- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обострение отношений Турции с ЕС и США на фоне поражения правящей партии на муниципальных выборах

Евросоюз подготовил набор «ответных мер» на незаконные геологоразведочные действия Турции в водах Кипра. Об этом заявила в четверг 11 июля официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич на брифинге в Брюсселе. «ЕС постоянно реагирует на незаконную деятельность Турции. Мы считаем неприемлемыми действия Турции, которая продолжает и усугубляет нарушения суверенитета и территориальной целостности Кипра. Я могу подтвердить, что, в соответствии с мандатом саммита ЕС в июне, Еврокомиссия и внешнеполитическая служба ЕС разработала и подготовила для рассмотрения Советом ЕС набор мер для ответа по незаконное бурение, которое осуществляет Турция. Решение об этих мерах теперь должен принять Совет», — заявила она. Ранее 11 июля агентство Рейтер со ссылкой на проект заявления Совета ЕС на уровне глав МИД, заседание которого пройдет в Брюсселе 15 июля сообщило, что Европейский союз рассматривает введение ограничительных мер в отношении Турции из-за геологоразведочных работ у побережья Кипра. Совет ЕС также может принять решение сократить финансовую поддержку Турции на 2020 год, и обратится с рекомендацией (которая в данном контексте будет носить обязательный для исполнения характер) к Европейскому инвестиционному банку пересмотреть финансирование своих проектов в Турции. Как отмечает агентство, Евросоюз готов ввести и более жесткие санкции в отношении страны, если геологоразведочные работы не будут прекращены. Анкара, оспаривающая границы исключительной экономической зоны Кипра, ранее направила в район судно «Фатих», заявив, что бурение продлится до 3 сентября. 10 июня власти Республики Кипр санкционировали арест членов экипажа турецкого бурового судна «Фатих». Несмотря на это, 4 июля Турция направила второе буровое судно «Явуз» к Кипру для проведения геологоразведочных работ на шельфе. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о готовности страны защищать права турок-киприотов на шельфовые месторождения, в том числе с применением вооруженных сил. Турция не намерена отказываться от проведения геологоразведочных работ у побережья Кипра, несмотря на критику со стороны мирового сообщества. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении МИД республики. «ТРСК (самопровозглашенная Турецкая Республика Северного Кипра — авт.) в 2011 году выдала [нефтяной компании] «Тюркие Петроллери» разрешение [на проведение работ], и Турция от имени турок-киприотов приступит к бурению», — отмечается в коммюнике. Во внешнеполитическом ведомстве «отвергли заявления греческого Кипра и официальных лиц ЕС, назвавших действия Турции незаконными». В Анкаре также выразили уверенность в том, что «ЕС не будет оставаться нейтральным посредником в вопросе разрешения кипрской проблемы».  На шельфе и в исключительной экономической зоне Кипра найдены большие месторождения природного газа. В 2011 году американская компания Noble Energy («Ноубл энерджи») обнаружила, в частности, месторождение «Афродита», запасы которого оцениваются примерно в 140 млрд куб. м.

Представители всех членов Европейского союза встретились 10 июля, чтобы обсудить варианты соглашения  по санкциям против Турции после того, как она решила направить второй буровой корабль в спорные воды вокруг Кипра с миссией по разведке углеводородов. Помимо вышеперечисленных мер воздействия чисто экономического свойства европейцы также рассматривали вариант сокращения  уровня и интенсивности политических контактов между Анкарой  и Брюсселем, в том числе и  отмену ранее анонсированных встреч на высоком уровне.  Ожидается, что 15 июля министры иностранных дел ЕС примут официальное решение о том, какие из этих вариантов следует реализовать. По данным кипрских СМИ, правительство  Кипра рассматривает эти санкции как отправную точку и предупреждает, что в будущем могут быть приняты новые меры (например, адресные санкции против компаний и частных лиц). На сегодня единство позиций по масштабу этих санкций среди стран ЕС отсутствует. По ряду утечек,  ожидается, что  страны, расположенные  вдоль Балканского миграционного маршрута, включая Венгрию, Болгарию, Хорватию и Словению, пока  неохотно готовы  санкционировать жесткие санкции в отношении Турции из опасений, что Анкара может принять ответные меры, выйдя из иммиграционного соглашения, достигнутого с Европейским союзом в 2016 году, тем самым  стимулируя новый мощный  поток беженцев, направляющихся в Европу. Они же также смотрят на перспективу с учетом создания нового газового хаба из России через Турцию на Балканы. Но какой-то пакет санкций будет  принят 15 июля будет однозначно.

