- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир выходит из конституционного поля

«Алжир уходит из конституционного поля!». Такова общая суть комментариев алжирской оппозиции на последние события в стране.

Согласно положениям действующей Конституции АНДР, 9 июля 2019 года было последним числом, когда исполняющий обязанности главы государства Абделькадер Бенсалах по статье 102 Основного закона должен был передать властные полномочия избранному на всеобщих выборах президенту страны.

Сделано этого в установленный для этого срок в 90 дней не было, а действующие конституционные установления не подразумевают его продления.

В условиях отмены Конституционным советом голосования, назначенного на 4 июля, вызванной фактическим отсутствием соответствующих кандидатов, конституционные основы Алжира дали сбой.

Таким образом, страна в результате возвращается к апрельской ситуации текущего года, когда под давлением алжирской «улицы» президент страны Абдельазиз Бутефлика был вынужден уйти в отставку, а обязанности главы государства были временно возложены на Абделькадера Бенсалаха, председателя верхней палаты парламента, занимавшего этот пост последние 17 лет.

Таким образом, Алжир все дальше входит в беспрецедентный в истории политический кризис и в результате страна рискует погрузиться в конституционный вакуум, выхода из которого пока не предвидится.

Так, обе стороны не желают идти друг другу навстречу, что было уже доказано на двух попытках переговоров 15 июня и 6 июля в рамках мероприятий «Национального форума за диалог».

Оппозиция остается верна своим апрельским тезисам, согласно которым «все представители политического режима должны уйти», тогда как военные во главе с генералом Ахмедом Гаидом Салахом, судя по всему, намерены любой ценой удержать власть.

Как бы там ни было, но 9 июля легитимность нынешней власти завершилась, и, таким образом, Алжир, фактически, остался не только без законного легитимного президента, но и в целом без правительства.

А это чревато уже не только внутриполитическими, но и внешнеполитическими осложнениями. Например, существуют сомнения, насколько будут обязательными для исполнения в будущем соглашения, подписанные представителями нынешних властей страны.

Впрочем, ее представители не считают ситуацию катастрофической. Они сохраняют спокойствие и намереваются ухватиться за несколько туманные положения статьи 104 Конституции АНДР, которые, по их мнению, дают им фактически неограниченное количество попыток для проведения выборов нового президента.

В связи с этим они выражают намерение содействовать действующему правительству на «переходное время».

С другой стороны, многие представители самой оппозиции расценивают происходящее лишь как продолжение антиконституционных попыток высших представителей алжирской власти, которые для ее удержания неоднократно нарушали положения Конституции.

Это касалось действий в том числе уже бывшего президента страны А.Бутефлики, который избирался четыре раза подряд, хотя Основной закон давал ему возможность делать это лишь дважды.

Кроме того, по мнению протестующих, новый виток конституционного кризиса страна переживает не сейчас, а еще с 18 апреля. Тогда, по их мнению, Конституционный совет с подачи военных незаконно (оппозиция заявляет, что ни одна статья Конституции не предоставляет такого права) продлил Бенсалаху фактически исполняемые им обязанности главы государства после ухода с этой должности 2 апреля Бутефлики.

И по факту соответствующие полномочия Бенсалаха истекли еще в июне. Впрочем, подобное продление не помогло представителям действующего режима выиграть время и провести своего ставленника к вершинам власти в АНДР.

Соответственно, все эти нарушения наглядно свидетельствуют о том, что представители правящего алжирского режима и далее не остановятся перед попранием написанных ими же законов, чтобы сохранить рычаги управления.

В случае необходимости «устаревшие» положения Конституции попросту перепишут или даже «не заметят».

И, судя по всему, в сложившейся ситуации, в ближайшее время военные сохранят марионеточного президента Бенсалаха и будут управлять страной, опираясь на него и представителей многочисленного алжирского чиновничества.

О том, что они не намерены выпускать власть из рук, косвенно свидетельствуют их последние действия, демонстрирующие тенденцию по постепенному ужесточению реакции на продолжающиеся протесты.

В частности, это проявляется в увеличении количества арестов оппозиционеров, выходящих на уже традиционные пятничные протесты. Так, по данным самих протестующих, только в столице 5 июля было арестовано почти 60 граждан страны.

Однако подобные действия вряд ли способны сами по себе остановить протесты, тем более, что новые аресты способствуют дальнейшему усилению недовольства за счет родственников и друзей задержанных.

Параллельно растет нагрузка на места их заключения, причем решимость протестующих добиться ухода представителей правящего режима не снижается. Во всяком случае, отправить за решетку миллионы недовольных он явно не может.

Однако в совокупности с исчерпанием конституционных решений представители правящего режима способны обратить происходящее в свою пользу. Ведь в условиях, когда имеющаяся Конституция не дает ясных ответов на то, как действовать в столь сложной ситуации, карт-бланш на власть получает сторона, эффективнее всего использующая неконституционные рычаги.

Алжирские военные, подмявшие под себя практически весь силовой аппарат страны, демонстрируют готовность следовать этому на практике.

Но что будет потом, в среднесрочной перспективе, никто не знает и не имеет реального плана по выходу из углубляющегося политико-экономического кризиса.

При этом имеющихся в стране ресурсов, накопленных в «тучные нефтегазовые годы», при текущем уровне расходов хватит на три – четыре года.

Вопрос – смогут ли алжирские военные при отсутствии профессионального гражданского управленческого аппарата удержать страну «на плаву» даже этот срок?