- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых новых разработок предприятий ОПК Израиля в секторе военно-морской техники

Анализ публикаций в китайском специализированном военно-техническом издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» показывает, что китайские специалисты внимательно наблюдают за разработками кораблестроительных компаний и соответствующих структурных подразделений оборонно-промышленных корпораций Израиля, которые достаточно активно работают в области малоразмерных патрульных/пограничных/сторожевых, а также беспилотных катеров.

Внимание китайских обозревателей на очередной международной выставке IMDEX Asia 2019, прошедшей в Сингапуре, привлекли проект патрульного катера морской зоны OPV-45, патрульного катера проекта Shaldag MkII с вооружением, а также безэкипажного катера типа KATANA. Перспективные образцы морской техники израильского производства представляют интерес для многих развивающихся стран Юго-Восточной Азии.

Конструкторы  ведущей кораблестроительной компании еврейского государства Israel Shipyards Co.,Ltd разработали проект морского  патрульного катера проекта OPV-45, который при небольших размерах позволяет выполнять значительное количество повседневных и служебных задач по патрулированию исключительной экономической зоны, поиску и спасению, борьбе с контрабандой опасных веществ, оружия и нелегалов. По оценкам китайских специалистов, израильским инженерам удалось создать достаточно компактный и многофункциональный катер, который при наличии телеуправляемых оружейных модулей вполне способен выполнял задачи по борьбе с пиратами и нести охрану береговых/морских объектов.

Анализ конструкции катера показывает, что израильские специалисты разработали патрульный катер с закрытой двухпалубной надстройкой, благодаря которой военные моряки обладают возможность наблюдать за надводной обстановкой на 360 градусов по горизонту.  Архитектура катера свидетельствует о том, что израильские конструкторы повсеместно внедряют технологии по снижению заметности надводных кораблей.

По желанию заказчика в носовой части катера можно разместить телеуправляемый оружейный модуль с автоматической пушкой калибра 30 или 40 мм, или пусковые установки тяжелых противотанковых управляемых ракет типа SPIKE, которые в зависимости от модели обладают максимальной дальностью пуска до 25 км.

Представляется возможным указать некоторые ключевые тактико-технические характеристики OPV-45:

– длина: 45,7 м;

– ширина: 8,6 м;

– осадка: 2,4м;

– соотношение длины к ширине 5:3:1;

– максимальная скорость: 40 узлов;

– крейсерская скорость: 24 узла;

– экипаж: от 16 до 21 военнослужащих

– место для десанта: 24 человека.

По данным китайских специалистов, рассматриваемый патрульный катер при скорости 12 узлов может преодолеть около 3000 морских миль, что соответствует запасу хода легких корветов ВМС Израиля. Катер имеет небольшую осадку, что позволяет применять его в мелководных районах, однако при необходимости кораблестроители могут разместить в носовой части дополнительный движитель, который серьезно повысит маневренность корабля.

Благодаря современным технологиям проектирования малоразмерных судов израильские специалисты смогли выделить на палубе  (в кормовой части)  место для размещения двух стандартных морских контейнеров по 20 футов каждый. Кроме того, в кормовой части катера спроектирована наклонная палуба для размещения двух высокоскоростных катеров жестко-надувного типа RH1B (длина 7,2 м), спуск и подъем которых обеспечивает специальное лебедочное устройство LARS.

Следует отметить, что подобные решения уже отработаны в ВМС нескольких государств и данная технология доказала свою работоспособность при несении дежурства в территориальных водах – в ходе проведения проверок подозрительных судов. Применение высокоскоростных катеров с вооруженной досмотровой группой по своей эффективности сопоставимо с применением вертолета, для размещения которого необходимо строить патрульный корабль более тяжелого класса. Кроме того, применение вертолета сопряжено с дополнительными затратами на авиационное топливо и оплату труда пилотов.