Угроза надвигающихся на Турцию санкций ЕС возникает в то время, когда ситуация в ее национальной экономике и так является малоутешительной. Европейский союз является важнейшим торговым партнером Турции, и Анкара ценит поддержание продуктивных экономических связей с европейцами. Несмотря на это, Анкара, похоже, сделала выбор в пользу дальнейшей эскалации нынешнего кризиса путем продолжения геологоразведки на шельфе Кипра.  И в данном случае экономика стоит на втором месте, несмотря на все оценки международных экспертов о перспективах газового месторождения. Сама геологоразведка прежде всего преследует цель закрепить и узаконить претензии Анкары к водам Восточного Средиземноморья, которая она полагает своими территориальными водами в рамках существования ТРСК  в нарушение международных норм. При этом Р.Т.Эрдоган безусловно апеллирует к националистическим настроениям в Турции, что должно  укрепить электоральные позиции   Партии справедливости и Развития (ПСР) на фоне последних  по времени очень чувствительных поражений на  муниципальных выборах. В данном случае экономика очевидно приносится в жертву политике. Безусловно, эти действия по укреплению своего суверенитета и националистической политики является только продолжением прежней линии Р.Т.Эрдогана во внутренней политике, с той только разницей, что такой упор на националистический аспект в отличие от прошлых лет не имеет серьезного экономического базиса. Вся нынешняя политика Р.Т.Эрдогана на внешнем треке с всей  очевидностью подтверждает лишь тезис о том, что он, по-видимому, сделал расчет на  необходимость укрепить поддержку среди своей внутренней политической базы, проводя политику «сильного игрока» в Восточном Средиземноморье, в дискуссиях с Соединенными Штатами по вопросу закупки российских С-400, что будет стоить ему и его правительству серьезных экономических рисков. И причины в данном случае не в поражении на муниципальных выборах, что было окончательно оформлено итогами перевыборов мэра Стамбула (победа оппозиции над кандидатом правящей партии более чем на 800 000 голосов). Результат отразил разочарование избирателей попыткой Эрдогана навязать им победу своей партии в главном городе Турции путем  аннулирования результатов первого голосования. Этот результат также можно рассматривать как выражение недовольства избирателей тем, как работает экономика Турции, и отсутствием внимания ПСР к обеспокоенности простых граждан по поводу роста инфляции, безработицы и невнятной политической риторики властей. Р.Т.Эрдоган, казалось бы, застигнутый врасплох, не смог четко сформулировать ответ на подавляющую победу оппозиционера Э.Имамоглу. Как ожидается, ПСР, конечно, будет всячески тормозить действия нового мэра Стамбула, скорее всего, забрав у него различные полномочия, такие как выдача разрешений на зонирование территорий под строительство и тендеры на государственные закупки, и централизовав их под руководством президента. Такой шаг гарантировал бы, что наиболее прибыльные аспекты городского управления подпадают под юрисдикцию президента, который может продолжать распределять их лояльным сторонникам и деловым друзьям и лишать новых мэров, которые не являются представителями ПСР, ресурсов, необходимых им для успешного управления своими городами. Со временем избиратели могут стать все более недовольными новыми мэрами, поскольку они не смогут предоставить столь необходимые городские услуги и решат вернуть кандидатов ПСР на должность на следующих выборах. Так или примерно так  рассуждают в  ПСР. Но ситуация для Р.Т.Эрдогана обстоит не так линейно. Одним из итогов перевыборов в Стамбуле стал факт того, что там экономика победила политику, и прежде всего в рамках спекуляции на националистических настроениях избирателей.  ПСР  в ходе своей перевыборной кампании попытались демонизировать Э.Имамоглу именно с этого угла. Она обвинили его в греческом происхождении, охарактеризовала его сторонников как «неотесанное меньшинство» и заявила, что голос за Имамоглу был бы голосом за Абдель Фаттаха ас-Сиси — неизбранного президента Египта и одного из главных антагонистов Р.Т.Эрдогана. Напротив, Имамоглу провел в основном позитивную и инклюзивную кампанию, которая принесла результат. Националистический аспект пропаганды не сработал, и  теперь у Имамоглу есть благоприятный фон, который теоретически может подвигнуть его к тому, чтобы бросить вызов Эрдогану в рамках следующих президентских выборах  в 2023 году.

