- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Особенности нефтегазового сектора Грузии и его ближневосточный вектор.

С геологической точки зрения, Грузия принадлежит к двум разным источникам нефти – черноморскому (Западная часть страны) и южно-каспийскому (Восток Грузии). В настоящее время на территории страны обнаружено более 1500 месторождений нефти разной величины[i] [1]. В Грузии в среднем ежегодно добывается около 50 тысяч тонн нефти, которая не перерабатывается на месте и полностью идет на экспорт – на сегодняшний день «черное золото» в стране добывают из 14 месторождений. Территория Грузии разделена на 25 лицензионных блоков, на которых работы осуществляют иностранные инвесторы. С 1996 года лицензии были выданы 18 компаниям, всего было открыто 15 месторождений. Следует отметить, объемы ресурсов нефти на душу населения в Грузии превышают показатели некоторых стран, основу которых составляет добыча нефти. По подсчетам экспертов, нефтяной запас страны составляет 200 млн тонн, стоимостью которым по сегодняшним ценам составляет 800 млрд долларов. Однако проблема состоит в том, что грузинскую нефть очень сложно добывать, и возможно страна сможет получить пользу от потенциала в течение 40-60 лет, когда появятся новые возможности для добычи нефти. По различным данным, потенциал нефтедобычи Грузии колеблется от 583 млн до 2, 8 млрд тонн, газа — от 98 до 180 куб. м. В 2018 году в Грузии было добыто более 30 тысяч тонн нефти и 16,5 млн куб. м газа. Грузия в среднем в год потребляет порядка 1,2 млн тонн нефтепродуктов и порядка 2,5 млрд куб. м газа. Углеводороды (нефть и газ) в основном импортируются из Азербайджана, России, Румынии и Болгарии.

По данным на конец 2016 год, в Грузии работают 12 нефтяных компаний, которые владеют 25-летними лицензиями на освоение в общей сложности 20 блоков. Из них добычей нефти реально заняты лишь несколько предприятий: индийские Jindal Petroleum Ltd. и Vectra Investment Private, британо-австралийская Strait Oil and Gas, британо-австрийская Trans Atlantic, чешские Ninotsminda Oil Company, Canargo Norio, Canargo Nazvrevi, румынская Marine Resources, израильская Elenilto и всего одна грузинская компания Georgian Oil and Gas[ii] [2]. Остальные компании все еще ведут поиск и разведку на своих лицензионных участках.

Грузия также является транспортным коридором для каспийских и центральноазиатских энергоресурсов. Из успешно реализованных проектов – нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, Южно-Кавказский трубопровод и экспортный трубопровод WREP (Баку-Супса), предназначенные для транспортировки богатых энергоресурсов Каспийского моря на запад.

 

АО «Грузинская нефтяная и газовая корпорация2 или Georgian Oil and Gas  (GOGC) была учреждена в марте 2006 года путем слияния АО «Грузинская нефтяная международная корпорация», АО «Грузинская газовая международная корпорация» и АО «Грузнефть». В 2012 году 100% акций GOGC решением правительства Грузии были переданы АО «Партнерский фонд», созданному с целью оказания содействия в финансировании стратегически важных инвестиционных проектов. Основной сферой деятельности GOGC является разведка и добыча нефти и газа, операции по их транспортировке, проектирование, строительство и эксплуатация магистральных нефте- и газопроводов.

Индийская Jindal Petroleum Georgia LTD добывает нефть в Восточной Грузии на Сартичальском участке Самгорского прииска, на XI лицензионном блоке на прииске в Крцаниси, а также на лицензионном блоке в Оками. Jindal Petroleum Georgia LTD, являющаяся дочкой индийской компании Jindal Petroleum, ведет поисковые работы на 5 лицензионных блоках в Грузии с 2009 года. В целом компания проводит поисковые работы на четырех блоках, а на одном добывает нефть и попутный газ[iii] [3].

              Frontera Resources Corporation — американская компания, занимающаяся разведкой и добычей газа и нефти, основанная в 1996 году. Стратегия компании заключается в поиске перспектив по добыче углеводородов на рынках стран Восточной Европы, которые относятся к Черноморскому бассейну. В Грузии Frontera работает с 1997 года, учредив с АО Грузнефть  СП Frontera Eastern Georgia. У компании есть лицензия на поиск, добычу нефти и газа на лицензионном блоке 12 в Грузии, площадью 5,55 тыс кв. км[iv] [4]. Там имеются разведанные нефтяные месторождения Мирзаани, Тарибана, Назарлеби, Патара Шираки, Баида и Муаре Хеви. Запасы нефти на блоке оцениваются в 600 млн т.  Срок действия лицензии американской компании —  25 лет.

