- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы развития российского нефтегазового бизнеса в Республике Ирак

Ситуация, которая складывается на Ближнем Востоке, сегодня, пожалуй, никого не оставляет равнодушным. События, происходящие там, имеют не только локальное значение, но и существенно влияют на международную обстановку в целом.

Во времена СССР наши отношения с арабскими государствами были далеко не идеальными. Однако в последние годы ситуация кардинальным образом поменялась. У России активно развивается сотрудничество с арабским миром, и настало время для того, чтобы закрепить наметившиеся тенденции и осуществить совместные шаги по развитию отношений с Ближним Востоком.

Одно из приоритетных направлений внешней политики России сегодня — взаимоотношения с Республикой Ирак. Помимо того что эта страна является одним из государств — основателей Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), располагает крупными запасами нефти (15,5 млрд тонн в 75 разведанных месторождениях), добыча которой постоянно растет (в 2005 году среднесуточная добыча нефти возросла на 185 тыс. баррелей и достигла 2,06 млн баррелей), она прошла непростой и длительный путь государственного развития. После распада Османской империи мандат на управление Ираком получила Великобритания, которая вплоть до свержения в 1958 году монархии и провозглашения республиканского строя осуществляла контроль над страной.

Говоря об экономике Ирака, следует особо подчеркнуть, что нефть обеспечила ему благосостояние. Однако война с Ираном, введенные ООН серьезные экономические санкции в отношении Ирака, две войны и, конечно же, присутствие (а фактически оккупация) иностранных войск, крайне негативно отразились на экономическом состоянии государства. В этой связи возникла острая необходимость в поэтапном восстановлении и последующем развитии отраслей экономики Ирака (в первую очередь нефтяной).

В довоенный период (до 2003 года) Ирак был одним из основных торгово-экономических партнеров России на Ближнем Востоке. После окончания активной фазы военной операции коалиционных сил в Ираке все усилия были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанций в иракских городах Басра и Насирия, а также в пригороде Багдада. В стране находятся порядка 350 специалистов российских компаний.

Важно отметить, что Россия как энергетическая держава, помимо всего прочего, может принять участие в выработке вектора правовой регламентации отношений недропользования в Ираке, а также способствовать усилению международно-правового сотрудничества Ирака с другими государствами в области использования недр.

Рассматривая перспективы участия российских компаний в развитии ТЭК постсаддамовского Ирака, следует вспомнить, что с 1969 года в рамках технического сотрудничества специалисты из СССР оказывали содействие иракцам в проведении работ на ряде объектов нефтяной промышленности. Результатом стали обустройство нефтепромысла «Северная Румейла» и строительство нефтепровода от этого месторождения до порта Фао в Персидском заливе. Кроме того, Министерство нефтяной промышленности СССР выполняло работы по обустройству нефтепромыслов и эксплуатации ряда месторождений, по оценке перспектив развития ресурсно-сырьевой базы страны, разработке программ комплексного развития нефтедобывающей и газовой промышленности Ирака. Многие специалисты-нефтяники из Ирака получили образование в институтах Советского Союза. В 1987 году был заключен контракт на освоение проекта «Западная Курна-1» и были начаты работы по его реализации, которые в 1991 году были приостановлены из-за действия международных санкций. В целях завершения работ в постсанкционный период по этому объекту был создан консорциум в составе компаний: «Зарубежнефть», «Машиноимпорт», «Зангас».

В период правления С. Хусейна энергетическое сотрудничество между Ираком и Россией регулировалось рядом документов, в частности «Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Ирак о сотрудничестве в сооружении объектов в области нефтяной и газовой промышленности», подписанным 25 апреля 1995 года в Багдаде. Кроме того, энергетическая проблематика, а также вопросы расширения российского участия в гуманитарной программе ООН для Ирака регулярно обсуждались на заседаниях российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству, встречах ее сопредседателей и отраслевых подкомиссий.

В марте 1997 года в Багдаде бып подписан Протокол заседания российско-иракской комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В развитие этого документа был заключен контракт на освоение проекта «Западная Курна-2» на условиях раздела продукции. Его участниками были Министерство нефти Ирака, «Лукойл», а также «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт». Контракт был утвержден президентом Ирака после ратификации парламентом. Срок действия контракта — 23 года с момента вступления соглашения в силу, максимальный годовой уровень добычи нефти — 30 млн тонн, срок окупаемости — 7 лет, ориентировочные капиталовложения — 3,6 млрд долларов. Была проведена подготовительная работа в соответствии с условиями контракта. Однако к прямой реализации проекта российская сторона так и не пристyпила из-за невозможности вести полномасштабную деятельность по контракry в условиях санкций.

В соответствии с контрактами, подписанными с середины 80-х гг. прошлого века до 2003 года, предполагапось освоение и обустройство ряда месторождений, а также выполнение сервисных работ по развитию и модернизации объектов инфраструктyры нефтяной отрасли Ирака. Участниками этих контрактов с российской стороны являются «Лукойл», «Газпром», «Зарубежнефть», «Роснефть», «Татнефть», «Машиноимпорт», «Роснефтегазэкспорт», «Стройтрансгаз», «Зангас», «Татнефть», «Башнефть», «Альфа-Эко», «Межгосударственная нефтяная компания «Союзнефтегаз» и др. Выполнение дальнейших работ по контрактам было приостановлено из-за действия международных санкций.