Следующие четыре года дают Эрдогану возможность сосредоточиться на восстановлении его и ПСР общественного имиджа и поддержки. Первое, с чего следует начать, — это обеспечить сильный экономический рост. Резкий экономический спад Турции — это на сегодня «ахиллесова пята» Эрдогана. При этом попытка скомпрометировать в глазах избирателей новоизбранных мэров может в конечном счете сработать против самого Эрдогана и ПСР: в условиях экономической стагнации лишение мэров из числа оппозиции их ключевых экономических функций означает по факту принятие ответственности за экономическую политику в крупных городах  лично президентом. И если не произойдет экономического роста, это обстоятельство сыграет в конечном счете против него.  В этой ситуации Р.Т.Эрдоган пока пытается определить свою стратегию, балансируя между своей личной ответственностью за возможный провал в экономической политике и стремлением лишить оппозицию серьезных финансовых рычагов в крупных городах. В данном случае  есть много переменных, и любая из них — или их комбинация — может привести к политической кончине Эрдогана и окончательному его уходу от власти. А может наоборот, привести его к политическому ренессансу.

Вопрос выбора союзников в данном случае второй по важности после экономике. Президентская избирательная система Турции обязывает победителя обеспечить не менее 50% процентов голосов плюс один. Эрдогану удалось стать президентом только при активной поддержке Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели. Даже если предположить, что Бахчели продолжит поддерживать и работать с Эрдоганом (а это большое «если»), их альянс, скорее всего, не достигнет 50-процентного порога в 2023 году. Главная оппозиционная Народно-еспубликанская  партия (НРП), тем временем, возглавила успешный блок избирателей, который формально включает в себя Хорошу партию Мераль Акшенер, состоящую из диссидентов, отколовшихся от ПНД, и неофициально поддержку прокурдской Партии демократии народов (ПДН). Подавляющее большинство сторонников ПДН в Стамбуле поддержали Имамоглу на пост мэра после того, как заключенный в тюрьму председатель партии Селахаттин Демирташ призвал их сделать это. В ближайшем будущем, по оценке ряда экспертов, на фоне усиления националистической риторики Р.Т.Эрдогана  курдские избиратели Турции могут еще более тесно блокироваться с НРП, что в потенциале создает возможность образования серьезного по потенциалу избирательного блока, который еще больше подорвет базу ПСР.

Повторим, что ситуация может меняться в зависимости от развития экономической ситуации, но на сегодня  ясно одно: Эрдоган и ПСР ослаблены. В этой связи  ряд экспертов предсказывают, что в ближайшие дни или недели бывшие чиновники ПСР и союзники Эрдогана выйдут из правящей ПСР, чтобы создать конкурирующую политическую партию. Этот шаг ослабит электоральную базу власти ПСР и Эрдогана и заставит сторонников выбирать между Эрдоганом и отколовшейся группой. Сообщается, что эти раскольнические усилия возглавляют бывший президент Абдулла Гюль и бывший министр финансов Али Бабаджан. Эти люди были в стороне от большой политики  в течение нескольких лет: они находились во внутренней оппозиции политике Р.Т.Эрдогана, но при этом никак не обознчая это в публичной сфере.  Еще предстоит выяснить, будет ли эта новая партия надежной альтернативой ПСР, но в любом случае это вызовет фундаментальный раскол в ПСР.

