- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О руководящих принципах в военно-политическом и военно-техническом сотрудничестве КНР и Пакистана. Часть 2

Активные (наступательные) действия КНР и Пакистана в различных проектах основаны на следовании такой стратагеме, как «Бить  траву и удивлять змей». Фактически это основной постулат подготовки любой операции/мероприятия, в рамках которой необходимо провести все возможные разведывательные действий, позволяющие выявить реальные и скрытые возможности вероятного противника/оппонента. Сунь-цзы указывал на важность понимания намерений противника и необходимость применения в некоторых случаях «разведки боем».

Отметим, что по мере развития технологий китайские конструкторы создают такие образцы оборудования и техники для подразделений радио-технической/радиоэлектронной разведки, которые позволяют собирать максимальный объем информации. Вполне вероятно, что именно благодаря технологиям, предоставленным китайскими специалистами, органы военной разведки Пакистана получили возможность перехвата интернет-трафика, который обеспечивают кабельные линии, проложенные по дну Индийского океана. ВВС Пакистана располагают самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ZDK-03 (пр-во КНР), предназначенными для ведения разведки воздушной обстановки и управления действиями оперативно-тактической авиации, а наземные подразделения ПВО постепенно получают все более эффективные радиолокационные станции для наблюдения за действиями ВВС Индии.

В качестве реализации рассматриваемой стратагемы в полной мере можно привести события 27 февраля 2019 г. – воздушный бой между истребителями JF-17 и F-16 ВВС Пакистана и МиГ-21BISON под прикрытием Су-30МКИ ВВС Индии. Как известно, подтвержден успешный перехват одного индийского боевого самолета, однако существует вероятность того, что пакистанские пилоты смогли поразить два истребителя ВВС Индии.

Отметим, что не всегда китайские стратеги успешно реализуют наступательные принципы, описанные в 36 стратегемах. В качестве успешного следования древнекитайскому постулату военной и политической деятельности – «Поворачивать тигра от горы» приведем действия президента США Дональда Трампа, который своим решением о введении санкций в отношении любого государства, приобретающего нефть у Исламской Республики Иран, нанес серьезный ущерб индийской экономике, находящейся в зависимости от стабильных поставок углеводородного сырья извне.

В результате жестких действий официального Вашингтона руководство Индии было вынуждено свернуть проект многофункционального грузового порта в иранском Бандар-Аббасе, который мог бы стать конкурентом пакистанского Гвадара. Во многом именно «благодаря усилиям руководства США» официальный Исламабад и Пекин идут на сближение позиций по ряду вопросов и при этом американские политики активно мешают Индии набирать «политический вес» в регионе.

В аспекте «гибридного» противостояния КНР и Пакистана, с одной стороны, и Индии, с другой стороны, разработчики стратегии тактики действий из Поднебесной руководствуются принципом «Мешать воду и ловить рыбу». В качестве свидетельства применения указанного постулата приведем действия руководства Пакистана, которое по мере реализации составных элементов КПЭК активизирует собственные силы на других направлениях. Так, в Пакистане начата реконструкция всех крупных аэропортов страны. Подобные работы полностью корреспондируют с началом процесса модернизации авиационного парка гражданской авиации Пакистана, появлением новых частных авиакомпаний и т.д. Все эти элементы позволяют китайским производителям гражданских самолетов надеяться на получение новых заказов на перспективные лайнеры С-919. В свою очередь, руководство Индии наблюдает за скоординированными действиями Пекина и Исламабада по расширению транспортных возможностей Пакистана, что провоцирует очередную волну недовольства в индийском обществе, требующего от государства решительных действий.

Следующим принципом, регламентирующим ведение «гибридной войны», является стратагема «Золотая цикада снимает скорлупу», значение которой в военно-политическом аспекте состоит в том, что союзники должны удерживать занимаемые позиции и создавать у противника впечатление присутствия превосходящих сил, чтобы скрытно провести перегруппировку и сформировать новую угрозу для оппонента.

