- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах политического процесса в Сирии

На протяжении последних лет доминирование военно-политических новостей на сирийском медийном фронте стало устойчивой традицией. На втором плане — гуманитарные и торгово-экономические аспекты, а также тема постконфликтной реконструкции Сирии. При этом однако тема развития политического процесса и внутренней трансформации системы власти, которая собственно и стала катализатором социальных протестов в 2011-2013 гг и продолжает служить главным манифестом западных стран против правления Башара Асада, не сильно муссировалась. Разумеется, это самый принципиальный и чувствительный элемент всего послевоенного процесса, способный повлиять на региональные процессы. Тем не менее, тема всеми сторонами противостояния упорно замалчивалась. По крайней мере, помимо голословных заявлений и лозунгов, каких-либо экспертных дискуссий и предметных размышлений на этот счет не наблюдалось. Дескать, пока на переднем плане иные приоритеты и целевые задачи.

И вот,  наконец, недавно тема внутрисирийского политического диалога стала вновь всплыла в формате развернувшихся дискуссий на площадке ООН. Более того, представители Секретариата ООН в Нью-Йорке буквально излучают оптимизм по поводу перспектив возобновления полноценного политического процесса.

В частности, рапортуя накануне членам Совбеза ООН по ситуации в Сирии, спецпосланник ООН Гейр Педерсен поведал о «значительном» прогрессе по итогам проведенных им раундов переговоров. По его словам, последний по времени раунд консультаций в Дамаске состоялся 10 июля и был особенно успешен — стороны конфликта оказались очень близки к заключению соглашения по формированию нового конституционного комитета.

По итогам переговоров Г.Педерсена с главой внешнеполитического ведомства Сирии В.Муаллемом в Дамаске ооновский чиновник косвенно и осторожно намекнул  на достижение некоего «прогресса» в переговорах, не став однако раскрывать детали предложения. Важнейшим элементом этого пакета, который станет по сути переломным моментом в переговорах, является создание некоего Конституционного комитета по подготовке новой сирийской конституции. Формирование этого Конституционного комитета предполагается осуществить под патронажем ООН, что станет первым важнейшим шагом на пути к новому Основному закону и новым общенациональным выборам демократического формата. В состав  комитета предполагается включить на равной основе представителей действующего сирийского правительства, оппозиционных партий и гражданского общества. По задумке ООН, такой подход открывает двери для более широкого политического процесса на коалиционной основе.

Несмотря на оптимизм Г.Педерсена, официальный Дамаск пока занимает сдержанную позицию.  Его не устраивает прямое вмешательство ООН во внутренний политический процесс, в том числе в вопросы разработки новой конституции. Также, по неофициальным сигналам из Дамаска, президент Башар Асад по-прежнему настроен выдвигать свою кандидатуру на новое переизбрание в ходе готовящихся национальных выборов. Дата проведения таких выборов — также сугубо компетенция Дамаска, который будет их планировать в наиболее удобное и благоприятное время, с учетом военно-политической обстановки и условий безопасности в стране.

Главным камнем преткновения в вопросе формирования Конституционного комитета являются разногласия по его составу. Как отмечалось, в этот орган, состоящий из 150 делегатов, предполагается включить по 50 представителей правительства, институциональной оппозиции и представителей т.н. гражданского общества. И если списки делегатов от правительства и оппозиции в принципе уже сформированы, то по третьему списку пока имеются разногласия. В этом списке должны быть представлены лидеры местных кланов, представители женских организаций, эксперты, независимые наблюдатели. Пока официальный Дамаск не согласовал представленные опции с кандидатами, к некоторым из которых, видимо, имеются вопросы. Неясно, правда, будет ли Дамаск стремится торпедировать этот список в принципе, либо все-таки настаивать на исключении из него конкретных персоналий.

Ещё одним сдерживающим фактором на пути политического регулирования является вопрос о политических заключённых, причём с обеих сторон. ООН предпринимает посреднические усилия и пытается найти развязки, однако ситуация пока далека от решения.

Разумеется, политический процесс в Сирии — вопрос весьма комплексный и долгий. Это процесс малых шагов по восстановлению доверия, и ожидать быстрых прорывов было бы наивно. Налаживание диалога между Дамаском и оппозиционной Комиссией по переговорам — главная гарантия успеха. Такой диалог постепенно налаживается.

Другим важным фактором является посредническая роль ООН в политическом процессе, и гарантия того, что эта функция будет исключительно нейтральной и непредвзятой. Дамаск с самого начала четко дал понять, что политический процесс в Сирии — сугубо внутреннее дело, вопрос национального суверенитета. Поэтому роль ООН в этом процессе должна быть по максимуму взвешенной и вспомогательной, без каких-либо попыток оказать внешнее воздействие на его перспективы и вектор развития.

Запуск работы Конституционного комитета может стать главным рычагом для построения внутреннего доверия между различными сирийскими силами. Он на начальном этапе не несёт в себе серьёзных обязательств по перекройке нынешней системы и в частности не требует перераспределений властных полномочий, а потому может стать важнейшим механизмом налаживания диалога и обратной связи. По сути, формирование комитета — политическое обязательство сторон двигаться по пути политических реформ и заодно признание посреднической, вспомогательной роли ООН в этом важном процессе. Синергия Женевского и Астанинского (Россия, Иран, Турция) процессов, и их тесная координация с фокусом на общие цели является главным залогом успеха политической трансформации Сирии. Именно отсутствие точек соприкосновения между двумя процессами сегодня является сдерживающим фактором на пути достижения конкретных результатов на политическом треке внутрисирийского урегулирования.