Таким образом, для Р.Т.Эрдогана главной задачей на сегодня является восстановление доверия избирателей. И в этой связи перед ним стоит вопрос прежде всего улучшение экономической ситуации в стране. Из позитива в этой области за второй квартал можно отметить только снижение  уровня инфляции после того, как страна вступила в рецессию в последнем квартале 2018 года. При этом неортодоксальный подход Эрдогана к денежно-кредитной политике породил еще одну угрозу турецкой экономике. Он долго настаивал на том, чтобы Центральный банк Турции снизил процентные ставки для ускорения экономического роста, независимо от влияния на лиру, и на этой неделе он сделал максимум для того, чтобы его желание стало реальностью. После того, как глава Центрального банка Турции отверг  настоятельные требования  Эрдогана еще раз сократить процентную ставку, президент уволил его и назначил на его место своего откровенного сторонника.  Теперь у него есть свой человек в Центробанке, который с большей вероятностью выполнить все его требования. 25 июля Центральный банк Турции проводит заседание комитета по денежно-кредитной политике и, учитывая недавние кадровые изменения в руководстве банка, следует ожидать снижение процентной ставки. Такой шаг с большей долей вероятности может привести к снижению  стоимости лиры (это, в свою очередь, усилит долговое бремя  частного сектора). Помимо всего такой шаг (плюс открытое давление на Центробанк со стороны президента) уже вызвал беспокойство среди иностранных инвесторов и руководства крупных отечественных отраслей промышленности, от которых зависит экономика Турции.

Наряду с санкциями со стороны ЕС существуют еще риски санкций со стороны США.   Отношения Турции с США сталкиваются с аналогичным риском санкций в связи с предстоящими поставками из России зенитных ракетных систем С-400. Турцию ждут негативные последствия в случае, если поставки российских зенитных ракетных систем С-400 будут осуществлены, позиция Вашингтона по этому вопросу не поменялась. Об этом заявила во вторник 9 июля на брифинге для журналистов руководитель пресс-службы Госдепартамента США Морган Ортэгус. «Честно говоря, мы уже несколько дней подряд видим сообщения в ряде иностранных газет, что Турция сегодня получит С-400, так что в этом нет ничего нового. Наша позиция в Госдепартаменте в отношении Турции и С-400 не изменилась», — сказала она, комментируя сообщения СМИ о том, что поставки С-400 могут быть осуществлены уже во вторник. «Все знают, и власти Турции знают, что в Конгрессе был принят закон, связанный с CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» — прим. ТАСС). Все остается так же, как и было. Мы уже сказали, что Турцию ждут реальные и негативные последствия, если они примут С-400», — отметила представитель американского внешнеполитического ведомства, добавив, что эти последствия включают в себя прекращение участия Анкары в программе истребителей-бомбардировщиков F-35.  Ранее газета «Хабер тюрк» сообщила о том, что погрузка С-400 на два грузовых самолета была завершена на авиабазе в Твери в районе 21:00 мск в понедельник, а доставлены на территорию Турции они могут быть во вторник. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов во вторник, подчеркнул, что поставки идут по плану. В этой связи надо констатировать, что  ни угрозы санкций  США, которые могут быть введены против турецкой оборонной промышленности, а также то, что Турцию могут удалить из совместной программы разработки истребителя F-35, пока не изменили мнение Анкары о приобретении российской техники. Несмотря на угрозы со стороны Вашингтона и ущерб, который покупка нанесет его отношениям с другими союзниками по НАТО, Турция рассчитывает, что благо для ее дипломатического суверенитета и прав на передачу технологий, которые приходят вместе с поставкой С-400, будет стоить того. Но стремление играть на националистических настроениях не отменяет очень негативных последствий для турецкой экономики,  если Вашингтон все-таки решит серьезно отреагировать на это событие. Помимо этого, существует более отдаленная угроза потенциальных будущих санкций, с которыми может столкнуться Турция, если будет установлено, что она имела дело с Ираном или Венесуэлой в нарушение нынешнего режима санкций США. В конце концов, крупнейший турецкий банк в свое время  помогал иранской контрабанде нефти под санкциями администрации Барака Обамы. Если выяснится, что турецкие организации повторили эту историю, то, безусловно, последует американские санкции, которые нанесут турецкой экономике очевидны ущерб. И в большей степени даже не в рамках прямых убытков, а в плане еще большого осложнения инвестиционного климата в Турции.