.), для которых создан значительный боезапас – около 400 ракет. Вероятно, часть данных боеприпасов использована при разработке баллистических ракет малой дальности, которые стоят на вооружении у йеменских хоуситов.

Благодаря военно-техническому сотрудничеству с Украиной  конструкторам и инженерам предприятий оборонно-промышленного комплекса ИРИ удалось скопировать зенитно-ракетную систему С-300П (в Иране присвоено обозначение Bavar-373, укомплектовано 12 батарей) и  комплексы «Бук-М1 и М2», которые впоследствии выпускали под обозначениями Raad и 3rd Hordad. Кроме того, по некоторым данным иранские разведчики смогли приобрести техническую документацию на зенитную управляемую ракету Standard Missile-1 (пр-во США), что позволило разработать два варианта боеприпаса малой и средней дальности под обозначением Sayyad-1 и Sayyad-2 соответственно (вероятно укомплектовано 15 батарей ЗРС 15 Hordad).

Китайские специалисты отмечают, что иранским производителям зенитного вооружения удается копировать иностранные разработки и организовывать серийное производство с надлежащим качеством, однако в большинстве случаев иранские специалисты не могут добиться тактико-технических характеристик, сопоставимых с оригинальными образцами.

При содействии предприятий ОПК КНР иранским специалистам удалось не только создать полноценную систему радиолокационного обнаружения и наблюдения, но и сформировать эшелонированную ПВО на южном, западном и северном направлении, а также вокруг крупных населенных пунктов, имеющих стратегическое значение и объектов ядерной промышленности.

Обозреватели китайских военно-технических и военно-политических изданий склонны полагать, что российская сторона вполне может поставить официальному Тегерану 4 полноценных дивизиона зенитно-ракетной системы четвертого поколения С-400 «Триумф» для создания дальнего рубежа противовоздушной обороны от возможных авиационных и ракетно-бомбовых ударов, которые могут нанести ВВС США и МА ВМС США. Кроме того, в массированном авиационном налете могут принять участие ВВС Королевства Саудовская Аравия и Объединенных Арабских Эмиратов.

Китайские обозреватели указывают, что органы военной разведки Саудовской Аравии неоднократно предупреждали американских военных о возможности заключения контракта между Москвой и Тегераном на поставку нескольких дивизионов С-400, однако Пентагон продолжает относится скептически к информации подобного рода, поступающей из Эр-Рияда.

Китайские специалисты выделяют следующие аспекты возможной сделки Москвы и Тегерана по поставке ЗРС С-400.

Во-первых, официальная Москва заинтересована в пересмотре стратегического баланса в таком ключевом регионе планеты как Ближний Восток. По оценкам китайских аналитиков, военно-политическое руководство РФ благодаря размещению С-400 в Иране вполне может блокировать агрессивные действий США, суть которых заключается в давлении на Российскую Федерацию через уничтожение ее региональных союзников.

Кроме того, российская экономика, равно как и экономика Ирана и отчасти экономическая система КНР находится по самым серьезным «политическим прессом» официального Вашингтона и в современной ситуации речь идет не о глобальном престиже РФ, а о выживании  в условиях жестокой конкурентной борьбы, в которой все средства хороши.

В этой связи поставка С-400 в Иран позволит Москве частично перераспределить расклад сил и сдержать американские военные амбиции по развязыванию очередной региональной войны.  Появление С-400 в Иране приведет к тому, что ВВС ОАЭ и КСА практически сразу откажутся от участия в воздушной операции против Ирана – это будет означать распад коалиции, которую пытается собирать президент США Дональд Трамп.

Для китайских специалистов очевидно, что официальный Тегеран, который неоднократно направлял запросы на приобретение С-400 в РФ, не намерен вести боевые действия ни с Израилем, ни с КСА, поскольку мирное сосуществование является абсолютным приоритетом для военно-политического руководства Ирана, поскольку экономика страны находится в удручающем состоянии.

В дополнение отметим, что поставка С-400 станет свидетельством политической воли  президента РФ В.В.Путина и политического доверия между ним и иранским руководством. В целом, появление С-400 в Иране будет свидетельством того, что военно-политическое  руководство РФ принимает в расчет только свои долгосрочные стратегические интересы и не поддается на уговоры Израиля и других стран.

Во-вторых, получение технической документации и достаточно количества зенитных управляемых ракет (всего 8 типов ЗУР в номенклатуре С-400) позволит иранским специалистам продвинуть собственные разработки в области ЗРК и ЗРС большой дальности. При этом российским конструкторам не следует опасаться того, что иранские оборонные предприятия попытаются навязать конкурентную борьбу на мировом рынке вооружений в секторе техники ПВО. Российским предприятиям такой контракт интересен, поскольку он будет оплачен  из федерального бюджета.

В-третьих, постановка ЗРС С-400 на боевое дежурство в Иране позволит подразделениям ПВО ИРИ уверенно наблюдать за всеми полетами оперативно-тактической, разведывательной, стратегической и транспортной авиации ВВС США и их союзников над Персидским заливом (один дивизион способен наблюдать 300 воздушных целей). Благодаря дальности действия радиолокационных станций С-400 у ПВО ИРИ появится возможность наблюдать за активностью американской авиации в воздушном пространстве ОАЭ, полностью «освещать» воздушную обстановку над Катаром и Кувейтом  — максимальная дальность обнаружения воздушной цели 400 км (по другим данным до 600 км).

Кроме того, С-400 является и элементом противоракетной обороны, а значит именно на эти системы будет возложен перехват любых крылатых ракет морского или воздушного базирования,  а также ракет, запускаемых с подводных лодок. В этой связи отметим, что по данным китайских источников, дизель-электрические подводные лодки проекта «Дельфин» (или «Супер Дельфин») ВМС Израиля несут боевое дежурство в Аравийском море. Как известно, данные субмарины вооружены ракетами Popeye Turbo с ядерными головными частями. Пуски таких ракет с минимального расстояния представляют серьезную угрозу для иранских военных и ядерных объектов.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками некоторых китайских специалистов в том, что поставка С-400 в Иран станет «успокоительным средством» для Белого дома, поскольку рассматриваемая ЗРС серьезно снизит шансы американских военных на эффективный и безнаказанный удар по Ирану. Конечно, подобное развитие не устраивает официальный Вашингтон, поскольку это равносильно серьезному геополитическому поражению от государства (т.е. РФ), которое как считают американские политики, уже никогда не сможет вернуть себе статус сверхдержавы.