- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новом витке ирано-американского противостояния и его оценке иранскими политиками и экспертами. Часть 2

На фоне продолжающегося ирано-американского противостояния анализ американской политики и поведения команды Д.Трампа стал одним из приоритетов иранских экспертов. Иранский политолог Джалал Хуш Чахре опубликовал на портале «Дипломасийе Ирани» статью под названием «Двойная игра Трампа». По его мнению, американская администрация действительно не заинтересована в большой войне в Персидском заливе, однако призывы американского президента к началу переговоров с Ираном без предварительных условий контрастируют с постоянными угрозами в адрес ИРИ и попытками сколотить антииранскую коалицию из союзников США. Эксперт пишет: «Одновременно с призывом начать переговоры без предварительных условий с Ираном Трамп отрядил трех представителей своей авантюристической команды на Ближний Восток.

Это госсекретарь Майк Помпео, посетивший в конце июня Саудовскую Аравию и ОАЭ, помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, принявший участие в Иерусалиме во встрече с руководителями Советов безопасности России и Израиля и представитель Госдепартамента по Ирану Брайан Хук, посетивший Оман. Их целями были создание антииранской коалиции и повторение обычных алармистских лозунгов. Декларируемому намерению Трампа начать переговоры с Ираном противоречат и направление в Персидский Залив американского авианосца USS Baxter, и новые санкции против высших должностных лиц Ирана. При этом иранский политолог процитировал заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Рябкова, отметившего 25 июня, что «То, что американцы грозят новыми санкциями, имею в виду, их введут, это отражение линии именно на обострение, осознанное, целенаправленное обострение всей ситуации» (1).

Другой иранский эксперт, профессор факультета международных отношений Тегеранского университета Мехди Мутаххарния отмечает, что необходимо делать различие между тактическими и стратегическими целями США по отношению к Ирану. По его мнению, нынешнее американское руководство не хочет большого конфликта, так как не готово к нему ни в военном, ни в дипломатическом отношении. Против большой войны США с Ираном будут возражать как европейские союзники США по НАТО, так и монархии Персидского залива. Для того, чтобы их умиротворить американский президент и сделал заявление о готовности вести с ИРИ переговоры без предварительных условий. Одновременно США, осознав слабость КСА и ОАЭ в военном отношении, направляют в зону Персидского залива новые соединения военно-морского флота и ВВС. В то же время разрешение конфликта с Ираном также не входит в планы Вашингтона. По его мнению, нынешний рост американского давления на Иран связан с намерением Дональда Трампа заключить так называемую «сделку века», предусматривающую лишение прав палестинского народа на независимость и нормализацию отношений арабских стран с Израилем. В этих условиях Америка уже не может провозглашать своими врагами арабов и мусульман. На роль нового образа врага выбран Иран. По убеждению автора, в Вашингтоне понимают, что Иран представляет наибольшую угрозу интересам США и Израиля в регионе. Несмотря на заверения президента США о том, что его администрация не собирается менять режим в Иране, его истинным намерением является максимальное военное и экономическое ослабление ИРИ посредством санкций (программа-максимум), в качестве же программы-минимум американцы рассматривают международную изоляцию Ирана. Когда и если эта программа будет выполнена, США приступят к следующему этапу. Им, по убеждению Мутаххарния, является либо смена в Иране политического режима  с помощью организации народных волнений, либо попытка заставить Иран полностью сменить внешнеполитический курс. Иранский аналитик констатирует: «Америка хочет видеть Иран либо стратегическим партнером, либо большой жертвой» (2).  По мнению иранского эксперта, Иран в силу своего геополитического положения, а также в связи с большой силой, которую он представляет, не может остаться в стороне от американской политики. В качестве исторической аналогии иранский профессор называет Японию, на которую американцы сбросили в 1945 году атомную бомбу, когда война была уже проиграна, а затем сделали ее своим сателлитом.

В своей статье «Доходы Америки от роста кризиса в Персидском заливе» иранский эксперт по проблемам Ближнего Востока Аббас Парвардэ касается влияния напряженности в Персидском заливе на отношения США со своими арабскими союзниками. Он отмечает, что Вашингтон получает большую выгоду от страхов и опасений аравийских монархий перед Тегераном.  После того как силы ПВО КСИР сбили американский беспилотник, американский госсекретарь Майк Помпео, посетивший Эр-Рияд, сказал королю Сальману и наследнику престола: «Это очень опасное событие. Вы и другие страны региона, которым мы оказываем помощь, должны дать нам деньги». По мнению иранского политолога, для нынешней американской администрации характерен очень упрощенный подход к внешней политике. Она уже не прикрывается лозунгами защиты прав человека или распространения демократии. Главными факторами для нынешнего американского руководства являются экономика и бизнес. Исходя из этого, Вашингтон пытается получить как можно больше финансовых доходов от продажи оружия арабским монархиям Залива. В этой связи нагнетается паника перед Ираном. А.Парвардэ приводит заключения Мигеля Миранды, одного из наиболее антиирански настроенных американских экспертов, отметившего на канале Fox News: «Начиная с 1990 года иранская оборонная промышленность совершила большой прогресс, и в настоящее время армия Ирана вполне может конкурировать по уровню вооружений с армиями Турции и Израиля. Это касается самолетов-беспилотников, ракет, артиллерии, легкого и тяжелого вооружения». Данный эксперт призывает остановить военное развитие Ирана. Аравийские монархии уже потратили около 400 млрд долларов на покупку американского оружия из страха перед «иранской угрозой» (3). Что касается нефти, то, по мнению иранского эксперта, вопрос ее бесперебойного экспорта из региона Персидского залива уже не входит в интересы США в связи с усиленной разработкой энергоносителей в самой Америке. Правда, Трамп и его команда хотели бы заместить на рынке нефти Саудовской Аравией и добиться снижения мировых цен на этот товар.  Однако КСА твердо придерживается обязательств ОПЕК+ и удерживает относительно высокие нефтяные цены. Иранский эксперт заключает: «Будет или не будет война в регионе Персидского залива, все равно Вашингтон получает от этого свою выгоду».

Оригинальную трактовку возможных контактов между политическими элитами Ирана и США приводит иранский журналист Мехди Тадини. По его мнению, если даже в этом году не состоится вооруженного конфликта между Ираном и США, ситуация Ирана от этого не улучшится. В случае победы Трампа на президентских выборах 2020 года жесткая антииранская линия будет продолжена, и Вашингтон будет последовательно осуществлять политику экономического удушения ИРИ. Вместе с тем, практика двух санкционнных периодов показала, что нормализовать ситуацию можно только путем прямых переговоров с США. Но такие переговоры возможны только в случае победы кандидата от Демократической партии.  В связи с этим, по его мнению, существуют тайные контакты между американскими демократами и частью иранской элиты. Они подразумевают возможность иранского удара в ответ на американские провокации и ограниченный конфликт, в котором Трамп потерпит поражение, что будет использовано на выборах его противниками из Демократической партии (4). Сложно сказать, на чем базируются утверждения иранского эксперта и насколько они правдивы, но они свидетельствуют о желании части иранской политической элиты начать переговоры с США в случае, если бы у власти в Вашингтоне стояли более адекватные политики.

 

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1984496 [1]
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1983729 [2]
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1984440 [3]
  4. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1984472 [4]