- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Израиле снова досрочные выборы в Кнессет. Часть 11

Единого левого блока не будет, каждый сам за себя

Заголовки израильских газет практически каждую неделю отражают кардинальные изменения то на правом, то на левом фланге. На прошлой неделе опросы общественного мнения практически однозначно заявляли, что все мелкие правые партии на грани электорального барьера. Хотя в основном темы заголовков были посвящены «разобщению» в левом лагери и попытках левых партий Авода и МЕРЕЦ изолировать и задушить партию Эхуда Барака «Демократический Израиль», которая естественно отбирает голоса слева. Союзу левых с Бараком противились даже в «Кахоль-лаван», понимая, что последний может рассчитывать и на голоса центра, вернее на их голоса.

Источники в двух левых партиях сообщили, что люди из «Кахоль-лаван» уговаривают их не связываться с Бараком, чтобы заставить последнего не баллотироваться в Кнессет. Идея в том, чтобы оставить Барака вне больших блоков и заставить его осознать, что в одиночку он только растранжирит левые голоса и не пройдет в Кнессет. По их мнению, чтоб не навредить левому лагерю, он должен выйди из предвыборной гонки. Как заявляли комментаторы, еще неделю назад «Перец и Горовиц мечтали, чтобы Барак исчез», хотя сегодня это уже не так актуально.

Лидер Аводы Амир Перец явно не спешил терять вновь добытое лидерство в блокировке с «Демократическим Израилем», а «дружба» с МЕРЕЦ так же не вписывались в создаваемый им левоцентристский имидж. В итоге после заявления Амира Переца, что Авода пойдет на выборы в блоке с партией «Гешер» Орли Леви-Абукасис, а не со старым союзником МЕРЕЦ, вопрос о едином левом блоке умер сам собой.

Авода и «Гешер» не впервые идут на выборы единым блоком. Аналогичный союз был заключен в 1999 году, когда усилиями председателя Аводы Эхуда Барака и председателя партии «Гешер» Давида Леви (отца Орли Леви-Абукасис) была создана партия «Исраэль эхат» («Единый Израиль»). Стоит отметить, что на предыдущих выборах список «Гешер» не прошел электоральный барьер, получив при этом более 2 мандатов.

Перец пообещал Леви-Абукасис, что нынешнее объединение будет проходить по уже опробованной в 1999 году модели и «Гешер» получит 3 мандата из каждых 10, отданных за новый блок. По мнению председателя Аводы их альянс обладает большим электоральным потенциалом, поскольку в Израиле не осталось сильной партии с социальной повесткой. Ранее эту нишу занимала партия «Кулану» во главе с Моше Кахлоном, которая сейчас влилась в Ликуд.

Выступая на пресс-конференции по поводу возникновения нового блока Амир Перец представил Орли Леви-Абукасис, как «великого социального бойца». Он обратился к председателю МЕРЕЦ Ницану Горовицу со словами о том, что между ними союза не получится, поскольку Авода намерена перетянуть к себе часть правого электората. И Перец, и Леви-Абукасис говорили о необходимости разрушить стену между правыми и левыми и привлечь к себе центристский электорат.

«Кахоль-лаван» приветствовала присоединение Орли Леви-Абукасис к партии Авода. «Мы приветствуем любое объединение, которое предотвратить потерю тысяч голосов избирателей. После выборов мы пригласим партию Ликуд, которую уже не будет возглавлять Нетаньяху, и партию Авода под руководством Переца и Леви-Абукасис присоединиться к правительству национального единства, которое мы создадим», — говорится в заявлении «Кахоль-лаван».

Естественно, что лидер МЕРЕЦ Ницан Горовиц, который остается без союзников на сентябрьских выборах, резко раскритиковал выбор Аводы. Он сказал, что только на днях встречался с Перецом и убеждал его пойти на выборы вместе. «Амир Перец повторяет ошибку Ави Габая, уничтожая возможность объединения левого лагеря». Вместо большого объединения «он выбрал маленькое бронирование в списке», — прокомментировал решение Амира Переца лидер МЕРЕЦ.