                Straight Oil and Gas работает на блоке VI-A площадью 3,300 квадратных километров и на блоке VI-B площадью 3,470 кв км[v] [5]. Оба блока расположены в Западной Грузии.
Компания Canargo Ltd работает в Грузии с 90-х годов прошлого века. На сегодняшний день она является инвестором трех договоров долевого распределения продукции и владеет лицензионными площадями XIE и XIF, XIC и XIII. В 2013 году компания объявила о проведении масштабных геолого-геофизических исследований и буровых работ на лицензионных нефтегазовых блоках Грузии с целью расширения бизнеса и ввела в долю в Canargo Ltd нового партнера — чешскую компанию MND, вместе с которой и развернула масштабные исследовательские и буровые работы[vi] [6].

В 2011 году компания Trans Atlantic получила права разработки XI лицензионного блока в Грузии, а по VII лицензионному блоку было заключено соглашение с индийской компанией Vectra Investment Private[vii] [7].

Израильская компания Elenilto выиграла международный тендер правительства Грузии на право выполнять функции оператора и вести разработку нефтегазового блока XI-H в августе 2012 года.  Этот блок примыкает к нефтяным блокам компании Jindal (на одном ведется добыча), расчетные извлекаемые запасы которых составляют 234 млн баррелей сырой нефти и 840 млрд куб. футов газа, к блоку компании Frontera с расчетными запасами в объеме 700 млрд куб. футов и к блокам Blake Oil and Gas с извлекаемыми запасами в объеме 357 млн баррелей нефтяного эквивалента и потенциалом до 2,151 млн баррелей нефтяного эквивалента[viii] [8]. Напомминаем, что  Elenilto ведет разработку морских и наземных нефтегазовых блоков, месторождений железной руды и других полезных ископаемых в рамках крупных проектов в Либерии, Гвинеи-Конакри, Сьерра-Леоне, Сенегале, Конго-Браззавиле, Эфиопии, Бенине и других странах. Этот первый проект нефтегазовой разработки израильской компании в Европе дополнит обширные операции компании в Африке.

 

В конце октября 2016 года грузинский государственный «Партнерский фонд» сообщил о том, что он подписал с китайскими компаниями Beijing Fangyuan Chint Energy Technical и Vm Energy меморандум о сотрудничестве, и что последние в ближайшие четыре года вложат 150 млн долларов в поиск и добычу нефти и газа в Грузии[ix] [9]. Согласно подписанному документу, «Партнерский фонд» окажет помощь китайским компаниям в решении всех правовых и административных вопросов. То есть – в получении лицензий на геологоразведку, сертификации, а также в установлении партнерских отношений с местной властью и правительственными ведомствами. В свою очередь, Beijing Fangyuan Chint Energy Technical и Vm Energy берут на себя обязательства проводить разведку нефтегазовых залежей. Они должны подготовить бизнес-план своей деятельности и представить окончательную проектную документацию. Напомним, что Beijing Fangyuan Chint Energy Technical – «дочка» одной из крупнейших в Китае корпораций Drilling and Production Technology Research Institute of Dagang. Сфера деятельности материнской организации – поиск и добыча нефти и газа. Компания работает во многих уголках мира, в том числе в Индии, Монголии, Казахстане, Киргизии. Что же касается Vm Energy, то она была основана основана  в 2016 году грузинскими и китайскими специалистами с целью научного и методологического обеспечения поиска и добычи углеводородов в Грузии.

В марте 2017 года Корпорация нефти и газа Грузии (SAOG) сообщила о том, что гонконгские компании Vectra Petroleum Limited и NauticAwt Energy PTE Ltd будут совместно осуществлять рабочую программу третьей фазы поиска и добычи нефти и газа на территории Аджарии и региона Гурия (Западная Грузия). В пресс-релизе SAOG говорится о том, что, «согласно данному договору, компании в течение трех лет должны инвестировать 30 млн долларов в реабилитацию существующей инфраструктуры, пробурить глубокие скважины и с использованием новейших технологий увеличить добычу нефти и газа»[x] [10]. Vectra Petroleum Limited, отмечается в сообщении, с 2011 года является контрактором соглашения с SAOG о долевом распределении продукции на ее лицензионном блоке VII b площадью 1 тыс. 175 кв. км. Осуществленные ею инвестиции превысили 9 млн долларов. Компания Vectra Petroleum Limited зарегистрирована в Гонконге, работает в Индии, Чехии, Франции и Сингапуре. Что же касается NauticAwt Energy PTE Ltd., то она была учреждена в 2011 году в Сингапуре, входит в группу NauticAWT Energy Solutions, которая владеет высокотехнологическими активами и участвует в оказании технологической помощи компаниям, занятым в нефтяной и газовой индустрии.

