- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов учений серии High Mark ВВС Пакистана

Поддержание боевой готовности подразделений истребителей ПВО является приоритетной задачей военного руководства Пакистана, поскольку хорошее техническое состояние авиационной техники, высокая летная квалификация пилотов, а также достаточное количество авиационного топлива и авиационных средств поражения на складах определяют возможность противодействия любой внешней агрессии

В целях проведения проверки уровня боеготовности всех подразделений ВВС, специалисты отдела планирования учебных мероприятий Штаба ВВС Пакистана проводят учение под обозначением High Mark. Следует отметить стратегический характер данного мероприятия, в котором принимают участие все территориальные органы управления  ВВС Пакистана, а именно Северное командование (Пешавар), Центральное командование (Лахор), Южное командование (АвБ Фейсал, г.Карачи), Стратегическое командование (Исламабад) и Командование ПВО (АвБ «Чаклала», Равалпинди).

Рассматриваемые мероприятия, которые проходят один раз в пять лет (в 2005, 2010 и 2015 гг.) фактически представляют собой проверку боеготовности продолжительностью 40 (по другим данным 45) суток. Указанная продолжительность учений рассчитана пакистанскими военными с учетом предельных военных  и экономических возможностей страны. На период учений все воздушное пространство Пакистана поделено на два района под условными обозначениями Fox Land – обороняемое пространство и Blue Land — «территория вероятного противника».

Некоторые китайские и западные специалисты отмечают, что именно в рамках рассматриваемых учений у пакистанских военных есть возможность проверить концептуальные постулаты стратегии применения ВВС Пакистана под  обозначением «Холодный старт». Согласно доктринальным документам пакистанская боевая авиация должна быть способна внезапно перейти в максимальную степень готовности и выполнить боевые задачи в изменяющихся условиях с учетом активного противодействия противника.  Следует отметить, что каждый раз учения High Mark проходят после стратегических мероприятий ВВС Индии под обозначением Vayu Shakti.

Личный состав центральных органов управления ВВС Пакистана осуществляет сбор и анализ информации. По окончанию мероприятий направляет свои предварительные выводы командирам эскадрилий, которые проводят дополнительный разбор эпизодов с выработкой рекомендаций, подлежащих включению в наставления по подготовке летного состава или в документы стратегического характера, определяющих тактические и стратегические приемы необходимые для обеспечения обороноспособности государства в целом.  В целом, на аналитическую работу и подготовку отчетных документов офицерам подразделений ВВС Пакистана отведено не более 15 суток.

Основной целью учений является проверка готовности ВВС Пакистана к выполнению разноплановых задач с привлечением эскадрилий истребителей разных моделей. Выполнение задач учений High Mark осуществляется следующим образом.

Во-первых, при поступлении боевого приказа военнослужащие всех подразделений ВВС страны выполняют мероприятия, предписанные в ходе приведения в полную боевую готовность из расчета необходимости отражения внезапного массированного вооруженного нападения извне.

Во-вторых, пилоты истребителей выполняют взлет за минимально возможное время и выходят в заданный воздушный район для выполнения поиска целей, патрулирования и т.д.

В-третьих, в случае начала воздушного боя с противником, превосходящим числом и вооружением, пилоты ВВС Пакистана должны использовать специальные тактические приемы,  предназначенные для втягивания оппонентов вглубь подконтрольной территории.

В-четвертых, при выполнении патрулирования пилоты истребителей неоднократно выполняют дозаправки в воздухе – осуществляется наработка навыков и готовности к ведению продолжительного воздушного наблюдения (длительность от 12 до 24 часов).

Особо следует отметить, что на период учений пилоты неожиданно получают вводные о невозможности возвращения на аэродром постоянного базирования. Для выполнения ремонта или обслуживания посадки осуществляются на выделенные участки (протяженностью до 4000 м) федеральных автомобильных дорого М-1 и М-2.

В данном аспекте Управление дорожной полиции Пакистана полностью подчиняется руководящим документам, которые разработаны специалистами Штаба ВВС Пакистана. Известно, что требования о блокировании участков автомобильных дорог поступают внезапно – исключает возможность для иностранных разведок заблаговременно выдвинуть наблюдателей в район импровизированного аэродрома. Вопрос противодействия специальным службам иностранных государств является основным для офицеров контрразведки ВС Пакистана.

Кроме того, военнослужащие групп наземного технического обслуживания и вооружения одновременно с летчиками выполняют действия предусмотренные боевым расписанием – осуществляют погрузку топлива, сменно-запасных частей и авиационных средств поражения на автомобили и выдвигаются либо на другие авиационные базы (перемещение с передовых оперативных АвБ на основные в глубине территории) или в районы импровизированных аэродромов на автомобильных магистралях.

На период учений военные используют гражданские аэропорты. Достоверно известно, что органы управления гражданской авиацией Пакистана распространяют соответствующие навигационные оповещения о начале проведения учений и после информирования закрывают часть воздушного пространства страны (в основном северные районы).

По информации китайских специалистов, в данных мероприятиях задействованы эскадрильи истребителей F-16 A/B Block 15 MLU, JF-17Block 1 и Block 2, «Цзянь-7» разных модификаций, «Мираж-5», а также учебно-тренировочных самолетов К-8Р. Привлечение всех типов боевых самолетов указывает на основной замысел учений – отработать действия смешанных эскадрилий в условиях крупномасштабного вооруженного конфликта. По данным пакистанских источников, эскадрильи F-16 имитируют действия вероятного противника, а пилоты JF-17 отражают их наступательные действия.

Известно, что действия эскадрилий оперативно-тактической авиации обеспечивают самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) ZDK-03 «Каракорумский орел» (из состава 4-й эскадрильи) и SAAB-2000 (из состава 3-й эскадрильи) и самолеты-заправщики Ил-78 (из состава 10-й эскадрильи).

Привлечение ZDK-03 и SAAB-2000 позволяет руководителям учений наблюдать за воздушной обстановкой в нескольких удаленных воздушных районах одновременно и вводить новые тактические установки для пилотов истребителей, которые ведут «воздушные бои» с максимальной степенью достоверности. Именно в рамках таких учений, эпизоды которых предусматривают активное использование аппаратуры радиоэлектронной борьбы позволяют достоверно установить реальные тактико-технические характеристики разведывательной аппаратуры, установленной на дорогостоящих ZDK-03 (китайская разработка) и SAAB-2000 (продукт ОПК Швеции).

Китайские самолеты получили условное наименование «Жемчужина ВВС», поскольку эти летательные аппараты обладают лучшими показателями в дальности обнаружения низковысотных маневрирующих целей по сравнению с SAAB-2000.

По данным китайских источников, одной из основных задач  является проверка взаимодействия самолетов оперативно-тактической авиации с самолетами-заправщиками (истребители JF-17 и Мираж с Ил-78) и самолетами ДРЛОиУ (SAAB-2000 с истребителями JF-17 и F-16). Китайские обозреватели отмечают, что в рамках учений High Mark-2010 и 2015 были определены слабые стороны цифровой системы тактического обмена информации Link-16 американского производства и реальные возможности аналогичной системы китайского производства Link-17.

Подводя итог вышесказанному, отметим высокую стоимость учений High Mark  – по разным оценкам суммарные расходы на топливо, сменно-запасные части и боеприпасы достигают 100 млн долл. США без учета компенсаций местным жителям, которые могут потребоваться в результате воздушных происшествий, приводящих к утрате имущества.