- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об ухудшении показателей экономического роста в Марокко на фоне недееспособности выбранной модели развития

Согласно данным, опубликованным на прошлой неделе Верховным комиссариатом по статистике Марокко, несмотря на все усилия, предпринимаемые для достижения «образца развития» и уменьшения разрыва в обеспечении различных слоев общества, в этом году намеченный показатель экономического роста не превысит величину в 2.7 %. В прошлом году он составил 3%, а в 2017 г.  – 4%.

Основной причиной замедления темпов экономического роста, статистика королевства называет спад в сельскохозяйственном производстве. Так считает Ахмед аль-Халими, представитель ведомства, пояснивший журналистам France Press, что общий показатель состояния страны в значительной степени зависит от сельского хозяйства, а последнее в этом году, подвержено негативному влиянию климатических колебаний, несмотря на все предпринимаемые усилия по уменьшению зависимости от дождей.

Сельскохозяйственный сектор в Марокко является локомотивом национальной экономики, его вклад в нее составляет 14% и превышает удельный вес туризма и промышленного производства. Естественно, уязвимость его от климатических колебаний непосредственным образом сказывается на положении дел в общем виде, что послужило причиной для разработки в 2008 году программы, получившей название «Зеленый Марокко»,и направленной на совершенствование сельского хозяйства».

В качестве средств такого совершенствования виделись новые сельскохозяйственные технологии, поддержка малых фермерских хозяйств. Однако, несмотря на некоторый прогресс, преодолеть негативные влияния той же засухи, пока не удается.

В качестве вынужденной альтернативы власти Марокко наращивают усилия на других направлениях, в частности, пробуют увеличить приток иностранных инвестиций в промышленность. Использовать близкое расположение страны к Европе, низкую стоимость местной рабочей силы и стабильную политическую обстановку. И, само собой, разумеется, широкий спектр налоговых льгот для инвесторов и все те преференции, которые предусматривает режим свободной экономической зоны, активно реализуемый в ряде проектов.

Эти и другие мероприятия являются составными частями экономической стратегии развития, принятой в Марокко на период 2014-2022 г.

Тем не менее, ставка на развитие промышленности, в особенности за счет развития сектора автомобилестроения и лицензионной сборки авиационной техники, пока себя не оправдывает, —  к такому выводу приходят эксперты Верховного комиссариата по статистике. Кроме того, само по себе развитие этих отраслей, никак не влияет на развитии, например, текстильного производства, продовольственной промышленности, играющих важную роль в структуре марокканского экспорта. Иными словами, организовать отверточную сборку автомобилей, это хорошо, но недостаточно. Структурные диспропорции и низкая динамичность местных производителей приводит к тому, что количество ввозимых товаров и сырья возрастает, что негативно сказывается на внешнеторговом балансе и приводит к дефициту, —  пояснил Ахмед аль-Халими. Таковой, по оценке Национального обменного бюро, составил в 2019 году 8%, или 204 млн дирхам (18,5 млн евро).

По всей видимости, выбранная стратегия реформ в Марокко начинает пробуксовывать, показатели темпа экономического роста, составлявшие в первом десятилетии этого века 4,5%, снизились после 2010 года до 3.5%. Расслоение общества по доходам по-прежнему, значительно, в итоге, король Мухаммед VI обратился к парламенту и правительству страны с требованием пересмотреть экономическую доктрину страны ввиду ее явной несостоятельности.

Прогноз роста на 2020 год основывался на оценках цены на нефть в 66 долларов за баррель, причем Марокко импортирует большую часть своих потребностей в энергии. Цена на нефть марки Brent в настоящее время составляет около 64 долларов за баррель.

По другим макроэкономическим показателям, комиссариат полагает, что инфляция снизится до 0,8% в 2019 году с 1,1% в 2018 году, а затем, до 1% в 2020 году.

Ожидается, что в 2020 году дефицит бюджета сократится до 3,5% с 3,6%, ожидаемых в текущем году.

Также прогнозируется, что долг казначейства сократится до 64,8% от ВВП в 2020 году с 65,3% в нынешнем, что приведет к снижению общего долга до 80,7% от ВВП в 2020 году по сравнению с сегодняшними 81,3%.

Ожидается, что на следующий год дефицит счета текущих операций достигнет 4,9% в по сравнению с 5,3% в 2019 году, поскольку импорт продолжает превышать экспорт.

Импорт вырос на 3,1% до 209,4 млрд дирхамов, превысив объем экспорта на 124,8 млрд дирхамов, что на 3,4% больше.

Импорт энергоносителей, в том числе газа и нефти, на марокканском торговом балансе увеличился на 2% до 32,2 млн дирхамов, что составляет 15,4% от общего объема импорта.

Марокко повысило субсидии на нефть, но все еще контролирует цены на бытовой газ, сахар и пшеницу. В рамках проекта государственного бюджета на 2019 год на поддержку субсидий было выделено 17,65 млрд дирхамов, что на 4,65 млрд больше, чем в прошлом году.

Продажи автомобилей, на которые приходится 27,6% экспорта Марокко, выросли на 0,3%, до 33,4 млрд дирхамов. В Марокко есть заводы французского производителя автомобилей Renault и некоторых поставщиков автозапчастей.

Французский автопроизводитель BESA открыл в прошлом месяце недалеко от Рабата, завод в Кунейтре, который сначала будет производить 100 000 автомобилей к 2020 году, а затем увеличит производство до 200 000 штук к 2023 году, что обеспечит прирост экспорта, который крайне необходим для усилий по ограничению торгового дефицита.

Экспорт фосфата и его производных, таких как удобрения, за первые пять месяцев этого года вырос на 7,8% до 20,8 млрд дирхамов.

Денежные переводы марокканских экспатриантов упали на 3,4%, до 25,8 млрд дирхамов, в то время как объем прямых иностранных инвестиций за тот же период, сократился на 16,7% до 8,1 млрд дирхамов.