- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: Багдад — Эрбиль, что стоит за кризисом текущих взаиморасчетов между центральным и региональным бюджетами

Представитель секретариата иракского кабинета министров 9 июля сообщил о готовности Багдада «в качестве вынужденной меры» объявить о приостановке перечисления Эрбилю сумм, причитающихся Иракскому Курдистану в рамках федерального бюджета. Эта мера станет ответом на невыплату сумм, от продажи нефти региона. Иракский Курдистан задолжал за 3,5 млн баррелей нефти, причем рассчитаться за них должен будет по мировым ценам, а не по той, что заложена в бюджете – 56 долларов США за баррель.

С момента утверждения бюджета прошло уже полгода, и согласно, ему, Эрбиль должен перечислять Багдаду выручку за продажу 250 тысяч баррелей нефти в сутки. Взамен, Багдад переводит зарплаты бюджетникам региона и жалование «Пешмерга». Теме не менее, денег из курдской автономии в федеральное казначейство не поступало. Все больше политических сил и депутатских фракций в Багдаде требуют от правительства прервать молчание по этому вопросу и оказать соответствующее давление на Эрбиль и заставить его выполнить прежние договоренности.

Предполагалось, и вроде даже уже было согласовано, что, Эрбиль перечислит причитающуюся Багдаду долю от продажи нефти через турецкий Джейхан, после того, как центр переведет в регион зарплаты бюджетников за май месяц. Однако этого не случилось. Взамен, стали муссироваться слухи о новых требованиях, выдвинутых курдами, в частности, о привязке нефтяного досье к проблеме Киркука, об участии центра в погашении внешних долгов, сделанных регионом, потому как, в противном случае, средствами от нефтяной выручки приходится их погашать, закончилось же все предложениями о пересмотре договоренностей, а, по сути, всей схемы расчетов уже закрепленной в федеральном бюджете, принятом, с такими трудностями, парламентом. В качестве закона.

Озвучивается и такой вариант: пусть центр продолжит платить, как и раньше, однако, вычтет те суммы, которые причитаются за проданную нефть. Пока что, Багдад продолжает все выплачивать в полном объеме. Премьер-министр Ирака  Адель Абдель Махди в прошлом месяце заявил, что выплаты бюджетникам курдской автономии будут продолжены, так как «это такие же сыновья Ирака», а существующие политические проблемы не должны пытаться использоваться некоторыми в качестве источника угрозы для общественной безопасности в стране.

Впрочем, Адель Абдель Махди заявил, что оставшаяся часть перечислений (не зарплаты), не выплачиваются региону, поскольку бюджетом определено исключать все то, что превышает эквивалент тех самых 250 тысяч баррелей нефти в сутки, средства от реализации, которых, должны перечисляться в центр. Среди самых различных слухов, которые циркулируют в кулуарах парламента, что может стоять за причиной такой проволочки со стороны Эрбиля с выполнением им же подтвержденных обязательств, часть обозревателей сходится во мнении, что это может увязываться с требованием, допустить «Пешмерга» к обеспечению безопасности в провинции Киркук. Иными словами, согласиться на возврат ее подразделений и передачу под их охрану…конечно же, части нефтяных месторождений. Поскольку, больше в Киркуке, охранять нечего.

Есть и еще одна версия происходящего, более правдоподобная, если исходить из того, что у Багдада нет ни одной причины рассматривать возврат «Пешмерга» в Киркук, и даже отсутствие платежей его на это не подвигнет. Речь идет о том, что Эрбиль был вынужден перенаправить долю Багдада на обеспечение собственных долговых обязательств, возникших после внешних займов периода 2014 и 2017 гг. – времени, когда Багдад практически ничего не перечислял в Иракский Курдистан, поскольку сам федеральный бюджет был урезан в те годы. На этом основании, якобы, ставится вопрос о заключении нового взаиморасчетного соглашения между Багдадом и Эрбилем.

Есть еще одно вероятное объяснение: курды согласны платить, но не все сразу, а частями и ожидают от центра согласования графика платежей. Это происходи на фоне нестабильности местного финансового рынка, рассчитывавшего на транши из Багдада и оказавшегося с дефицитом наличной ликвидности.

Так или иначе, Гейман Азиз, член ПСК, и его коллега от ДПК, Фуад Хусейн завили, что уполномоченные представители Иракского Курдистана проводят соответствующие консультации в Минфине Ирака и проблемы носят, главным образом, технический характер. При том, что ряд соперничающих политических оппонентов, спекулируют на проблеме, и распространяют всякие злонамеренные инсинуации на этот счет на федеральном и региональном уровнях.

Али аль-Бадири, депутат от фракции «Аль-Хикма» («Мудрость») во вторник, 9 июля, высказал удивление «двойственностью» отношения правительства с властями курдской автономии, предположив, что Адель Абдель Махди, видимо, является премьер-министром Иракского Курдистана, а не Ирака.

«Нашей конституцией со всей ясностью определено равенство всех граждан Ирака, однако, обстоятельства экспорта нефти из региона свидетельствуют о каких-то особенных договоренностях между центральными и региональными властями», — считает депутат.

В результате, инициированного оппозиций запроса, министры нефти и финансов Ирака, Тамир аль-Гадбан и Фуад Хусейн, представители от секретариата кабмина и счетной палаты вызваны на 11 июля в парламент для слушаний по вопросу выплат центру доли от экспорта нефти.

Предельно коррумпированный вопрос нефтяного экспорта из курдской автономии был настоящей «черной дырой» для предыдущего правительства. Нет никаких оснований полагать, что что-то изменится при нынешнем, особенно, с учетом государственного строя Ирака. Чем запутаннее и сложнее будут взаиморасчеты между центром и регионом, тем новее и дороже будут личные автомобили, кортежи которых прибывают в Багдад из Эрбиля и Сулеймании на очередные переговоры по нефтяному досье Иракского Курдистана.