- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии Ирана в деятельности группировок в секторе Газа

Исмаил Хания, глава политбюро правящего с 2007 года в секторе Газа «Исламского движения сопротивления» (ХАМАСа) долгое время пытается покинуть прибрежный палестинский анклав через Египет. Его задача – посетить несколько арабских и исламских стран с целью сбора средств для своей организации, которая испытывает серьезные финансовые трудности, но египетские власти не позволяют ему этого сделать. Согласно сообщениям в СМИ, И.Хания получил от египтян окончательное уведомление об отказе в выезде из блокированного Израилем и частично Египтом сектора Газа в связи с его намерением посетить Иран, Турцию и Катар.

Египет, как и Израиль, очень обеспокоен поддержкой Ираном «Бригад Изеддина аль-Кассама», военного крыла ХАМАСа, что выражается в контрабанде оружия из Ирана на египетскую территорию и оттуда, через Северный Синай, в сектор Газа.

Иран является главным союзником ХАМАСа. Палестинская проблема очень важна для иранского режима аятолл, который после Исламской революции установил контакты с председателем Организации освобождения Палестины (ООП) Ясиром Арафатом, который также стал первым палестинским лидером, посетившим Тегеран.

Это произошло 17 февраля 1979 года, через шесть дней после того, как аятолла Хомейни пришел к власти. Я.Арафат принадлежал к первым из тех немногих, кто открыто выразил свою радость по поводу победы Хомейни. В тексте телеграммы, которую Я.Арафат направил тогда Хомейни, говорилось о том, что его «победа знаменует собой кульминационный момент в истории человечества. Одновременно она знаменует собой победу и для Палестинской революции. Этот исторический поворотный пункт означает начало новой эпохи в этом регионе. Предвестники победы становятся очевидны другим народам после длительного периода бедствий и длительного периода гнета расистов-сионистов, которые изгнали наш народ и отдали на порабощение империализму США. Луч революции, который сияет из Ирана, озарит и небосклон нашей Палестины, и небосклон всей нашей исламской нации. Исламская нация одержит победу над всеми врагами – империалистами, колониалистами и сионистами. Возвращение в Иерусалим близко!»[i] [1].

О результате первой встречи Я.Арафата с Хомейни было объявлено на следующий день: «Революционное правительство Ирана прерывает все дипломатические отношения с Израилем». Персоналу израильской миссии в Тегеране предлагается покинуть страну; иранские дипломаты в Тель-Авиве получают распоряжение немедленно вернуться в столицу Ирана. Премьер-министр Исламской Республики Иран Мехди Базарган заявил: «Мы не желаем более иметь ничего общего с сионистским правительством». Помещения израильской миссии в Тегеране предоставляются в распоряжение ООП, она может устроить там свое представительство. Аллея, идущая мимо представительства ООП, в дальнейшем должна называться «улица Палестины». Уже 19 февраля 1979 года Я.Арафат проводит торжественную церемонию открытия.

Свергнутый Исламской революцией шах Мохаммад Реза Пехлеви стал Я.Арафату врагом, поскольку дал американскому правительству обязательство ежегодно поставлять Израилю 6 млн тонн нефти. В 1973 году, когда обязательство вступило в силу, это количество составляло около 40 % израильского потребления нефти. Поводом для поставок иранской нефти Израилю было стремление тогдашнего госсекретаря США Генри Киссинджера добиться того, чтобы Израиль покинул два месторождения на Синайском полуострове. Замену нефти, которую потеряло еврейское государство в результате передачи месторождения Египту, должен был обеспечить шах Ирана. США были готовы взять на себя финансирование этого соглашения.

Г.Киссинджер мог быть уверен в том, что шах выполнит обязательства, связанные с поставками нефти, ведь торговые отношения между Израилем и Ираном и прежде были хорошими. Однако вскоре выяснилось, что подобными действиями Г.Киссинджер поставил М.Р.Пехлеви в затруднительное положение. Арабский и исламский мир с неудовольствием взирал на то, как лидер-мусульманин снабжает еврейское государство жизненно важной нефтью. Я.Арафат выдвинул лозунг: «Шах смазывает своей нефтью военную машину израильтян, которая используется против палестинского парода».

Чуть позднее, в начале 1980-х годов, иранское руководство наладило связи с «Палестинским исламским джихадом» и движением ХАМАС, которое было создан в конце 1987 года.

Для палестинских военизированных организаций поддержка со стороны Ирана была очень важна, т.к. в ходе первой интифады (1987-1991) и второй «интифады Аль-Акса» (200-2005) Тегеран поддерживал их оружием и деньгами, и с тех пор иранцы стали основным поставщиком оружия и военных знаний для боевых крыльев ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада»[ii] [2].

