- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых фактах, свидетельствующих о дальнейшем обострении ситуации вокруг Ирана

Произведенный иранской стороной запуск баллистической ракеты носил оборонительный характер и не был направлен против других государств. Об этом в субботу 27 июля сообщило агентство Фарс со ссылкой на военный источник. По его данным, целью проведенного запуска баллистической ракеты была исключительно отработка ответа на возможные попытки иностранных государств нарушить территориальный суверенитет Ирана. Исламская Республика Иран, указал военный источник, не обязана получать разрешение от какой-либо страны в мире для повышения своей обороноспособности и рассматривает право на оборону как часть собственного суверенитета. Ранее в пятницу 26 июля американский телеканал «Фокс ньюс» информировал, что Иран в ночь на 25 июля провел испытания баллистической ракеты средней дальности. По версии телеканала, ракета «Шахаб-3» была запущена в южной части Ирана и пролетела около 960 км в северном направлении. Она упала в пустыне недалеко от Тегерана.  Ситуация вокруг Ирана обострилась после того, как 13 июня в Оманском заливе на двух танкерах после предполагаемого нападения прогремели взрывы. США возложили ответственность за инцидент на Иран, их поддержали Великобритания и Саудовская Аравия. Тегеран эти обвинения отверг. 20 июня иранские ВС сбили беспилотный разведывательный летательный аппарат американских ВМС RQ-4 («Ар-кью-42), после чего США, по свидетельству президента Дональда Трампа, подготовили военную операцию, предусматривавшую нанесение точечных ударов по трем объектам на территории Ирана. Согласно изложенной американским лидером информации, за 10 минут до начала этой операции он отдал приказ не проводить ее, посчитав непропорциональной действиям Тегерана. Впервые после того, как противостояние между Соединенными Штатами и Ираном переросло в нападения на нефтяные танкеры, Иран провел испытание баллистической ракеты средней дальности. Несколько уточним эту информацию. По данным американских разведисточников, «Шахаб-3» в прошла 1000 километров (621 миль) — расстояние, достаточное, чтобы поразить Саудовскую Аравию.
По оценке американских экспертов, стратегия Ирана в рамках проведения испытания, вероятно, двоякая. Во-первых, Тегеран еще раз проводит демонстрацию силы против Соединенных Штатов и его ближайших союзников в регионе в рамках агрессивной региональной стратегии, которую он проводил в течение последних трех месяцев. В то же время запуски предоставляют иранским инженерам и конструкторам ракет прекрасную возможность испытать технические и эксплуатационные проекты в рамках развития более широкой программы баллистических ракет. Иран не часто проводит испытания баллистических ракет средней дальности. С тех пор как президент США Дональд Трамп вступил в должность в январе 2017 года, Иран провел семь испытаний либо «Шахаб-3», либо более совершенной баллистической ракеты «Хорремшехр». Испытания на этой неделе, однако, является первым с декабря 2018 года. При этом Тегеран демонстрирует запуски своих баллистических ракет в настоящий момент исключительно для Вашингтона, который недавно объявил, что впервые с 2003 года разместит американские войска в Саудовской Аравии. Напомним, что 18 июля стало известно, что США намерены направить 500 военнослужащих на авиабазу «Принца Султан», расположенную к востоку от Эр-Рияда, на фоне растущей напряженности в отношениях с Ираном. Об этом сообщил телеканал Си-эн-эн со ссылкой на источники в военных кругах. По его данным, небольшой контингент американских военных и технического персонала уже прибыл на базу, чтобы подготовить ее к прибытию зенитных ракетных систем Patriot («Пэтриот»). Также ведется работа по усовершенствованию аэродрома и взлетно-посадочной полосы.    Отмечается, что США выбрали именно эту авиабазу, так как, по американским оценкам, она является труднодоступной для иранских ракет. Американские военные планируют использовать ее для своих истребителей, в частности для F-22. В данном случае уточним еще два момента.

  1. Эти американские военные призваны в первую голову укрепить систему ПВО КСА с точки зрения потенциальных ракетных ударов со стороны Ирана. Причем в данном случае прикрывается именно иракское направление, а не йеменское, откуда собственно в последние годы иранские ракеты и беспилотники и атаковали саудовские цели. Тема иракской территории как теоретического направления ракетных обстрелов со стороны Ирана появилось сравнительно недавно. Израиль расширяет географию ударов своих ВВС по базам проиранских сил не только в Сирии, но и в соседнем Ираке. Об этом сообщила во вторник 30 июля общеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат» со ссылкой на западные дипломатические источники. По ее информации, израильские самолеты в июле дважды атаковали лагеря иракских шиитских формирований, где размещены склады с иранскими ракетами и оружием. 28 июля, в частности, налет был совершен на базу «Ашраф», расположенную в 40 км к северо-востоку от Багдада. По сведениям издания, в ходе атаки были уничтожены доставленные туда иранские баллистические ракеты и беспилотники. Ранее 19 июля ВВС Израиля нанесли удар по лагерю шиитских формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» в провинции Салах-эд-Дин в момент, когда там находились бойцы «Хизбаллы» и иранские военные советники из Корпуса стражей исламской революции. По данным «Аш-Шарк аль-Аусат», этот объект атаковал израильский истребитель F-35. Телеканал «Аль-Хадас» со ссылкой на источник в командовании ВС Ирака также сообщил об этом налете. По его информации, в результате удара по лагерю «Аш-Шухада» в районе Амирли под городом Туз-Хурмату среди шиитских ополченцев и иранских советников были погибшие и раненые. Их численность не указывалась. В Сирии израильские ВВС 24 июля нанесли ракетные удары по высотам Телль-эль-Харра в южной провинции Дераа. В этом районе расположены позиции шиитских бойцов из поддерживаемых Ираном вооруженных формирований, воюющих на стороне сирийской армии. В этой связи отметим, что участие израильтян в данном случае еще надо подтвердить, поскольку даже в случае дислокации в Ираке иранских ракет средней дальности, они напрямую Израилю угрожать в принципе не в состоянии. А защищать интересы КСА израильтяне с такими возможными издержками и рисками вряд ли будут. Другое дело юг Сирии и тема размещения там проиранских сил и ракет. Удары по Ираку требуют большей технической подготовки с возрастающим риском потерь. В этой связи удары израильтян по целям на иракской территории либо обусловлены тем, что иранцы стали размещать в лояльных себе силах шиитской милиции баллистические ракеты типа модернизированных СКАД, что очень сомнительно. Это требует помимо разрешения со стороны Багдада, что маловероятно, еще и размещения значительного количества соответствующих иранских специалистов и операторов. В этой связи с учетом определенного характера утечек о причастности израильтян к этим эпизодам в просаудовских СМИ и аналитических агентствах США реально сделать вывод о том, что за ними стоят сами американцы.
  2. Эти вновь прибывшие американские силы будут размещены на авиабазе «Принц Султан» за пределами Эр — Рияда, что выводит их за пределы досягаемости иранских баллистических ракет малой, но не средней дальности. И ровно такой тип собственно иранцы и испытали сейчас, чем послали ясный сигнал потенциальному противнику. Это должно показать Вашингтону, что в случае военной эскалации между Ираном и Соединенными Штатами или их региональными союзниками американские военные окажутся в зоне поражения.

