- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле руководство и часть экспертного сообщества выступают за максимально жесткие меры против Ирана

Министр иностранных дел Исламской Республики Иран (ИРИ) Мохаммад Джавад Зариф впервые допустил, что Тегеран может вступить в переговоры с США по программе баллистических ракет ИРИ в качестве начала диалога в условиях, когда между двумя странами сохраняется напряженность в связи с развалом ядерного соглашения – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) от 2015 года.

Изначально глава МИДа Ирана предложил высокую цену за вступление его страны в такие переговоры – прекращение продажи американского оружия Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, двум ключевым союзникам США в Персидском заливе.

Тот факт, что он вообще об этом заговорил, потенциально представляет собой изменение в иранской политике. Программа баллистических ракет Тегерана остается под контролем Корпуса стражей исламской революции (КСИР), иранского военно-политического формирования, подконтрольного только верховному лидеру ИРИ аятолле Али Хаменеи.

Как отмечает израильский новостной портал The Times of Israel, предположения М.Д.Зарифа прозвучали в тот момент, когда Иран продолжает свою собственную кампанию по оказанию давления на участников СВПД. Тегеран угрожает развивать свою ядерную программу после того, как президент США Дональд Трамп в одностороннем порядке вышел из соглашения более года назад.

Недавно Иран увеличил объемы производства и обогащения урана сверх объемов, оговоренных в ядерной сделке от 2015 года, пытаясь оказать большее давление на Европу, чтобы страны ЕС предложили ему более выгодные условия и предоставили возможность продавать иранскую нефть за границу.

Однако в ответ на инициированную ими же эскалацию напряженности в регионе, в Белом доме принимают решение об отправке на Ближний Восток дополнительных тысяч американских военнослужащих, бомбардировщиков-носителей ядерного оружия B-52 и передовых истребителей. Таинственные атаки на нефтяные танкеры, приписываемые Ирану чуть ли не единогласно, и силы КСИР, которые сбили военный беспилотник США, усилили опасения мирового сообщества насчет того, что вооруженное столкновение возможно.

Иранский министр иностранных дел озвучил предложение по баллистическим ракетам во время интервью NBC News, которое транслировалось в то время, когда он находился в Нью-Йорке на переговорах в Организации Объединенных Наций. Он упомянул, что ОАЭ потратили 22 млрд долларов, а Саудовская Аравия – 67 млрд долларов на вооружение своих стран в прошлом году, причем большая его часть была произведена в США, тогда как Иран на военные нужды выделил всего 16 млрд долларов. «Это американское оружие, которое идет в наш регион, готовит его к взрыву», – сказал Мохаммад Джавад Зариф. «Поэтому, если они хотят поговорить о наших ракетах, им нужно сначала прекратить продажу всего этого оружия, включая ракеты, нашему региону».

Д.Трамп во время своего президентского срока обозначил продажи оружия на Ближний Восток как важную составляющую американской экономики. Поэтому остается неясным, как он отреагирует на предложение сократить объемы этих поставок. Как бы то ни было, комментарии М.Д.Зарифа о возможности начала переговоров с США по иранским ракетам прозвучали впервые.

Как отмечает The Times of Israel, после Исламской революции 1979 года и захвата посольства США в Тегеране, иранский режим подвергся различным экономическим санкциям. Это сказалось на способности Ирана покупать современное оружие за рубежом. В то время как арабские страны Персидского залива уже приобрели передовые истребители, Иран все еще использует американские истребители, произведенные до 1979 года, а также стареющие советские МиГи и другие самолеты. В условиях такого дефицита Иран вложил значительные средства в развитие своей программы баллистических ракет. Это связано как с санкциями, так и с воспоминаниями о ракетных обстрелах армии Саддама Хусейна во время кровавой ирано-иракской войны в 1980-х годах.

По сообщениям, верховный лидер ИРИ Али Хаменеи ограничил радиус действия баллистических ракет, изготовленных в Иране, до 2000 километров. В этом случае Европа остается вне зоны попадания таких ракет, но это означает, что иранские ракеты могут поразить большую часть Ближнего Востока, включая Израиль и американские военные базы в регионе.

Отказ Д.Трампа от СВПД частично был связан с тем, что ядерное соглашение с Ираном не затрагивало его программу баллистических ракет. США опасаются, что Иран может использовать свои ракетные технологии и космическую программу для создания ядерных межконтинентальных баллистических ракет. Тегеран отрицает наличие таких планов[i] [1].

По мнению Эяля Зиссера, профессора кафедры истории Ближнего Востока Тель-Авивского университета, возможно, «мир находится на пути столкновения с Ираном, но, проявив инициативу и придерживаясь бескомпромиссного подхода, серьезность и масштаб будущего конфликта можно уменьшить, а возможно, даже полностью предотвратить путем сдерживания»[ii] [2].

В начале прошлой недели Тегеран объявил о своем намерении начать обогащать уран выше уровня, допустимого по условиям ядерной сделки, из которой иранцы все еще не вышли. На днях силы КСИР пытались захватить британский нефтяной танкер в Персидском заливе. Атака стала ответным ударом на захват британским спецназом иранского танкера, доставляющего нефть в Сирию, в нарушение международных санкций, введенных в отношении Дамаска. Однако более широкий контекст этих событий – угрозы Тегерана перекрыть экспорт нефти из стран Персидского залива, если американские санкции не будут отменены.

