- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Инициатива «Один пояс, один путь»: китайские «долговые ловушки» и «мягкая сила» в отношении стран Ближнего Востока и Северной Африки

Продвигая инициативу «Один пояс, один путь» Китайская Народная Республика (КНР) постепенно становится важным политическим игроком в ближневосточном регионе. Кроме выстраиваемой КНР политики партнерских отношений, основополагающих политических документов, описывающих формы сотрудничества между Поднебесной и ближневосточными странами в эпоху «Шелкового пути», существуют и другие, неявные на первый взгляд, факторы, учет которых также необходим для понимания ближневосточной стратегии Китая на современном этапе.

 «Долговые ловушки» в отношении стран БВСА

По мере того, как экономическое влияние Китая в странах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) возрастает, в публикациях некоторых зарубежных специалистов (в большинстве своем американских) появляется информация о возникающих опасениях по поводу условий предоставляемых Китайской Народной Республикой странам ближневосточного региона займов и инвестиций. Так, особе внимание было уделено освещению ситуации в Шри-Ланке: получив крупные займы для амбициозных инфраструктурных проектов, государство не смогло обслуживать свой долг перед Китаем. В результате китайская транспортная компания China Merchants Port Holdings взяла под контроль порт Хамбантота с арендой на девяносто девять лет. У Мальдивских островов также существуют серьезные долговые обязательства перед КНР: 70% государственного долга страны приходится на Китай, а 10% национального бюджета предназначено для погашения долга перед Поднебесной. Неудивительно, что такая ситуация привела к обвинениям КНР в проведении «дипломатии долговых ловушек», которую государства БВСА должны учитывать, участвуя в инициативе «Один пояс, один путь». Представляется, что данное обстоятельство менее важно для участников Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) обладающих значительными финансовыми накоплениями, однако другие, более бедные государства БВСА, должны трезво оценивать свои возможности взять китайские кредиты в рамках проектов инициативы «Один пояс, один путь».

Язык и туризм как элементы «мягкой силы»

Другим важным элементом продвижения Китая на Ближнем Востоке является его растущая демонстрация своей «мягкой силы». Китайские политологи отмечают, что народы Ближнего Востока, как правило, больше знакомы с западными языками и культурой, чего нельзя сказать об их знаниях о Китае. Одним из приоритетов сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс,  один путь» является установление более тесных связей между народами. Так, Китаем были основаны Институты Конфуция для обучения китайскому языку и культуре в Бахрейне, Египте, Иране, Израиле, Иордании, Ливане, Турции и ОАЭ. Интересным итогом поездки саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в Китай в 2019 году стало стремление ввести преподавание китайского языка на всех этапах школьного и университетского образования в Саудовской Аравии. Очевидно, что цель с обеих сторон состоит в том, чтобы повысить уровень культурной и языковой интеграции во взаимоотношениях двух стран.

Туризм также является элементом китайской «мягкой силы». Число китайцев, путешествующих за границу, в последние годы резко возросло, и страны Ближнего Востока, хотя и сильно отстают от европейских, азиатских и американских направлений, используют для привлечения китайских туристов, к примеру, такие преимущества, как оформление визы по прибытии в страну. Неудивительно, что монархии Персидского залива до сих пор были самыми успешными в плане развития туризма, кроме того, китайские специалисты прогнозируют 81-процентный рост числа китайских туристов в период между 2018 и 2022 годами. ОАЭ лидирует в этом отношении, причем один только Дубай в первой половине 2018 посетило более четырехсот тысяч китайских туристов. Гостиницы ОАЭ активно завлекают китайских туристов, реализуя программу под названием China Ready («Готовы к обслуживанию китайцев»). Чтобы получить сертификацию, отели должны нанимать китайских сотрудников в качестве персонала, обучать и держать в штате китайских поваров, а также ежедневно предоставлять доступ к свежей китайской прессе и телевизионным каналам. По данным канцелярии по продвижению китайского языка и культуры «Ханьбань», жители Ближнего Востока все больше культурно осознают Китай. По мере развития проектов, финансируемых в рамках инициативы «Один пояс – один путь», можно ожидать, что положительный тренд данном направлении сохранится.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы и обобщения.

  1. Инициатива «Один пояс, один путь» и проецирование «мягкой силы» (в частности, реализация языковых и туристических амбиций Китая в БВСА) указывают на то, что китайское государство стремится к большей роли в ближневосточном регионе, который оно считает для себя стратегически важным.
  2. Китайское видение своей роли на БВСА четко сформулировано и соответствует существующим двусторонним отношениям и принципам инициативы «Один пояс, один путь».
  3. Другим важным моментом является то, что подход Китая к странам БВСА, в основном, соответствует региональному статус-кво. В партнерстве с ОАЭ, Саудовской Аравией и Египтом Китай, как представляется, опасается нарушить деликатный и нестабильный порядок. Работая с Турцией и Ираном в рамках партнерских отношений, но держа их на расстоянии вытянутой руки, Китай, похоже, осознает тот факт, что более глубокие связи с ними могут оттолкнуть ключевых региональных игроков и поставить под угрозу достигнутые им успехи. В то же время его всеобъемлющий подход, как представляется, ориентирован на все возможные сценарии неопределенного будущего, при этом сохраняется возможность укрепления отношений, например, с Тегераном и Анкарой.

 

Примечание

Глобальная сеть Институтов Конфуция – сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом («Ханьбань») Министерства образования КНР [1] совместно с зарубежными синологическими центрами. Некоторые институты имеют специализацию, например Афинский институт Конфуция бизнеса, Лондонский институт Конфуция китайской медицины. Миссия Институтов Конфуция — способствовать росту понимания Китая и китайской культуры во всем мире, развивать дружеские взаимоотношения Китая с другими странами. Обучение в Институтах Конфуция ориентировано на специфику сотрудничества с Китаем, кроме этого в задачи Институтов входит: