- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ССАГПЗ: о дальнейшем развитии железнодорожного сообщения в регионе

На фоне сотрясающих Ближний Восток катаклизмов, значительная составляющая из которых, так или иначе, связана с морем, наглядно демонстрируя всю уязвимость морских маршрутов, разразись в регионе очередной военный конфликт, без особой огласки, его ведущие экономические государства продолжают создание альтернативной транспортной системы.   Отдельные элементы будущего Трансаравийского наземного транспортного кольца уже становятся видны, на этот раз речь пойдет об его северо-восточном и восточном сегментах.

Первым стал новый, четвертый в мире по протяженности, мост имени шейха Джабера, связавший город Кувейт с новым проектом промышленной зоны, т.к. называемого «Шелкового города». Проект, который призван связать через Кувейт в общее экономическое пространство свыше 140 млн человек, проживающих на территории Саудовской Аравии, Ирака и Ирана. Реализованный Кувейтским фондом развития этот проект, по мнению СМИ Кувейта, есть воплощение приверженности его правительства делу мира, прогресса и процветания народа. Признавая этот факт, МВФ, в апреле прошлого года и ООН, еще в сентябре 2014 год, высоко оценили усилия шейха Сабаха аль Ахмеда аль Джабера ас-Сабаха, отметив его роль в выполнении гуманитарных программ и вручив ему орден «За заслуги в гуманитарной деятельности».

Сам мост, строительство которого было начато еще в 2013 году, воспринимается экономическими экспертами в стране как «одна из основных опор для уверенного развития в соответствии с местной доктриной «Видение Кувейта 2035». Согласно ей, Кувейт должен трансформироваться в один из мировых центров торговли и предпринимательства.

Главная очередь моста была открыта в присутствии высших должностных лиц страны в начале мая, протянувшись до экономической зоны «Сбейя», будущего «Шелкового города». Сам этот проект видится как превращение северной части Кувейта в огромную свободную зону с новым морским портом «Мубарак», новым международным аэропортом и… железнодорожным терминалом, окруженными промышленными производственными кластерами и складскими комплексами.

Мост обошелся в 750 млн кувейтских динар (2.5 млрд долларов США). Он имеет по три полосы автомобильного движения в каждую из сторон, плюс одна для аварийных служб и разделительную. Посередине находится проход для морских судов, шириной 12 метров и высотой в 23 метра, позволяющий проходит под мостом самым крупным судам.

По странному совпадению, немного южнее Кувейта, в ОАЭ, компания Железнодорожный союз, главный оператор сети железных дорог в эмиратах объявила, что ожидает получения кредита в размере 2 млрд долларов США от банковского консорциума, заинтересованного в развитии этого вида транспорта.

ОАЭ, запустившие проект развития железных дорог в 2016 году, стремятся построить 1 200 километров путей, стоимостью около 11 млрд долларов США. Основными векторами дорог станут «юг – север», от границ с Оманом через Фуджейру и далее, на Саудовскую Аравию.

Основным акционером компании является правительство Абу-Даби (70%) и федеральное правительство ОАЭ (30%).

На первом этапе предусматривается, главным образом, развитие транспортной сети по доставке серы в окатышах от карьеров к морскому порту в Фуджейре. А в прошлом году Министерство финансов Абу-Даби и федеральный Минфин ОАЭ подписали меморандум о финансировании второй очереди проекта.

На прошлой неделе Генеральный секретариат ССАГПЗ провел в Кувейте встречу, посвященную обсуждению проекта общей сети железных дорог Совета сотрудничества.  Обсуждались такие практические вещи, как выбор оператора для продажи билетов, организация системы регистрации багажа, безопасности, питания и отдыха пассажиров.

Особые надежды на дальнейшее развитие железнодорожной сети ОАЭ возлагают на Всемирную выставку Expo 2020.

Заявка ОАЭ на проведение World Expo 2020 была историческим достижением. Знаменательное шестимесячное мировое событие, а также видение ОАЭ 2021, которое было объявлено вице-президентом ОАЭ, премьер-министром и правителем Дубая шейхом Мухаммедом бен Рашидом Аль Мактумом в 2010 году, означают, что секторы строительства и инфраструктуры завоевали значительную долю инвестиций, и усилия по диверсификации экономических ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, сформулированными в повестке дня ООН до 2030 года, и «Видение 2021» — это ключевая опора, которая движет этим преобразованием.

Приоритеты «Видение 2021» включают создание инновационной конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, устойчивой окружающей среды и интегрированной инфраструктуры, для создания возможностей для стимулирования инноваций и реструктуризации в строительной отрасли. Федеральное управление по электроэнергии и воде в ОАЭ недавно объявило тендер на строительство солнечной электростанции для выработки 2000 мегаватт электроэнергии в районе Аль-Дафра в Абу-Даби.

Expo 2020 Dubai запускает серию строительных проектов в ОАЭ на сумму около 238 млрд долларов. Проекты должны быть завершены к следующему октябрю, за год до запуска Expo. Эти проекты помогли региональным и международным компаниям, работающим в ОАЭ, достичь темпов роста более 10%. Эксперты Bloomberg видит в этом уникальную возможность для этих инфраструктурных компаний.

Expo 2020 Dubai также служит катализатором для других проектов за пределами строительного сектора, таких как строительство новых транспортных линий,  в том числе, железных дорог, вокзалов и грузовых терминалов, нового пассажирского терминала в аэропорту Дубая и линии метро, ​​а также вспомогательных услуг.

В этом глобальном мероприятии принимают участие отдельные проекты из примерно 170 стран, и все они требуют большого опыта в областях проектирования, реализации и инноваций, повышения требований к строительству и преодоления временных ограничений.

Сейчас трудно судить о товарном наполнении нового «Шелкового пути», а именно не него намекает название кувейтского проекта. Однако несомненно то, что случись война в районе Ормуза, железнодорожная рокадная ветка от Фуджейры до Кувейта будет способна амортизировать многие издержки от такого развития ситуации.