Газета «Аль-Рисала», связанная с ХАМАСом,  29 июня с.г. опубликовала статью комментатора Хамзы Абу Шанаба, который подробно рассказал о том, как Иран помогал Ирану и ХАМАСу в секторе Газа с военной точки зрения. Речь идет о поставках оружия и ракет. Иранцы обучали членов палестинских организаций военному мастерству, передавали им разведывательные данные, что помогло улучшить организационную структуру сопротивления и его механизмы для борьбы с Израилем. Тегеран помогал палестинскому сопротивлению в развитии ракетного производства и создании тоннелей, оказывал прямую финансовую поддержку, позволяющую сопротивлению развивать собственный тактический потенциал против Израиля. Иранцы участвовали в развитии инфраструктуры сопротивления в сфере командования и управления. Финансовая поддержка правительству ХАМАСа началась после переворота 2007 года и завершения  правления Палестинской национальной администрации (ПНА) в секторе Газа. ХАМАСу выделялось 25 млн долларов в месяц. Регулярный перевод средств военному крылу ХАМАСа на десятки миллионов долларов не прекратился даже несмотря на охлаждение отношений с политическим руководством (когда у власти находился глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль).

Помимо этого подробно описывается дополнительная финансовая помощь, предоставляемая Ираном различным учреждениям ХАМАСа. Имеется в виду финансовая поддержка медийных структур, которые участвуют в палестинского сопротивлении. Со второй интифады оказывалась регулярная финансовая помощь более чем 9 000 семей погибших, включая тех, которые были убиты в ходе кампании «Марш возвращения». Иран оказывает социальную поддержку путем организации более 20 000 ифтаров (вечерних приемов пищи) нуждающимся семьям в секторе Газа в течение священного для мусульман месяца рамадан.

По словам автора статьи, иранская помощь военному крылу ХАМАСа увеличилась в 2014 году после военной операции Армии обороны Израиля (ЦАХАЛа) в секторе Газа «Несокрушимая скала». В ходе этой войны произошло улучшение в отношениях между Ираном и ХАМАСом. Военно-политическое руководство в Газе убедилось в том, что поддержка Ираном палестинского сопротивления является стратегической, а атака на Иран и его демонизация связана также с его поддержкой этого сопротивления. В статье восхваляются лидеры ХАМАСа Исмаил Хания и Яхья Синвар.

Тот факт, считают комментаторы в Израиле, что официальная издание ХАМАСа опубликовало подробную статью о связях Ирана с ХАМАСом, указывает на то, что организация не боится таких заявлений и даже хвастается ими в надежде на то, что Иран им поможет, выделив дополнительное вооружение и деньги, несмотря на введенные против него жесткие санкции.

В Израиле «смелость» военизированных группировок в секторе Газа связывают как минимум с иранской поддержкой, а то и вовсе говорят о направляющей роли Ирана. На днях командир одной из военизированных группировок в секторе Газа в интервью ливанской газете «Аль-Ахбар» заявил: «Мы захватим [израильские] поселения, граничащие с Газой. В любой будущей войне противник должен ожидать, что палестинские группы в тылу врага войдут в эти поселения и возьмут их под контроль». Он якобы добавил, что военные подводники из Газы также сыграют «очень важную роль» в предстоящем конфликте.

Как отмечают военные обозреватели газеты «Джерусалем пост», Израиль недавно завершил строительство подводного барьера, который призван предотвратить проникновение диверсантов из Газы. Во время операции «Несокрушимая скала» в 2014 году пять оперативников ХАМАСа попытались проникнуть в еврейский кибуц Зиким. Террористов, вооруженных автоматическим оружием, осколочными гранатами и несколькими типами взрывных устройств, ликвидировали израильские военные в результате атаки с моря, с земли и с воздуха.

В 2015 году ЦАХАЛ начала устанавливать десятки датчиков в рамках развертывания новой системы под названием «Аква-щит», которая может обнаруживать и предупреждать ВМС Израиля о подозрительных перемещениях под водой. Датчики были установлены на морском дне недалеко от израильской морской границы с сектором Газа и Ливаном.

По словам вышеупомянутого неназванного командира из Газы, последняя по времени эскалация напряженности в мае с.г., когда по Израилю снова были выпущены сотни ракет, – это «незначительная часть того, с чем в будущем может столкнуться враг, особенно с учетом того, что в ходе обстрелов обнаружились слабые стороны Израиля». Эти «слабые стороны» включают в себя возможность нацеливаться непосредственно на батареи израильской тактической системы ПРО «Железный купол» и способность наносить удары по ЦАХАЛу, сбрасывая бомбы с беспилотников из Газы, о которых, по его словам, израильская разведка не знала, пока они не были задействованы.