Соединенные Штаты неизбежно очень оперативно осудят это испытание как нарушение резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, которая запрещает Ирану испытывать любые баллистические ракеты, которые могут доставить ядерную боеголовку. Являются ли испытания на этой неделе нарушением резолюции -это вопрос юридической интерпретации, но Вашингтон будет надеяться использовать его для давления на европейские державы, чтобы занять более жесткую линию в отношении Тегерана. После предыдущего ракетного испытания Ирана в декабре 2018 года и двух неудачных запусков спутников в январе и феврале с.г., которые критики Ирана изображали как прикрытие для разработки баллистических ракет большой дальности, Европейский союз рассматривал возможность введения санкций в отношении программы баллистических ракет Ирана, но в конечном итоге не смог прийти к консенсусу. В конце концов, решение Ирана продолжать действовать провокационно призвано показать миру, что война с Исламской Республикой нанесет катастрофический ущерб региону. И хотя Европейский союз все еще может поддержать ограниченные целевые санкции в отношении самой программы баллистических ракет Ирана, Брюссель будет действовать очень аккуратно в попытке предотвратить дальнейшую эскалацию — особенно в связи с тем, что его озабоченность по-прежнему сосредоточена на судоходстве в Персидском заливе. В этой связи сейчас основные проблемы в переговорах между Вашингтоном и Брюсселем по вопросу дальнейшей стратегии ломаются не только в связи с сохранением СВПД, но прежде всего — с точки зрения обеспечения судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе. Прежде всего по причине того, что европейцы не жаждут участвовать в этой операции и тем самым ставить себя автоматически в роль участника антииранского блока. Формирование коалиции для обеспечения свободы судоходства в зоне Персидского залива потребует больше времени, чем считала администрация США. Это признал госсекретарь США Майкл Помпео, выступая в понедельник 29 июля в Экономическом клубе Вашингтона. «На это уйдет больше времени, чем мы хотели бы», — сказал руководитель американского внешнеполитического ведомства, комментируя вопрос о создании упомянутой коалиции. При этом он заверил, что США намерены прилагать все усилия, в том числе по линии Пентагона, чтобы свобода мореплавания в Ормузском проливе и других водных пространствах на Ближнем Востоке сохранялась. «Мы будем держать их открытыми», — обещал Помпео, имея в виду водные пространства региона. Ормузский пролив, через который транспортируется почти одна пятая всей потребляемой в мире нефти, соединяет Персидский и Оманский заливы. По этому пути доставляется большая часть нефти, экспортируемой из Саудовской Аравии, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта и Ирака, а также почти весь сжиженный природный газ, производимый Катаром — крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива.  Ситуация вокруг Ирана вновь обострилась 19 июля, когда шедший под британским флагом танкер Stena Impero («Стена имперо») был задержан в Ормузском проливе силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана). Согласно заявлению КСИР, танкер задержали «в связи с нарушением международных правил» и сопроводили до берега для проверки.  Ранее Госдепартамент США заявил, что Вашингтон создает коалицию с целью обеспечения свободы судоходства в регионе Персидского залива. 23 июля Помпео предложил привлечь к участию в коалиции государства из разных регионов мира. В тот же день стало известно, что ФРГ, Франция и Великобритания ведут переговоры по обеспечению собственной миссии по наблюдению за безопасностью мореходства в Персидском заливе. Исходя из этого, можно предположить, что совместная американо-британская провокация с захватом иранского танкера в Гибралтаре ожидаемого резонанса в Брюсселе не вызвала. Мы уже говорили, что целью этой совершенно осознанной провокации, главная роль в которой отводилась Лондону (а вернее, уходящий Т.Мэй), было провоцирование Ирана на необдуманные и резкие действия, которые бы вызвали однозначное негативное восприятие в Брюсселе и переход ЕС на позиции США в иранском досье. «Красной линией» для иранцев в нынешнем противостоянии является их торговля нефтью. Именно этот момент в Тегеране полагают главным условием сохранения СВПД в том или ином качестве. Начало массированных арестов их танкеров ознаменует собой начало реально серьезных ответных мер со стороны Ирана, и на это делался расчет. Под он не оправдывается, прежде всего с точки зрения создания единой коалиции с ЕС, а это было бы первым шагом по окончательному развалу СВПД и полному переходу Брюсселя на позиции американской точки зрения по иранскому досье. ЕК такой маневр разгадал и в эту авантюру не втянулся. Речь в данном контексте идет об операции Sentinel («Страж»), которой США и их союзники будут оказывать материально-финансовую поддержку. 23 июля госсекретарь США Майкл Помпео предложил привлечь к участию в коалиции государства из разных регионов мира. Как заявил в среду Марк Эспер, операция Sentinel направлена на снятие напряженности в регионе. «Мы стремимся к деэскалации. В то же время наше послание им (властям Ирана — прим. ТАСС) понятно: без предварительных условий, в любое время и в любом месте мы готовы встретиться с ними и поговорить», — добавил министр обороны.    Во вторник 22 июля МИД Франции сообщил, что Париж, Берлин и Лондон ведут переговоры по обеспечению собственной — в противовес американской — миссии по контролю и наблюдению за безопасностью мореходства в Персидском заливе. По мнению Эспера, эти две инициативы могут дополнять друг друга, а координировать совместные действия будут американские военные. «Независимо от того, делаем ли мы это одной большой группой или как подгруппы, я думаю, <…> между нами будет четкая координация, СЕНТКОМ будет координирующим органом», — сказал он. Это совершенно не факт — Брюссель отрицает любое главенство Вашингтона в этом вопросе: такое положение дел автоматически ставит ЕС на сторону США в этом вопросе (да и еще за свои деньги), ради этого собственно все это и затевается.