Руководитель SAOG Георгий Татишвили рассказал в августе 2018 года о том, что иностранные компании займутся поисками нефти и газа в Грузии. По словам Татишвили, на сегодняшний день нефть в стране добывается из существующих залежей. Практически все эти месторождения эксплуатировались на протяжении 40 лет, и сейчас они изрядно истощены. По его словам, искать новые залежи в Грузии планирует крупнейшая нефтегазовая компания Испании Repsol[xi] [11]. Г.Татишвили отметил, что «приблизительно месяц назад было оформлено соглашение с испанской компанией Repsol. Данная компания также хочет изучить перспективы существования необнаруженных залежей в Грузии». Разработкой месторождений в Грузии интересуются и китайские нефтегазовые компании, добавил он. «Эти компании не входят в страну слепо. Они изучают накопленный материал и принимают решение на основе анализа. Безусловно, существует вероятность того, что в результате их работы нефть так и не обнаружат. Вместе с тем, согласно предварительным исследованиям, риски минимальные», — подчеркнул он.

В середине февраля 2019 года министр экономики и устойчивого развития Грузии Георгий Кобулия объявил о том, что правительство Грузии в конце года объявит аукцион на освоение нефтегазовых ресурсов в Черном море. «Компания Exxon (американская корпорация Exxon Mobil Corporation – авт.) проводит исследование потенциала нашего Черного моря. В конце года оно завершится, и мы объявим аукцион на освоение нефтяных и газовых ресурсов в Черном море», — сказал Кобулия. Исследует возможности добычи газа в Грузии также американская компания Schlumberger, которая, по словам  Кобулии, «занимается бурением нескольких скважин, и получены позитивные результаты, что даст нам возможность получить свои газовые ресурсы в определенном количестве»[xii] [12].

 

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР

Иран

Тегеран ведет технические работы по подготовке транзита своего газа в Тбилиси с 2016 года. По словам посла Ирана в Грузии А.Талебафара, Иран готов сотрудничать с Грузией в энергетической сфере и поставлять газ в объеме, достаточном как для внутреннего спроса, так и для транзита в Европу[xiii] [13]. Такое сотрудничество, по мнению Ирана, соответствует национальным интересам Грузии, поскольку обеспечивает альтернативные энергетические источники. Таким образом, Грузия сможет получить и дополнительные доходы.
В апреле 2017 года   во время визита грузинской делегации в Иран, возглавляемой  премьер-министром Гиоргием Квирикашвили, между странами были подписаны договоренности о развитии транспортного коридора в направлении Персидского залива и об энергетическом сотрудничестве. Вице-президент Исламской Республики Иран Эсхак Джахангири сказал тогда, что «На прошлых встречах мы приняли определенные решения, и сегодня мы выслушали информацию о процессе их выполнения. Одним из наиболее важных является проект коридора Персидский залив — Черное море. Началом этого коридора являются страны Иран-Азербайджан-Черноморское побережье Грузии или Иран-Армения-Черноморское побережье Грузии»[xiv] [14].

В конце июня 2018 года гендиректор Национальной иранской газовой компании Хамид-Реза Араки сообщил СМИ о том, что Тегеран готовит контракт с Тбилиси о поставках электроэнергии в Грузию. Тем не менее, до сегодняшнего дня Грузия и Иран на деле не реализовали подобные проекты в нефтегазовой сфере, и ограничиваются в основном сотрудничеством в сфере культуры.

В целом эксперты сходятся во мнении, что, несмотря на то, что активизация отношений с Ираном может быть перспективной, подобные договоренности выпадают из политического контекста, ведь нелегко совместить дружбу с Ираном и партнерство с Западом.

Турция

Турция является одним из самых значительных стратегических партнеров для Грузии. В отчете «Грузия и соседи», представленном Центром исследования экономической политики, говорится, что на сегодня между Грузией и Турцией оформлено 76 договоров и соглашений, охватывающих практически все сферы[xv] [15]. Среди них следует отметить направления энергетики и транспорта, а также торговые и экономические отношения; так, в настоящее время в Грузии оперируют более чем 3200 турецко-грузинских совместных компаний. Одной из крупнейших сфер сотрудничества между Тбилиси и Анкарой является энергетика, транспортировка газа и нефти. В настоящее время Турцию и Грузию связывают два основных трубопровода, южнокавказский трубопровод природного газа (также известный как трубопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, или трубопровод Шахдениз), и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Это сотрудничество делает Грузию субъектом значительных международных проектов. Также следует заметить, что в последние годы Турция закрепилась в качестве одного из ведущих партнеров Тбилиси в военной сфере.

