- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: первый шаг к стабилизации

В охваченном с апреля с.г. гражданскими беспорядками Судане к концу июля появились, наконец, первые предпосылки стабилизации внутриполитического процесса. Кульминацией оппозиционных протестов против взявших в свои руки власть военных по итогам добровольной отставки президента Омара аль-Башира стал так называемый «марш миллионов». Организованный 30 июня общенациональный протест стал по сути самым массовым c  апреля выражением несогласия с курсом военной элиты. Он был организован практически во всех крупных городах страны, и несмотря на в целом мирный характер выступлений, был в ряде случаев жестко пресечен Силами быстрого реагирования и полицией. В итоге в течение протестных дней в совокупности было убито несколько cот человек, оппозиционные лидеры арестованы, и ситуация перешла в разряд критической, угрожающей дальнейшей дестабилизацией и выходом из-под контроля военной верхушки.

Понимая безуспешность своих настойчивых попыток добиться единоличного контроля над ситуацией в стране, и находясь под давлением международного сообщества во главе с западными странами, Переходный военный совет (ПВС) Судана в конечном итоге признал необходимость достижения компромисса с оппозиционными силами. 5 июля ПВС под воздействием спектра вышеназванных обстоятельств согласился на заключение мирного соглашения с главным коалиционным оппозиционным движением — «Альянсом за свободу и перемены». Мирное соглашение было подписано в тот же день и теперь оно предусматривает создание единого гражданского и военного совета — совместной структуры, которой будет поручено управлять страной на протяжении транзитного этапа. Транзитный этап продлится целых 3 года и 3 месяца — это требование военной верхушке удалось отстоять, хотя изначально оппозиционеры стремились его дезавуировать, настаивая на немедленном проведении общенародных выборов. Теперь транзит власти будет происходить по более плавной траектории, и новый переходный орган — Управляющий совет — будет в течение этого периода готовить Судан к общенациональным выборам. По истечении указанного срока власть в стране планируется передать в руки полноценного гражданского правительства, которое будет сформировано по результатам выборов.

Новый Управляющий совет включит в себя по пять представителей военных и гражданской оппозиции, а 11-й член этого органа будет выбран совместно из числа гражданских лиц. Управляющий совет назначит новое жизнеспособное  правительство технократов (исполнительные функции) на этот временный период. В течение трех последующих месяцев будет также сформирован некий переходный Судебный совет.

Некоторые международные эксперты сомневаются в жизнеспособности данной конструкции, полагая что ее шаткой и всецело зависимой от готовности военного командования придерживаться достигнутых соглашений в течение столь длительного,  отведенного на передачу власти периода. По их мнению, за 39 месяцев ситуация в стране может кардинально поменяться и какие-либо реальные гарантии сохранения нынешнего статуса-кво отсутствуют. Для суданского генералитета развязка удачная — с заключением нынешнего перемирия военные выигрывают время для того перегруппировать свои силы и закрепиться в высших эшелонах власти, откуда исключить их даже через демократические, выборные процессы будет непросто.

C другой стороны, считает ряд аналитиков, нынешнее соглашение — оптимальный баланс в сложившихся непростых условиях, позволяющий обеспечить сохранение контроля над ситуацией в стране и стабилизировать внутриполитические процессы, избегая таким образом угрозы наступления хаоса и гражданской войны. Более того, длительный срок транзитного этапа выгоден тем, что позволяет устранить стремительно подступавшие признаки «арабской весны» и снизить накал протестного настроения общества. Данного периода будет достаточно для консолидации ресурсов и рычагов управления в стране и выхода на устойчивое развитие во избежание социальных неурядиц и новой волны массовых протестов. Появляется достаточное время у прагматиков для разгона и демонстрации успеха. Можно планомерно заняться планированием и реализацией экономических проектов в стране, вместо дальнейшей политизации жизни.

Но риски велики: в случае провала курса переходного гражданского и военного совета доверие общества будет окончательно утрачено и вернуть его будет непросто и потребует гораздо больше усилий и инвестиций.  Разумеется,  многое в этой суданской игре будет зависеть от конъюнктуре на мировых нефтяных рынках.  Однако еще в большей степени ситуация будет развиваться под воздействием ведущих внешних игроков и их политики в отношении Судана.

Так, Переходный военный совет (ПВС) в своей политике опирается в первую очередь на политическую и финансовую поддержку стран Персидского  залива во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ, а также примкнувшему к ним Египту. Сдерживающие инвестиции при правлении Омара аль-Башира богатые страны Залива сразу же после апрельской смены власти стали снабжать военную верхушку долларами. Так, Саудовская Аравия и ОАЭ выделили за последние три месяца порядка 3 млрд долларов США. Одновременно глава военной администрации генерал Абдель Фаттах аль- Бурхан нанес стратегические визиты во все три поддержавшие суданских военных страны. Он пообещал примкнуть к рядам коалиции во главе с Саудовской Аравии для противостояния шиитам Ирана и Йемена. То, чего всячески избегал президент Омар аль-Башир, проводивший более сдержанный и сбалансированный курс в регионе.

С другой  стороны, оппозиционные  силы, объединенные в «Альянс за  свободу и перемены» (АСП), твердо поддерживаются западными странами и африканскими соседями, особенно Эфиопией, премьер-министр которой задает тон в посреднических усилиях. В частности,  Африканский союз оказал основную поддержку оппозиционерам, приняв решение о приостановке членства Судана в этой авторитетной региональной организации до возвращения страны к «гражданскому правлению».

Именно африканским странам во главе с Эфиопией и под эгидой Африканского союза удалось в конечном счете склонить стороны к перемирию и по сути выступить посредником соглашения. При посредничестве посла Эфиопии в Судане готовился пакет мирных соглашений,  который позволил разделить полномочия между военными и гражданской оппозицией на переходный период. Априори Африканскому союзу и придется взять на себя полномочия по мониторингу и гарантиям по претворению в жизнь намеченной дорожной карты вплоть до проведения общенациональных выборов в 2022 году.