США готовы защищать свои коммерческие суда в районе Персидского залива, но не собираются обеспечивать военный эскорт каждого из них. Об этом новый глава Пентагона Марк Эспер заявил в среду в беседе с журналистами, стенограмму которой распространило Министерство обороны США. «Если мы посчитаем, что американское судно может быть под угрозой, [что] оно может быть остановлено или задержано, мы захотим убедиться, что у нас есть возможность сделать так, чтобы этого не произошло. <…> Это может означать, что корабль ВМС США будет находиться в непосредственной близости для сдерживания [угрозы]. Но, опять же, это не обязательно означает, что за каждым судном, следующим через пролив под американским флагом, будет эсминец», — сказал Эспер. Он пояснил, что корабли сопровождения должны находиться на таком расстоянии, чтобы иметь возможность «реагировать достаточно быстро для предотвращения провокаций». Его попросили уточнить, означает ли это, что с настоящего момента американские военные будут сопровождать коммерческие суда «по воздуху или по суше». «Я не говорю, что прямо сейчас», — ответил глава Пентагона, добавив, что на следующей неделе собирается встретиться с Центральным командованием (СЕНТКОМ) Вооруженных сил США, чтобы понять «их концепцию этих операций». Если перевести все это на понятный язык, то надо констатировать, что американцы в одиночку (и даже при каком-то весомом участии ЕС) технически и физически не в состоянии сопровождать и охранять каждый корабль. В этой связи вспомним недавние события в регионе Африканского Рога в ситуации с пиратскими набегами, и практически полную неспособность кораблей НАТО противостоять этому явлению с достаточной степенью эффективности. Пиратство закончилось не в связи с военными мерами, а в связи с тем, что удалось вывести на чистую воду недобросовестных страховщиков и судовладельцев. Но повторим: главное в этой идее для США не охрана судов, а политическое блокирование с ЕС на иранском направлении.
Возвращаясь к последним ракетных испытаниям, американские эксперты отмечают, что проведение подобных ракетных испытаний приносит Ирану большую пользу с точки зрения точности, надежности и дальности. Пока неясно, какой вариант «Шахаб-3» Иран применил в последнем по времени ракетном испытании, но за последние пять лет он начал развертывание ракеты «Эмад», которая имеет корпус, состоящий из алюминия вместо стали, и может похвастаться модернизированной системой навигации/наведения и имеет аппарат маневрирования по высоте, предназначенный для более успешного избегания систем противоракетной обороны. Действительно, сам факт того, что Иран испытал «Шахаб-3» вместо более продвинутой и более дальней баллистической ракеты «Хорремшехр», говорит о том, что для Тегерана в данном случае основной целью была не техническая сторона дела, а конкретно политическая: он испытал тот тип ракет, который более всего раздражает Пентагон, в том числе и в связи с проблемами американской ПРО «Пэтриот» в рамках их перехвата, что стало очевидно на примере войны в Йемене. Иран также продемонстрировал несколько новых типов ракет в феврале с.г. во время празднования 40-ой годовщины Исламской революции. КСИР продемонстрировал ракету второго поколения «Хорремшехр» («Хорремшехр-2»), новую твердотопливную баллистическую ракету «Дизфуль», которая также имеет дальность около 1000 километров, и модернизированную крылатую ракету. Пока американцы не знают точно, насколько разработки этих изделий являются продвинутыми. Как бы то ни было, спутниковые снимки разведки США иранского объекта в начале этого месяца показывают, что Иран испытывал твердотопливные ракетные ускорители, ключевую область исследований для аэрокосмических сил КСИР. Учитывая такое развитие событий, более провокационные ракетные испытания, вероятно, это только вопрос времени.