Один из наиболее важных уроков, который военизированные группировки в секторе Газа извлекли из 48-часовой эскалации в мае с.г., заключается в том, что «Железный купол» можно преодолеть и даже в некоторых местах нанести по батареям прямой удар. По словам командира, в ходе последних по времени боевых действий было выпущено 700 ракет, и «Железному куполу» удалось перехватить только 240 ракет. В Газе обнаружили, что если стрелять из районов, близких к израильской границе, то «Железный купол» становится уязвимым, а если запустить более 10 ракет одновременно, производительность «Железного купола» также снижается, но чтобы это сработало, ракеты должны быть запущены в течение не более пяти минут. По словам командира из Газы, они применили эту тактику в мае этого года, запустив «шквал ракет – до десятков ракет одновременно – по направлению к одной цели», чтобы одна или две ракеты могли преодолеть «Железный купол» и поразить жилые районы в Израиле. В результате этой эскалации погибли 5 израильтян, и 21 ракета попала в жилые дома. Палестинский командир также утверждал, что знает точные места, где установлены батареи «Железного купола».

Ранее в этом году бывший заместитель начальника военной разведки ЦАХАЛа, бригадный генерал Меир Элран сказал, что, хотя «Железный купол» оказался эффективным средством спасения жизней, что также позволяет руководству принимать более гибкие решения, очевидно, что система ПРО, существующая в настоящее время, не может обеспечить Израилю достаточную защиту в случае более масштабного конфликта.

Узи Рубин, один из участников программы израильской противоракетной обороны, сказал, что, исходя из общедоступных данных, похоже, что палестинцы «подвергли израильскую систему ПРО испытанию настолько, насколько могли, но система в целом его выдержала».

Палестинский командир из Газы в интервью также упомянул противотанковые ракеты «Корнет», которые использовались в последней эскалации с Израилем, в результате которой погиб израильский гражданин Моше Федер. Боевики ХАМАСа, по-видимому, также пытались использовать ракеты «Корнет» для поражения израильской бронетехники, но промахнулись. По словам командира, ХАМАС также использовал беспилотники для сбора информации о передвижениях сил ЦАХАЛа во время последних боевых действий.

Поставки и производство оружия в секторе Газа продолжаются, несмотря на попытки Израиля и Египта предотвратить это. По словам палестинского командира, ИГ («Исламское государство», запрещенное в России) повлияло на поставки оружия на Синайский полуостров, но отметил, что палестинские группировки проводят «операции по обеспечению безопасности» в ответ на действия ИГ. Материальный ущерб Израиля он оценил в 60 млн шекелей.

Ливанское издание также сообщило о том, что Израиль предпринял попытку «мягких убийств» террористов из Газы после неудачной операции израильского спецназа в Хан-Юнисе в ноябре прошлого года, включая попытку отравить высокопоставленного командира в Газе и убить военного чиновника посылкой, начиненной взрывчаткой. Оба покушения были предотвращены силами группировок, действующих в палестинском анклаве. Согласно ливанской газете, Израиль также преследует бывших палестинских заключенных, которые были освобождены в результате сделки по освобождению военнослужащего ЦАХАЛа Гилада Шалита в 2011 году, особенно тех, кто живет в секторе Газа. Утверждается также, что ШАБАК (Служба общей безопасности Израиля) пытается завербовать агентов в Газе, принуждая их к этому или заманивая материальным вознаграждением[iii] [3].

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил 11 июля с.г. во время визита в Ашкелон, что Израиль готов к «крупномасштабной военной операции в Газе», если не удастся сохранить спокойствие. «Я предпочитаю сохранять спокойствие, хотя у нас нет иллюзии, что возможно достижение политического соглашения с этой группой [ХАМАС], которая хочет стереть государство Израиль с лица земли», – сказал Б.Нетаньяху. «Мы готовимся к наступательной фазе, и кампания будет не только масштабной, но и удивительной»[iv] [4]. При этом, на всякий случай отметил, что предвыборный период в Израиле совершенно тут не при чем.

[i] [5] Концельман, Г. Арафат. Ростов-на-Дону. 1997 — https://biography.wikireading.ru/251705

[ii] [6]כיצד מסייעת איראן לחמאס? // Arabexpert. 12.07.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/07/blog-post_12.html

[iii] [7] Palestinian Commander: We will capture Gaza border towns in future war // Jerusalem Post. 10.07.2019 — https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/Gaza-terror-groups-threaten-to-capture-Gaza-border-communities-in-next-war-595180

[iv] [8] Netanyahu: We are preparing for broad, surprising campaign in Gaza // Jerusalem Post. 11.07.2019 -https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/Netanyahu-We-are-preparing-for-broad-surprising-campaign-in-Gaza-595342