Анализ информации из открытых источников позволяет утверждать, что китайские стратеги достаточно активно используют данный принцип в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) с Пакистаном в области военно-морской техники, в частности, подводных лодок. В пакистанских и китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданиях регулярно освещается ход работ по строительству дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) проекта S20P (класс «Цилинь»), которые благодаря своей низкой акустической заметности будут представлять серьезную угрозу существующим и перспективным надводным и подводным кораблям ВМС Индии. Китайские и пакистанские специалисты периодически публикуют размышления по тактическим приемам новых ДЭПЛ ВМС Пакистана, что вполне естественно вызывает опасения Нью-Дели, т.к. как ВМС Индии не обладают качественным превосходством над пакистанскими визави.

В соответствии со стратагемой «Менять дальнее на ближнее в наступлении» теоретики военной дипломатии выделяют принцип разделения интересов в сложной военно-политической ситуации. Фактически китайские стратеги указывают на необходимость реагирования на вызовы и угрозы в непосредственной близости от национальных границ, тогда как для устранения удаленных угроз следует применять соответствующие «дистанционные средства». Очевидно, что в напряженной борьбе с Индией за региональное доминирование именно Пакистан является таким «удаленным» средством, поскольку для Исламабада угроза военного конфликта с Нью-Дели более вероятна, нежели для КНР. Следует отметить, что после начала проекта КПЭК военно-политическое руководство Пакистана стало вести более активную внешнюю «миротворческую» политику на Большом Ближнем Востоке (ББВ) и его действия вполне соответствуют интересами официального Пекина, который одобряет любые мирные инициативы. Конечно, Пакистан обладает самыми боеспособными ВС среди стран исламского мира на ББВ и в Южной Азии, однако премьер-министр Имран Хан вынужден  больше внимания уделять экономике страны, которая переживает не самый простой период.

Следующим принципом ведения «гибридной войны» является стратагема «На ложном пути отрезать ГО», согласно которой если некое дружественное государство находится под давлением двух оппонентов,  то ему необходимо оказать поддержку делом, но не словом – «пустым речам веры нет». Совершенно очевидно, что без содействия китайских партнеров на протяжении последних 30 лет обеспечение обороноспособности Пакистана было бы невозможным, поскольку официальный Исламабад находится под санкциями стран Европейского союза после успешных подземных ядерных испытаний. Во втором десятилетии XXI в. инициативном порядке США понизили уровень сотрудничества с Пакистаном до исторического минимума, т.е. положение этого мусульманского государства полностью соответствует подоплеке указанной стратагемы. В такой обстановке только официальный Пекин благодаря терпению предыдущих поколений руководителей и наличию финансовых средств может предпринимать усилия по укреплению возможностей Пакистана. В то же время власти КНР заинтересованы в реализации своих интересов в регионе.

В этой связи выделим следующую стратагему «Против гостей для хозяина», согласно которой ради достижения необходимого политического /экономического/военного результата руководитель должен выполнить следующие действия:

– «выйти из зоны комфорта»;

– проявить активность в сотрудничестве с дружественными силами;

– выявить «свободные ниши» для собственной деятельности;

– распределить  силы по выявленным областям;

– установить  наблюдение за совместной деятельностью.

Китайские специалисты отмечают, что некоммерческие организации, действующие в Пакистане, периодически активизируют обсуждение «китайской угрозы» и нагнетают обстановку по вопросу о «захвате китайскими компаниями земли в Пакистане и создании неприемлемых условий конкуренции». Анализ поступающей информации о состоянии общественного мнения показывает, что официальный Пекин и крупнейшие китайские корпорации готовы к протестным выступлениям в Пакистане, но одновременно ведут пропаганду с демонстрацией последствий подобных настроений в странах «арабской весны» – т.е. странах, из которых ушли китайские компании и инвестиции.