- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов вооруженного конфликта в Ливии

Анализ публикаций в электронных версиях китайских военно-политических и военно-технических изданий позволяет утверждать, что специалисты по Ближнему Востоку внимательно наблюдают за различными аспектами вооруженного конфликта в Ливии, экономика которой разрушена многолетним вооруженным противостоянием между Ливийской национальной армией (ЛНА) и правительством национального согласия (ПНС). Как известно, поддержку ЛНА оказывают Российская Федерация, Объединенные Арабские Эмираты и Арабская Республика Египет.

По данным китайских источников, перевозку некоторых видов грузов из Иордании, Египта в Ливию обеспечивает тяжелый транспортный самолет Ил-76, принадлежащий авиационной компании Reem Travel (СП Казахстан-ОАЭ). Кроме того, официальный Абу-Даби способствовал «разморозке» счетов Муаммара Каддафи в нескольких аравийских банках на общую сумму 30 (по другим данным 50) млрд долл.США и направлению данных средств на оплату поставок вооружений и военной техники для ЛНА.

В свою очередь на стороне ПНС выступают Турецкая Республика, Эмират Катар, Соединенные Штаты Америки. Вероятно, руководство ПНС также установило контакты с Исламской Республикой Иран и получает от официального Тегерана регулярные поставки стрелкового вооружения, боеприпасы, противотанковые управляемые ракеты и т.д.

Китайские специалисты отмечают, что сухогрузы, доставляющие вооружение из Ирана в Ливию не подвергаются остановке или задержанию со стороны кораблей ВМС США, которые находятся в Средиземном море на боевом дежурстве.

 

Участие Сил специальных операций ВС США

По данным западных наблюдателей, над районами боевых действий между ПНС и ЛНА периодически совершает наблюдательные полеты самолет DHC-8-200 (пр-во компании De Havilland, Канада) разведывательных органов Командования сил специальных операций (КССО) ВС США c бортовым номером N8200L (ранее принадлежал аффилированной компании Mesa Airlines, имел номер N455YV, выполнял рейсы по перевозки грузов в интересах транспортной компании United Express).

Как известно, это двухмоторный турбовинтовой самолет, оснащенный новейшими двигателями серии PW100/150, которые позволяют совершать взлет и посадку на ВПП длиной не более 1100 м (при максимальной взлетной массе 19 тонн). Высокое расположение силовых установок (самолет создан по схеме «высокоплан») позволяет также действовать с грунтовых/необорудованных ВПП. Данный самолет был построен 22 года назад и неоднократно проходил модернизацию и ремонт.

В настоящее время, на DHC-8-200 установлена система тактической разведки и наблюдения SOCOM Tactical Ariborne Multi Sensor Platform (англ. аббревиатура STAMP), которая состоит из радиолокационной станции с синтезированной апертуры, двух оптико-электронных систем разведки и наблюдения, лазерного дальномера и прожектора, а также комплекса радиотехнической разведки, позволяющего осуществлять перехват переговоров по радио и сотовой связи. Отметим, что благодаря новым двигателям рассматриваемый DHC-8-200 позволяет  разведчикам КССО ВС США выполнять продолжительные и систематические полеты над странами африканского континента в рамках операций по борьбе с исламистами и прочими антиправительственными силами.

Указанный летательный аппарат размещен на авиационной базе Souda Bay (о.Крит, Греция), что обеспечивает минимальное время подлета к ливийскому воздушному пространству – расстояние около 200 миль. Кроме Ливии данный самолет также замечен в воздушном пространстве государств, которые находятся в сфере национальных интересов США  — Мали, Нигер, Буркина-Фасо и т.д. Также подразделения ССО ВС США периодически задействуют самолеты EO-5C (созданы на базе DHC-7), которые предназначены для сбора различных разведывательных данных.

