- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экспортных контрактах судостроительной отрасли КНР в интересах ВМС Пакистана и Мавритании

По информации центрального телевидения материкового Китая CCTV-7 (Chinese Central Television-7), освещающего вопросы, связанные с Вооруженными силами Китая и зарубежных стран,  китайское политическое руководство проводит мероприятия по расширению военно-технических связей и сохранению своих позиций на рынке вооружений в странах традиционных импортерах военной техники из КНР. В рамках военно-технического сотрудничества в период с 2018 по 2019 годы в КНР был реализован ряд соглашений по строительству и поставкам боевых кораблей для ВМС иностранных государств, обновляющих свой корабельный состав и вооружение, в том числе: четырех фрегатов для ВМС Пакистана;  десантного корабля для ВМС Мавритании. Ниже приводятся обобщенные данные о состоянии и ходе выполнения судостроительными предприятиями КНР зарубежных контрактов на строительство подводных лодок и надводных кораблей для иностранных ВМС по материалам китайских СМИ.

Строительство подводных лодок и фрегатов для ВМС Пакистана

Обозреватели телеканала CCTV-7 сообщают, что официальные представители министерства обороны Пакистана с 2015 по 2016 годы неоднократно заявляли о переговорах и достигнутых соглашениях с представителями военно-промышленного комплекса КНР по поводу строительства восьми подводных лодок (ПЛ) проекта 039В экспортного варианта. В результате переговоров планируется строительство четырех корпусов в КНР и четырех ПЛ в Пакистане с последующей передачей технологий заказчику. Исходя из материалов китайского периодического военно-технического издания «Современные корабли», по состоянию на середину 2019 года отсутствует открытая информация о состоянии данных соглашений и начале строительства ПЛ в городе Ухань. Наиболее вероятно, что продолжается подготовительная работа по подписанию контрактов с судоверфями, так как данное соглашение предусматривает большой объем согласований в связи с планируемой передачей технологий строительства ПЛ в Пакистан. Министерство обороны Пакистана в 2017 – 2018 годы заключило два контракта с китайской судостроительной торговой компанией (China Shipbuilding Trading Company) на строительство четырех фрегатов УРО (по два корабля  в серии) для национальных ВМС. Строительство корабля ведется на основе проекта 054А ВМС НОАК в соответствии с требованием заказчика. Фрегат получил обозначение в ВМС Пакистана F22P Batch-II. Ожидается, что корабли будут строиться на судоверфи в городе Шанхай, принадлежащей компании «Худун-Чжунхуа Шипбилдинг Груп». В течение первой половины 2019 года отделом снабжения судоверфи размещались контракты на поставку металла, механизмов, инженерных систем и оборудования для новых кораблей. Ожидается, что сборка первого корпуса фрегата УРО начнется в первом квартале сего года. По условиям контракта все корабли планируется передать заказчику до конца 2021 года.

 Строительство десантного корабля для ВМС Мавритании

Обозреватели телеканала CCTV-7 отмечают, что в рамках контракта, переданного в марте 2016 г. компании «Учан Шипбилдинг Индастри Груп», на судоверфи ведется строительство десантного корабля (ДК) для ВМС Мавритании. В соответствии с проектной документацией, разработанной 701 НИИ CSIC, водоизмещение нового ДК составляет около 1750 тонн, вооружение – две 30-мм артиллерийские установки. Корабль оснащен носовой и кормовой аппарелями, а также в кормовой части оборудован вертолетной площадкой. Данный корабль предназначен для контроля морского судоходства в территориальных водах Мавритании, перевозки войск и грузов, участия в мероприятиях по поиску и спасению на море, ликвидациях последствий чрезвычайных ситуаций. Церемония закладки корабля состоялась 9 ноября 2017 года. В 2018 году на предприятии выполнена сборка корпуса ДК, завершено оснащение основными механизмами и системами. ДК присвоено имя «Нимлейн» (Nimlane, б/н L981). По информации издания «Современные корабли», до конца августа 2019 года корабль пройдет серию ходовых испытаний, после чего будет передан заказчику.

Таким образом, анализ материалов китайского военного телеканала CCTV-7 и ежемесячного военно-технического издания «Современные корабли» дает основание утверждать, что:

  1. КНР расширяет военно-техническое сотрудничество в сфере строительства военно-морской техники со своими импортерами – Пакистаном и Мавританией.
  2. В период с 2018 по 2019 годы выполнялось не менее шести зарубежных контрактов, основными исполнителями которых являлись судоверфи компаний «Учан Шипбилдинг Индастри Груп» в городе Ухань и «Худун-Чжунхуа Шипбилдинг Груп» в городе Шанхай.
  3. Военно-политическое руководство Пакистана использует военно-техническое сотрудничество с Китаем в качестве формирования «круга поддержки» из стран, которые в случае осложнения обстановки гарантированно окажут политическое или дипломатическое содействие с целью успокоения официального Нью-Дели, который, как считают в Исламабаде, по указке Вашингтона пытается дестабилизировать обстановку в регионе. Поступление на вооружение пакистанских военно-морских сил четырех подводных лодок китайского производства существенно повысят боевые возможности ВМС при выполнении задач по проецированию силы, устрашению и морской блокаде в случае начала локального вооруженного конфликта.