Для ВМС развивающихся государств по всему миру представляет интерес проект вооруженного патрульного катера Shaldag MkII (несколько единиц приняты на вооружение ВМС Израиля), который также разработали конструкторы Israel Shipyards Co.,Ltd. В настоящее время активные переговоры с израильскими производителями  ведут представители ВМС Филиппин, которые заинтересованы в приобретении партии данных катеров.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики   Shaldag MkII:

– длина: 24,8 м;

– ширина: 6 м,

– осадка: 1,2 м;

– водоизмещение: 58 тонн.

По данным корреспондентов китайского издания, катера проекта Shaldag MkII оснащают турбированными дизельными двигателями производства немецкой компании MTU, которые передают крутящий момент на водометные движители, позволяющие развивать максимальную скорость в  40 узлов, тогда как экономическая скорость составляет 32 узла, а дальность плавания  650 миль – впечатляющий показатель для компактного вооруженного катера.

Как известно, катера проекта Shaldag MkII в базовом варианте оснащены телеуправляемым модулем вооружения Typhoon Mк.30С, который представляет собой поворотную платформу (электропривод) с автоматической пушкой калибром до 30 мм.  Поиск и сопровождение цели, а также применение вооружения обеспечивает оптико-электронная система наведения Toplite, состоящая из дневной и инфракрасной камер, а также лазерного дальномера.

Данная система позволяет оператору применять вооружение катера в любое время суток. Поворотный кронштейн  Typhoon Mк.30С также позволяет размещать и применять до четырех ПТУР SPIKE ER.

Рассматриваемый боеприпас относится к ПТУР пятого поколения – оснащена новой оптико-электронной головной частью наведения, в состав которой введен высокоэффективный неохлаждаемый модуль инфракрасного режима и цветная видеокамера. Управляющий компьютер позволяет оператору или пилоту выполнять стрельбу ПТУР  SPIKE ER по принципу «выпустил и забыл».

Следует отметить, что многоцелевая боевая часть SPIKE ER оснащена регулируемым датчиком подрыва, который позволяет удаленно контролировать огневое могущество боеприпаса. Фактически, данная БЧ представляет собой кассету с блоковым управлением, которая высвобождает определенную  часть поражающих элементов в зависимости от типа цели.

По сообщениям израильских источников, к настоящему моменту проведен полный комплекс контрольных стрельб с применением рассматриваемой ПТУР при различном волнении моря. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективной работе всех элементов системы наведения.

Отметим, что в рамках перспективного контракта с ВМС Филиппин израильские специалисты внесли изменения в конструкцию  Shaldag MkII – отказались от размещения в кормовой части жестко-надувного катера и на его месте разместили вторую артиллерийскую установку Tayphoon ELS-ER, что позволит в два раза увеличить огневые возможности рассматриваемого патрульного катера. Благодаря сотрудничеству с Rafael Advanced Defense Systems израильские кораблестроители обладают возможностью оснастить практически любой надводный катер системами радиоэлектронной борьбы оборонительного характера.

В дополнение к вышесказанному отметим, что внимание китайских специалистов привлек безэкипажный многофункциональный  катер проекта KATANA, разработанный конструкторами Israel Aerospace Industries. По словам сотрудников компании-разработчика, рассматриваемый катер предназначен для обеспечения безопасности военно-морских баз, кораблей во время стоянки за рубежом, а также для охраны морских нефтяных и газовых платформ

По данным китайских источников, данный катер имеет  длину 11,9 м, ширину 2,81 м и массу 6500 кг, из которых 2200 кг это масса полезной нагрузки модульного состава – оптико-электронные системы наблюдения и прицеливания, комплексы радиоэлектронной борьбы, телеуправляемые оружейные модули и т.д. При необходимости данный катер может быть использован как транспортное средство десанта.

Суммарная мощность двух дизельных двигателей составляет  650 л.с., что позволяет развивать максимальную скорость 60 узлов, а крейсерская снижена до 30 узлов. Двухрежимная система радиоуправления позволяет оператору, либо наблюдать за  действиями катера в автономном режиме, либо взять управление на себя.