Израильский профессор удивлен, с какой апатией и пожиманием плечами международное сообщество и страны ближневосточного региона воспринимают воинственное поведение Ирана. Явное нежелание противостоять иранцам, по его мнению, может возникнуть из-за страха перед региональным хулиганом, угрожающим своим соседям как поблизости, так и на дальних рубежах. Более того, на Западе раздаются голоса, свидетельствующие о понимании и даже сочувствии Ирану, который воспринимается как жертва, жаждущая своего места под солнцем и прилагающая усилия отбиться от агрессора, в данном случае – в лице президента США Дональда Трампа.

Как говорит Э.Зиссер, в Европе, России и даже в некоторых кругах в США общепризнанным является то, что подписанное предыдущим президентом Бараком Обамой ядерное соглашение с Ираном может успешно обеспечить мир и спокойствие. «После заключения ядерной сделки многие полагали, и все еще верят, что напряженность в Персидском заливе уменьшится, и они надеялись, что Иран впоследствии сосредоточится на восстановлении своей падающей экономики и попытается добиться признания всего международного сообщества. В то же время грубым нарушителем СВПД представляется Д.Трамп, который восстановил санкции и подтолкнул Тегеран к насилию и террору».

Аналогичный аргумент, отмечает Э.Зиссер, применим и к событиям 80-летней давности. Тогда получается, что президент США Франклин Рузвельт вынудил лидеров Японии напасть на Перл-Харбор, введя болезненные санкции против страны. Современный Иран, как и Япония в декабре 1941 года, не миролюбивая страна, а воинственная региональная держава. Иран также не скрывает своих экспансионистских амбиций, в настоящее время нацеленных на шиитский полумесяц, который простирается от Тегерана, через Багдад, Дамаск, Бейрут, Газу и Йемен.

Израильский профессор полагает, что Б.Обама, по сути, пытался выиграть время, и не более того, в надежде, что в спокойные годы, купленные по высокой цене, Иран успокоится и станет более умеренным и, возможно, даже произойдет смена режима. Однако история, как минимум профессора, научила тому, что агрессора нельзя успокоить уступками и жестами доброй воли. Агрессор воспользуется первым шансом, который он получит для шага назад, используя мирный период для наращивания своей мощи. Об этом призваны свидетельствовать следы радиоактивного материала, обнаруженные инспекторами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) на иранском складе в Тегеране. По сообщениям 13-го канал израильского телевидения, это здание, которое премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в своем выступлении на Генеральной ассамблее ООН в сентябре 2018 года назвал «секретным атомным хранилищем». Впоследствии инспекторы МАГАТЭ несколько раз посещали это место, брали пробы почвы. Их заключение – на месте присутствуют «следы радиоактивного материала»[iii] [3].

По словам Э.Зиссера, «не Трамп превратил Иран в монстра. Американский президент не заставлял его идти по пути насилия и террора, и Трамп не является причиной, по которой Тегеран пытается завоевать Ближний Восток. Суть Ирана – основанная на фундаменталистском и апокалиптическом мировоззрении аятолл – существовала ​​задолго до того, как Трамп вступил в должность». По этой причине Иран не надо успокаивать; его нужно обуздать и подавить. Только продолжением жестких санкций, политического и экономического удушения возможно сдержать Иран и предотвратить военное с столкновение с ним.

Э.Зиссер, отмечая то, что Д.Трамп предложил создать международную оперативную группу для обеспечения безопасности судоходства в Персидском заливе, напоминает, что американцы сделали аналогичное предложение накануне Шестидневной войны в 1967 году. Тогда Вашингтон пытался защитить судоходные пути Красного моря в Эйлатском заливе (залив Акаба) на юге Израиля. Но история, по версии израильского профессора, преподающего студентам историю ближневосточного региона в Тель-Авивском университете, показывает, что «только решительные меры под руководством США, такие как военные кампании, направленные на борьбу с «Исламским государством» (ИГ, запрещенно в России), «Аль-Каидой» (запрещена в России) или Саддамом Хусейном, имеют шансы на успех».

В понимании не только многих израильских экспертов, но и премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху, европейцы являются возмутительным препятствием для реализации еще более жесткого подхода к Ирану. Так, глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини заявила, что несоблюдение Ираном условий ядерного соглашения «не считается существенным», и министры иностранных дел ЕС провели экстренные совещания по спасению СВПД.

Б.Нетаньяху осудил ответ Брюсселя. «Кажется, в Европе есть те, кто не пошевелится, пока иранские ядерные ракеты не упадут на европейскую территорию, но тогда, конечно, будет слишком поздно. В любом случае мы будем продолжать делать все необходимое, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие», – заявил израильский премьер-министр.

[i] [4] In first, Iranian FM says talks on ballistic missiles possible // The Times of Israel. 16.07.2019 — https://www.timesofisrael.com/in-first-iranian-fm-says-talks-on-ballistic-missiles-possible/

[ii] [5] Appeasing Iran isn’t an option // Israel Hayom. 16.07.2019 — https://www.israelhayom.com/opinions/iran-cannot-be-appeased/

[iii] [6] О чем молчат инспекторы МАГАТЭ // MIGnews.com. 14.07.2019 -https://mignews.com/news/expert/140719_131757_58441.html