В дополнение к вышесказанному отметим, что самолет тактической разведки DHC-8-200 может выполнять полеты в районе Триполи в интересах одного из подразделений КССО, которое находится в расположении отрядов ПНС и оказывает им поддержку в местах боевых столкновений с подразделениями ЛНА. Кроме авиационной поддержки, подразделения ССО ВС США располагают в Ливии собственными транспортными средствами – багги типа MRZR, которые позволяют американским военнослужащим оперативно прибывать в заданный район или отступать при приближении значительных сил противника.

Данные транспортные средства предназначены, как для перевозки личного состава, так и для транспортировки значительного количества боеприпасов к легкому стрелковому вооружению, а также пусковые установки и выстрелы для противотанковых комплексов FGM-148 Javelin (не менее 4 выстрелов в каждом багги).   При необходимости американские военные могут быть эвакуированы на быстроходных катерах, подразделение которых временно дислоцировано в Тунисе.

 

Участие Франции в ливийском конфликте

Обозреватели китайских военно-политических изданий отмечают, что хотя официальный Париж пытается играть роль посредника в мирных переговорах между лидерами ПНС и ЛНА, но при этом Вооруженные силы Пятой Республики осуществляют разведку в интересах именно правительства Национального соглавия, которое удерживает Триполи. По данным китайских источников, французские военные применяют разведывательные самолеты типа SA227 (пр-во компании Fairchild Swerigen Merlin IV ) частной авиакомпании CAE Aviation, которые оснащены высокоэффективными оптико-электронными системами разведки и наблюдения, а также комплексами радиоперехвата. Вполне вероятно, что применение таких летательных аппаратов обусловлено тем, что в рядах ПНС действует около 200 военнослужащих подразделений специального назначения ВС Франции, которые принимают активное участие в боях за Триполи.

 

Применение авиации ЛНА и ПНС

Кроме активности стран, которые оказывают поддержку ПНС внимание китайских специалистов обращено и на действия ЛНА, которая начиная с 4 апреля 2019 г. проводит операцию под условным обозначением «Злой вулкан» — основная цель состоит в захвате Триполи и установлении полного контроля над всем побережьем Ливии.  Как известно, в рамках данной операции ЛНА активно задействует боевую авиацию, а именно остатки от тех ВВС, которыми ранее располагала Ливия. По подсчетам китайских специалистов, на начало внутреннего  вооруженного конфликта в распоряжении ЛНА находилось 2 истребителя «Мираж F-1», 2 МиГ-21 МФ, 3 Су-22М2С» и по одному МиГ-23БН и МиГ-23УБ.

Единственным образцом современной пилотируемой авиационной техники, стоящим на вооружении ЛНА, являются ударные вертолеты Ми-35, которые приобретены на средства, полученные от ОАЭ.

На вооружении ПНС оказались  «Мираж F-1D, ED», 2 МиГ-23, а также несколько учебно-тренировочных самолетов L-39 (пр-во Чехия) и G-2 (пр-во ЮАР). Все указанные летательные аппараты не обладают возможностью действия ночью, поскольку не оснащены системами ночного видения.

В результате применения боевых самолетов в дневное время начиная с 4 апреля 2019 г. подразделения ПНС потеряли сбитыми 5 машин (10.04.2019, 24.04.2019, 07.05.2019 и 06.07.2019, 2 самолета).

Подразделения ПВО ЛНА используют в основном переносные зенитно-ракетные комплексы FN-6 китайского производства (также есть и на вооружении ПНС), но основным элементом системы защиты от воздушного нападения является ЗРС С-200, которую модернизировали египетские и российские военные специалисты – установили новые РЛС и автоматизированные системы управления. По подсчетам китайских специалистов, в распоряжении ЛНА находится около 10 пусковых установок С-200, однако количество зенитных управляемых ракет установить не представляется возможным.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в целях расширения возможностей системы ПВО ЛНА официальный Дубай направил несколько зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», которые позволят сторонникам Х.Хафтара с большей эффективностью противодействовать авиации ПНС.