При этом возможно, что проблема по имени «мешающий всем» Эхуд Барак решиться сама собой. После скандала вокруг его связей с миллиардером-педофилом Джеффри Эпштейном, есть вероятность, что мы не увидим его партию в бюллетенях для голосования. Вся эта история началась с того момента, когда британский таблоид Daily Mail отказался снимать с сайта фотографии Эхуда Барака, входящего в дом миллиардера-педофила Джеффри Эпштейна с закрытым лицом. Агентство Ynet прямо пишет, что Барак «пришел в дом Эпштейна на вечеринку с молодыми женщинами».

В этой связи Эхуд Барак созвал пресс-конференцию, на которой назвал публикацию в британской газете элементом «подстрекательской кровавой кампании» Нетаньяху против него как политического противника. Барак поставил публикацию в Daily Mail, якобы инспирированную лидером Ликуда, в один ряд с убийством Рабина (в котором тоже, по его мнению, виноват Нетаньяху) и нападками на бывшего министра иностранных дел Давида Леви и лидера «Кахоль-лаван» Бени Ганца.

Между тем в Ликуде требуют от Барака разъяснить, какую роль сыграл его друг уголовник Эпштейн в получении им в 2004-2006 году 2,3 млн долларов от еврейского благотворительного фонда Wexner Foundation. В документах фонда сказано, что Барак проделал за эти деньги некое исследование, следов которого не обнаружено. Однако выясняется, что в эти годы распорядителем фонда был не кто иной, как Джеффри Эпштейн. История с грантом Wexner всплыла в конце 2018 года. Тогда Барак заявил, что был частным лицом, действовал в рамках закона и сообщил о доходах в Налоговое управление.

Тем временем внучка Ицхака Рабина Ноа Ротман, член новой партии Барака «Демократический Израиль» заявила, что верит Бараку и ее «не интересует Джеффри Эпштейн в то время, когда израильтяне стоят в очередях, в пробках и в больничных коридорах».

На фоне этого скандала практически незаметно прошел уход из политики бывшей главы оппозиции и председателя партии Авода Шели Яхимович. Свое заявление она опубликовала в «Фейсбуке» сообщив, что намерена оставить политику и не выдвигаться в Кнессет на сентябрьских выборах. Яхимович пояснила, что это решение зрело более года и накануне прошлых выборов она уже чуть не ушла из политики. Однако в апреле она решила, что ее уход может причинить ущерб партии Авода, находившейся в тяжелом положении.

Шели Яхимович пришла в партию Авода в 2005 году, сделав в 1990-е и начале 2000-х блестящую журналистскую карьеру на радио и на телевидении. Многие годы она была предводителем левого крыла в давно «капиталистической» Рабочей партии (так ранее называлась партия Авода) и занимала самые крайние позиции по всем горячим социально-экономическим проблемам — от борьбы с газовыми монополиями до борьбы с повышением пенсионного возраста для женщин. Яхимович пообещала и впредь поддерживать свою партию и ее нового лидера Амира Переца.

Все эти события, так же слегка «затмили» разборки на «арабской улице», где была предпринята попытка возрождения Объединенного арабского списка из четырех партий ХАДАШ, ТААЛ, РААМ и БАЛАД, распавшегося перед предыдущими выборами на две фракции. И хотя переговоры начались сразу после голосования за роспуск Кнессета с бравый заявлений, что все вопросы практически закрыты, но как показало время личные амбиции и здесь поставили под сомнения вопрос объединения. Как заявил председатель специально созданной комиссии по примирению арабских партий, писатель Мухаммед Али Таха, на пресс-конференции в Нацерете «эгоизм победил надежду на единство», обвинив арабские партии в том, что вместо действительно важных вопросов они были заняты распределением мест в списке.

Как ни странно камнем преткновения, приведшим к провалу переговоров, стал спор за 12-е место в списке, на которое претендуют представители партий БАЛАД и ХАДАШ. В арабских партиях заявили, что переговоры по объединению списков продолжатся, но они начали подготовку к участию в выборах раздельными списками. Напомним, что в 2015 году Объединенный арабский список получил 13 мандатов. Весной 2019 года два арабских блока набрали в общей сложности 11 мандатов.

Согласно последним по времени опросам по итогам всех «разъединений» на левом фланге, блок Ликуда с ультраортодоксальными и правыми партиями без НДИ набирает лишь 55 мандатов, а левоцентристские партии без Объединенного арабского списка набирают 44 мандата.