- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Боевые возможности Сирийской Арабской Армии в оценке американских экспертов. Часть 2

Американские эксперты выделяют несколько этапов перестройки и возрождения Сирийской Арабской Армии с помощью российских военных советников. В качестве первого опыта такой реструктуризации американские эксперты Института Ближнего Востока рассматривают создание в октябре 2015 года 4-го механизированного корпуса. Первоначально это военное соединение было названо «штурмовым», что подразумевало его участие в наступательных операциях. Однако фактически участие в подобных операциях ограничилось боями в провинции Латакия и в регионе Сахель аль-Гхаб на севере провинции Хама. Из этих мест рекрутировалось и большинство военнослужащих 4-го корпуса. В состав 4-го корпуса вошли также отряды Народных сил самообороны из провинций Латакия и Тартус (алавиты). Согласно докладу турецкого Центра «Омран Дирасат», по состоянию на 2017 год 4-й корпус включал в себя 6 бригад.

В целом американские эксперты Института Ближнего Востока оценивают опыт создания 4-го корпуса как неудачный. С учетом опыта по созданию 4-го корпуса в ноябре 2016 года был организовано новое военное соединение: 5-й механизированный корпус, который, согласно докладу американских экспертов, изначально снабжался, тренировался российскими военнослужащими и находился под их командованием. Это подтверждается присутствием в рядах 5-го корпуса генерал-лейтенанта Валерия Асапова, героически погибшего в Дейр эз-Зоре 23 сентября 2017 года. В каждой из бригад данного корпуса находится по одному-двум российским офицерам, что подтверждается их присутствием на всех награждениях российских офицеров. Зарплата военнослужащих 5-го корпуса существенно выше, чем у их коллег в других подразделениях Сирийской Арабской Армии. В данный корпус систематически  инкорпорируются бывшие боевики вооруженной оппозиции, например организация «Шабаб ас-Сунна» из провинции Дераа и  «Джейш ат-таухид» из провинции Хомс. По информации ливанской газеты «Аль-Ахбар», планировалось интегрировать в ряды 5-го корпуса наиболее элитные, отличившиеся части «Лива аль-Кудс» (палестинской проправительственной милиции, базирующейся в Алеппо) и другой милиции «Суккур ас-Сахраа» («Соколы пустыни»). Пока эта попытка не увенчалась успехом.

В январе 2017 года, после взятия под правительственный контроль в полном объеме города Алеппо в рамках Республиканской гвардии была создана 30-я дивизия. В нее не только вошли все подразделения Республиканской гвардии, воевавшие в Алеппо, но и проправительственные милиции в этом городе. На важность данной дивизии для этого элитного соединения сирийских силовых структур указывает то, что ее первым командиром стал заместитель командующего всей Республиканской гвардии генерал Зияд Али Салах, которого в ноябре 2017 года сменил на этом посту бригадный генерал Малик Алия. По слова американских экспертов, «хотя пока дивизия существует больше на бумаге, в нее входят три бригады и три полка спецназа». По убеждению авторов доклада, Республиканская гвардия в настоящее время переживает стремительный ренессанс. Между 2014 и 2015 годами были созданы 123-я и 124-я бригады, которые позже влились в состав 30-й дивизии. 18-я бригада 10-й дивизии, принимавшая участие в боях в Алеппо в 2016 году, позже также вошла в состав 30-й дивизии.

С лета 2018 года, когда военные операции пошли на убыль, по сведениям авторов доклада с российской помощью началась серьезная реструктуризация Сирийской Арабской Армии. Прежде всего, поменялись цели военной доктрины. После семи лет гражданской войны стало ясно, что главной угрозой является не конвенциональная война с Израилем, а внутренние угрозы. САА трансформируется в хорошо механизированную пехотную армию, способную к быстрой переброске сил из одного региона страны в другой. На повестку дня встало также пополнение сирийской армии новыми танками и БТРами, так как 2330 единиц бронетехники было утеряно в ходе войны. Также был поставлен акцент на пополнении поредевшего личного состава. В настоящее время нормативы численности дивизии в Сирийской Арабской Армии составляют 11 тысяч человек. В то же время многие дивизии не дотягивают до этого «потолка». Так, численность 18-й дивизии составляет всего 4 тысячи человек (включая военнослужащих срочной службы, резервистов и гражданских). Со второй половины 2018 года шел массированный призыв примирившихся боевиков в ряды 7-й, 9-й и 10-й дивизий, а также 5-го механизированного корпуса. Другие контингенты бывших повстанцев были включены в состав 8-й дивизии, базирующейся в Дераа, 61-й бригады, базирующейся в Думе и 171-й бригады из Растана. При этом существует разноречивая информация об участии бывших членов вооруженной оппозиции в последнее время в боевых действиях уже на стороне сирийского правительства. Некоторые источники утверждают, что бывшим боевикам доверяют не вполне, и они несут в основном вспомогательную и охранную службу в регионах Дераа и Риф Димашк. Однако, по другим сведениям, примирившиеся боевики из южных районах Сирии были широко вовлечены в боевые действия в провинции Идлиб и в северной части Хама. При этом потери личного состава среди них были достаточно велики. Участвуют в военных действиях и бывшие боевики из 4-й бригады 5-го механизированного корпуса, расквартированной в пустыне в провинции Хомс около Пальмиры.

Российские военные советники принимают участие в тренировках и обучении 1-й, 9-й,10-й и 11-й дивизий. При этом акцент делается на повышении квалификации молодых офицеров. В дополнение к этому в конце 2018 года новый министр обороны Сирии генерал-майор Али Айюб инициировал программу возрождения «мертвых» подразделений сирийской армии, то есть таких подразделений, которые понесли серьезный урон в личном составе. Туда направляются молодые офицеры, а также отдельные подразделения сил спецназа и Республиканской гвардии.

Авторы доклада также уделили определенное внимание судьбе трех корпусов, составлявших костяк Сирийской Арабской Армии до событий 2011 года. Первый корпус был развернут на линии обороны от возможного нападения со стороны Израиля на Голанских высотах и в провинции Дераа. В течение всей гражданской войны он оставался в местах своей дислокации в провинциях Дераа и Кунейтра, несмотря на то, что многие военные базы корпуса были захвачены антиправительственными боевиками. Второй корпус был размещен вдоль границы с Ливаном по арке между Дамаском и Каламуном. Третий корпус был размещен в центре территории САР. Его 3-я дивизия должна была защищать северные подступы к Дамаску, а 11-я дивизия была размещена в центральной части провинции Хомс. В разгар гражданской войны 11-я дивизия вела боевые действия в провинциях Хомс и Дейр эз-Зор, а 3-я дивизия оказалась расколотой между Дамаском и восточными регионами страны.

Помимо трех корпусов, в Сирийской Арабской Армии к моменту начала военно-политического конфликта  существовали два  автономных командования, подчиненных непосредственно начальнику Генштаба. К ним относятся 4-я бронетанковая дивизия и силы специального назначения. Их эволюция представляет особый интерес.