- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии мирной ракетно-космической программы Пакистана

Большинство государств, руководство которых обладает политической волей, стремятся к обладанию как ракетно-ядерным щитом, так и «местом» в мирном космосе. Как отмечают китайские специалисты официальный Исламабад не является исключением из этого правила и потому еще в начале 60-х гг. прошлого столетия военно-политическое руководство Пакистана санкционировало создание  «Комиссии по исследованию верхних слоев атмосферы и космического пространства» (англ. аббревиатура SUPARCO), центральные органы управления которой находятся не в столице Пакистана, а в приморском городе Карачи.

По данным китайских источников, в настоящее время на территории этого мусульманского государства созданы следующие структурные подразделения SUPARCO. Так, в Карачи созданы Научно-исследовательский центр космического применения, Научно-исследовательский отдел космоса и атмосферы, Национальный центр зондирования земли и геоинформации, а также Центр разработки космических аппаратов зондирования земли.

В городе Лахор функционируют Научно-исследовательский центр систем космической связи, Научно-исследовательский отдел космического применения и станция обнаружения космических аппаратов. Общим моментом является то, что в Лахоре и Карачи действуют узлы космической связи, обеспечивающие прием и передачу голосовой и текстовой информации в цифровом формате.

В Исламабаде открыты  Научно-исследовательская станция слоев атмосферы, Научно-исследовательская станция магнетизма земли, а также пункт космической связи военного назначения. В г. Пешавар действует Научно-исследовательская станция космического применения, а в г.Мултан – Научно-исследовательская станция космоса и верхних слоев атмосферы. Следует отметить, что большая часть современного телекоммуникационного оборудования предоставлена китайскими партнерами.

Следует отметить, что на протяжении первых 20 лет своего существования SUPARCO подчинялась руководству Совета по атомной энергетике, что неблагоприятно сказалось на «мирной» космической программе Пакистана. Только в 1981 г. Совет наделен автономией в вопросах разработки ракет-носителей и космических аппаратов.

Основные усилия военно-политического руководства и специальных служб Пакистана в 60-е и 70-е гг. прошлого века были сосредоточены на продвижении ракетно-ядерной программы, поскольку лидерство в данном вопросе было у Индии, которая несколько ранее приступила к разработке баллистических ракет и ядерных боевых частей.

Конечно пакистанские ученые атомщики приложили значительные усилия и добились положительных результатов в разработке национального ракетно-ядерного щита, однако значительные финансовые затраты на данный аспект обеспечения военной безопасности страны отвлекли средства от ракетно-космической программы.

Следует отметить, что пакистанские ракетчики уже 7 июня 1962 г. выполнили пуск первой ракеты-носителя под обозначением Rehbar-1, которая достигла высоты в 130 км и при таких показателях у пакистанских специалистов появилась возможность проводить исследование верхних слоев атмосферы. В дополнение отметим, что на первом этапе (с 1960 по 1980 гг.) существования пакистанской космической программы определенную помощь оказало NASA, поскольку американским специалистам был необходим доступ в акваторию Индийского океана, для гарантированного обнаружения космических аппаратов, которые возвращались на землю.

Американские специалисты проводили исследования в области обеспечения безопасности полетов пилотируемых КА, а также отрабатывали точность возвращения аппаратов и искусственных спутников. Сотрудники NASA предоставили пакистанским коллегам некоторые данные о верхних слоях атмосферы, движении масс воздуха и т.д.

На втором этапе существования SUPARCO достигло понимания с британскими специалистами в области конструирования искусственных спутников земли. Программа подготовки перспективных пакистанских специалистов получила обозначение UO-11.

Следует отметить, что после вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.  официальный Вашингтон прекратил сотрудничество с Исламабадом в области мирного космоса, хотя официальная причина – разработка пакистанскими баллистического ракетного оружия.  Под аналогичными санкциями Запада оказался и официальный Пекин после событий на площади Тяньаньмэнь.

На начало 90-х гг. прошлого столетия КНР и Пакистан оказались без доступа к западным технологическим решениям в области искусственных спутников земли. В результате введенных ограничений, пакистанские инженеры смогли в период с 1986 до 1990 г. разработать и создать опытный КА  под обозначением Badr-1, запуск которого 16.07.1990 г. обеспечила китайская ракета-носитель «Великий поход-2Е».

Данный аппарат позволил за шесть месяцев службы  собрать информацию о верхних слоях атмосферы и ближнего космоса. Передача информации осуществлялась 4 раза в сутки во время пролета над территорией Пакистана (время пролета 4-6 минут). Спустя 11 лет был осуществлен запуск второго опытного КА под обозначением Badr-2, который проработал на орбите два года.

В начале 2000-х гг. специалисты SUPARCO наладили диалог с американскими разработчиками космических аппаратов связи, однако кроме покупки одного спутника сотрудничество развития не получило. После нескольких лет самостоятельных разработок и неудач пакистанские конструкторы и заказчики обратились к Китайской промышленной корпорации «Великая стена», сотрудники которой разработали спутник связи известный под обозначением Paksat-1R — оснащен 30 приемо-передатчиками, работающими в двух диапазонах и 3 запасными антеннами. Данный аппарат был запущен 15 августа 2011 г. с космодрома Сичан при помощи ракеты-носителя «Великий поход-3В» .

По заявлениям руководства SUPARCO вывод данного спутника на орбиту и его успешное функционирование является историческим событием для всего Пакистана и свидетельством того, что пакистанские специалисты обладают необходимыми знаниями в области конструирования искусственных спутников земли. Paksat-1R предназначен для передачи телевизионного и радиосигнала, а также для обеспечения широкополосной связи на территории стран Южной Азии, Ближнего Востока и Восточной Африки.

На следующем этапе при содействии китайских партнеров официальный Исламабад 22 марта 2018 г. взял в аренду телекоммуникационный спутник, который получил обозначение Paksat-MM1 (ранее известен как Asiasat-4, разработан американской компанией Boeing, запущен в 2003 г. ресурс 15 лет). Следует отметить, что китайские специалисты провели перевод спутника на другую орбиту и к настоящему моменту это аппарат продолжает функционировать – обеспечивает телевизионную и радио трансляцию, а также функционирование системы тревожного оповещения о чрезвычайных ситуациях на всей территории Пакистана.

К настоящему моменту военно-политическое руководство Пакистана в полной мере осознает свое разительное отставание от Индии в вопросе мирного использования космоса, поскольку группировка спутников коммерческого/мирного и военного назначения положительно влияет на выполнение нескольких критических задач национальной безопасности экономического, социального и военного характера. Именно при наличии современных космических аппаратов телекоммуникационных систем руководство Пакистана получит возможность своевременно информировать граждан о природных катастрофах, а кроме того, системы спутниковой связи позволят развивать многие отрасли национальной экономики.

В дополнение к вышесказанному отметим, что Пакистан не обладает даже метеорологическими  спутниками и для решения вопросов адекватного и своевременного формирования метеорологических сводок пакистанские специалисты вынуждены использовать данные, которые предоставляют китайские коллеги, располагающие несколькими спутниками серии «Фэнюнь».