Необходимо особо подчеркнуть, что в программе «Нефть в обмен на продовопьствие», которая с 1996 по 2003 годы позволяла Ираку продавать нефть для удовлетворения гуманитарных нужд населения, участвовали более 40 российский компаний. В ее рамках в Ирак были поставлены оборудование и трубы на сумму более 250 млн долларов. Кроме того, ряд российских компаний принимал участие в развитии объектов электроэнергетики.

Начавшаяся в 2003 году война в Ираке нанесла серьезные потери российским компаниям, имевшим деловые интересы в Ираке. Прежде всего, Ирак были вынуждены покинуть российские инженеры и строители, выполнявшие работы по сооружению и восстановлению ряда объектов. Были заморожены контракты на поставку российских материалов и оборудования, возникла неуверенность по поводу заключенных с прежними властями контрактов на разведку, обустройство и разработку нефтегазовых месторождений.

После снятия ограничительных санкций по линии ООН в 2003 году российские компании теоретически имеют право проводить работы, запрещенные до принятия запретительных резолюций.

В конце мая 2003 года представители компаний «Лукойл», «Зарубежнефть», «Союзнефтегаз», «Татнефть» и «Стройтрансгаз» провели с Ираком переговоры, в ходе которых обсуждались перспективы возобновления деятельности российских компаний в стране. Результаты этих переговоров не были положительными для российских нефтяных компаний, которым было отказано в вывозе нефти и проведении в Ираке подрядных работ по восстановлению ее добычи.

Важно заметить, что, в соответствии с резолюцией ООН № 1483, с Ирака сняты практически все предыдущие санкции, включая ограничения деятельности в нефтегазовом секторе и экспорт иракской нефти. США и Великобритания намерены доминировать в нефтяной отрасли постсаддамовского Ирака. В то же время они допускают возможность участия компаний других государств, включая Россию, в восстановлении и обеспечении функционирования ТЭК Ирака.

Что касается перспектив развития бизнеса российских компаний (прежде всего, в области нефтедобычи и нефтепереработки), то на данный момент об этом можно говорить с достаточной степенью условности, поскольку пока система иностранного инвестирования и формирования частного сектора в нефтяной промышленности страны не может считаться четкой и сбалансированной. В целях привлечения иностранных инвестиций иракское руководство неоднократно заявляло, что соглашения о разделе продукции, узаконенные в стране до введения санкций, будут вновь использоваться в качестве основной формы сотрудничества с зарубежными компаниями в нефтяной области.

В настоящий момент из крупных российских компаний наиболее серьезные задачи по развитию бизнеса в Ираке ставит перед собой «Лукойл». К 2015 году компания предполагает сосредоточить более 20% своей нефтедобычи за пределами России, в частности, на Ближнем Востоке, и во многом эти планы связаны с Ираком. Кроме того, в соответствии с соглашением 1997 года на разработку одного из крупнейших в Ираке месторождений «Западная Курна-2» между «Лукойлом» и Министерством нефти Ирака, «Лукойл» получил 68,5% в проекте, а две другие российские компании – «Зарубежнефть» и «Машиноимпорт» — по 3,25% каждая.

После свержения режима С. Хусейна новое иракское руководство объявило о пересмотре всех соглашений в нефтяной сфере, которые были заключены иностранными компаниями с прежним правительством Ирака. Нынешняя иракская администрация признает, что российская компания вложила большие средства в подготовку проекта «Западная Курна-2», однако никаких конкретных решений пока не принято.

Смягчению позиций властей в Багдаде способствовали еще два фактора. Во-первых, «Западная Курна» стала одним из совместных проектов «Лукойла» и американской “Conoco Philips” в рамках стратегического альянса двух компаний. Во-вторых, российское руководство выступило с инициативой списать часть внешнего долга Ирака в обмен на благосклонное отношение властей страны к «Лукойлу».

Стоит добавить, что иранские нефтяные компании уже играют заметную роль в экономике южной части Ирака, и это создает трудности как для партнера «Лукойла» “Conoco Philips”, так и для других американских компаний в Ираке. Это связано с тем, что режим санкций, введенный США в 1995 году, запрещает американским компаниям вступать в какие-либо коммерческие отношения с иранскими организациями.

Кроме того, согласно новой Конституции Ирака, которая содержит крайне расплывчатые формулировки относительно контроля над минеральными ресурсами, «действующие» месторождения относятся к компетенции центрального правительства в Багдаде, в то время как «новые» проекты попадают в ведение администраций иракских провинций. Значит, на иракской нефтяной арене российским, европейским и американским нефтяным компаниям придется лавировать между центральными и региональными игроками.

Кратко резюмируя перспективы российского бизнеса в ТЭК Ирака, можно отметить следующее. До тех пор пока в Ираке не восстановится спокойная и устойчивая обстановка, практическая деятельность российских компаний в этой стране будет крайне затруднена. Даже после принятия на референдуме новой Конституции Ирака, проведения выборов и, как следствие, появления в стране международно признанной администрации возобновление действия российско-иракских контрактов на разработку месторождений и строительство трубопроводов представляется возможным, но все же маловероятным. Вместе с тем определенные перспективы у российских компаний остаются. Эта надежда связана прежде всего с опытом работы наших специалистов в Ираке, с наличием значительного количества российского оборудования в стране, а также с получившими образование в России и лояльно относящимися к нам местными кадрами.