В феврале 2018 года пресс-служба Минэкономики Грузии сообщила о том, что три страны  – Грузия, Турция и Азербайджан – продолжат работу в рамках проекта «Южный газовый коридор». Соответствующая декларация была подписана на четвёртом министерском заседании в рамках Консультативного совета «Южного газового коридора» в Баку[xvi] [16].  В содержании декларации все участники заявляют о готовности реализовать несколько важнейших для проекта аспектов. Первым из них стало сокращение парниковых газов, данное названа диверсификация источников энергии, и третье в документе — выполнение европейской энергетической безопасности. Участниками была зафиксирована также политическая поддержка второй фазы проекта разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз». По заявлению грузинской стороны, проект является чрезвычайно важным как для развития экономики, так и для энергетической безопасности Тбилиси. По сообщению Минэкономики Грузии, в подписанном документе подчеркивается, что все участники министерского заседания осознают особую миссию Грузии, Азербайджана и Турции в реализации этого проекта. Всеми сторонами признаётся и значимость проекта для государств, ставших участниками Энергетического союза, в том числе для Грузии (последняя стала членом Энергетического союза в 2016 году – авт.).
Напомним также, что «Южный газовый коридор» стал продолжением южнокавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Следовательно, предполагается постройка в Турции газопровода TANAP и его продления по Европе — газопровода TAP. Газ, добытый во второй фазе разработке азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шахдениз», станет основным источником для проектов «Южного газового коридора».

В заключении хотелось бы отметить, что Грузия стремится к диверсификации энергетических потоков, и поэтому ее сотрудничество с Ираном, Азербайджаном и Турцией наверняка будет развиваться все активнее. Что же касается  всех спекуляций на тему того, что у Грузии есть серьезные залежи углеводородов, и страна может стать крупным добытчиком нефти и  газа, то эти факты пока не подтверждены. Дальнейшие работы вышеупомянутых компаний в областе геологоразведки и поиска нефти и газа покажут, сможет ли Грузия превратиться в конце-концов в энергонезависимую страну.

[i] [17] http://bizzone.info/energy/2014/1400007805.php [18]

[ii] [19] https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/215353-kitayskie-kompanii-investiruyut-150-mln-doll-ssha-v-poisk-i-dobychu-nefti-i-gaza-v-gruzii/ [20]

[iii] [21] https://burneft.ru/main/news/1488 [22]

[iv] [23] https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/223399-amerikantsy-nashli-v-regione-kakhetiya-v-gruzii-5-3-trln-m3-gaza-v-planakh-nachat-eksport-v-turtsiyu/ [24]

[v] [25] https://www.advis.ru/php/print_news.php?id=F70941D0-6453-A444-A0D4-7731DF3CC963 [26]

[vi] [27] https://regnum.ru/news/polit/1606622.html [28]

[vii] [29] https://www.apsny.ge/2011/eco/1320986777.php [30] Минэнергетики Грузии передала частным компаниям лицензионные блоки для поиска нефти

[viii] [31] http://bizzone.info/energy/2012/1346353704.php [32] Elenilto будет добывать газ в Грузии

[ix] [33] https://teknoblog.ru/2016/10/30/70372 [34] Китайские компании будут искать нефть и газ в Грузии

[x] [35] https://oilcapital.ru/news/upstream/22-03-2017/kompanii-iz-gonkonga-i-singapura-vlozhat-30-mln-v-poisk-nefti-i-gaza-v-gruzii [36]

[xi] [37] https://www.newsgeorgia.ge/inostrannye-kompanii-zajmutsya-poiskom-neftyanyh-mestorozhdenij-v-gruzii/ [38] Иностранные компании займутся поиском нефтяных месторождений в Грузии

[xii] [39] https://sputnik-georgia.ru/economy/20190214/244343229/Gruziya-planiruet-dobyvat-neft-v-Chernom-more.html [40] Грузия планирует добывать нефть в Черном море

[xiii] [41] http://neftegaz.ru/news/view/146158 [42]

[xiv] [43] http://www.ng.ru/cis/2017-04-24/6_6981_georgia.html [44]

[xv] [45] http://bizzone.info/government/2016/1468876267.php [46]

[xvi] [47] http://arm-world.ru/news/armnews/28525-gruziya-azerbaydzhan-i-turciya-realizovyvayut-sovmestnyy-proekt-yuzhnyy-gazovyy-koridor.html [48]