- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О телекоммуникационном аспекте разногласий между США и Китаем в странах Ближнего Востока

Американские и китайские специалисты соглашаются в том, что одна из особенно спорных и малоизученных областей противостояния Китайской Народной Республики и Соединенных Штатов в ближневосточном регионе – распространение китайских телекоммуникационных технологий в страны Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Схема сотрудничества, выстроенная по формуле 1+2+3 была закреплена в «Положении о политике взаимодействия арабских стран и Китая», выпущенном в 2016 году в связи с поездкой председателя КНР Си Цзиньпина на Ближний Восток. В соответствии с предложенной формулой, за основу предлагается сотрудничество в области энергетики. Строительство инфраструктуры и содействие торговле и инвестициям выступают в качестве двух «крыльев», а высокие и новые технологии в области ядерной энергии, космической промышленности и новой энергии – в качестве трех передовых достижений. Совместное коммюнике Форума «Один пояс, один путь» 2017 года определило направления дальнейшего развития данной сферы, обещая создать так называемый цифровой «Шелковый путь», который поддерживал бы инновационные планы действий в области электронной коммерции, цифровой экономики, интеллектуальных городов и научно-технических парков. Если говорить простым языком, Пекин намерен развивать IT-сферу в самых разных областях и выстраивать систему «цифрового мира» вдоль всех маршрутов нового «Шелкового пути». Электронная коммерция, промышленные компьютерные сети, интернет-банкинг, связь, высокотехнологичные разработки, «умные города» — все это включено в цифровой «Шелковый путь». Китайская спутниковая навигационная система «Бэйдоу» обладает значительными возможностями, предлагая услуги навигации и определения местоположения, которые, в свою очередь, могут быть использованы транспортными и сельскохозяйственными структурами, а также вооруженными силами.

В 2017 году в Шанхае была проведена встреча по программе «Бэйдоу» между Китаем и арабскими государствами, на котором министр высшего образования и научных исследований Туниса выступил со следующим заявлением: «Сотрудничество является лучшим примером стратегического взаимодействия между Китаем и арабскими государствами, поскольку спутниковая навигация объединяет широкий спектр высокотехнологичных областей, в том числе телекоммуникационные и космические технологии». По мере того, как китайские фирмы расширяют свое присутствие в этих технологиях в регионе БВСА, в Вашингтоне возникает опасение, что в связи с этим имеют место угрозы национальной безопасности, особенно в штатах со значительной концентрацией воинских подразделений и новыми образцами вооружения.

Внедрение китайской сети 5G на Ближнем Востоке особенно проблематично. Протокол 5G «Соглашение об аутентификации и ключах» считается небезопасным, что может привести к краже или нанесению вреда данным, а также может иметь последствия для национальной безопасности США. Китайская корпорация «Хуавэй», которая находится на передовой китайских услуг 5G, воспринимается как возможная угроза, учитывая китайский закон, который требует сотрудничества с правительством в случаях возникновения вопросов национальной безопасности. Так, ссылаясь на данное обстоятельство как на проблему безопасности, госсекретарь США Майкл Помпео предупредил лиц, принимающих решения из стран Ближнего Востока: «Если страна примет это и включит в некоторые из своих важнейших информационных систем, мы не сможем поделиться с ними информацией, и у нас не будет возможности работать вместе с ними». Отмечается, что данная проблема стала еще более актуальной в мае 2019 года, когда президент США Дональд Трамп подписал распоряжение, запрещающее технологические транзакции, «которые представляют неприемлемый риск для национальной безопасности Соединенных Штатов», добавив «Хуавэй» и его дочерние компании в список объектов Бюро промышленности и безопасности. Последствия этого могут повлиять на связи с государствами БВСА, такими как ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн и Египет, все из которых имеют телекоммуникационные фирмы, которые сотрудничают с «Хуавэй».

 

О рекомендациях на будущее

В подходах Китая и Соединенных Штатов к вопросам Ближнего Востока, есть сходства и различия. Обоим государствам нужен стабильный Ближний Восток с сильными странами, способными внести свой вклад в региональный статус-кво. Могут ли оба государства работать вместе ради достижения этой цели, американские и китайские политологи не могут дать однозначного ответа. То, что каждый воспринимает другого как своего главного стратегического соперника, говорит о том, что БВСА вполне может стать полем для конкуренции между США и Китаем. В тоже время существует достаточно частых совпадений интересов, которые, при соответствующих условиях, могли бы также превратить регион в поле для сотрудничества. Однако, анализ ситуации в странах  БВСА показывает, что достичь этого проще на словах, чем на практике, поскольку это требует тщательного и последовательного управления двусторонними отношениями.

Подкомиссия Палаты представителей по иностранным делам на Ближнем Востоке, в Северной Африке и международному терроризму в мае 2019 года провела слушания о влиянии Китая и России на страны БВСА, является обнадеживающим признаком того, что руководство США признает изменение роли Китая в регионе. Видный американский политолог профессор Джон Альтерман во время слушаний отметил, что «Китай, похоже, ищет способы конкурировать, не становясь соперником, и его ранние результаты кажутся положительными». После чего были опубликованы документы, в которых американские специалисты  провели обоснованный анализ стратегических и экономических амбиций Китая в БВСА и пришли к выводу, что он еще никогда не был столь убедительным. В обобщенном виде указанные рекомендации в этих документах правительству США можно свести к следующим направлениям:

– расширение влияния Китая в регионе необходимо тщательно и всесторонне отслеживать, понимая разницу в китайских отношениях с каждой отдельно взятой страной в регионе;

– у политиков и политологов США существует значительный пробел в знаниях о ближневосточном регионе, который необходимо заполнить. Большинство американских экспертов по странам БВСА незнакомы с Китаем, а большинство американских экспертов по Китаю недостаточно знакомы со странами БВСА. Точно также китайским экспертам в области БВСА необходимо больше узнать о роли США на Ближнем Востоке;

– усилия, предпринимаемые экспертами по внешней политике США и Китая, ориентированными на БВСА, помогут обеим сторонам понять друг друга, определить ключевые предложения для своих правительств и, в более общем плане, максимизировать вероятность того, что Ближний Восток не станет центром конкуренции сверхдержав в ближайшие десятилетия.

В заключении хотелось бы отметить, что государства ближневосточного региона пересматривают свои взгляды на взаимоотношения с США и КНР. По большому счету, Вашингтон в регионе не может предложить ничего нового, кроме проецирования собственной военной мощи. Такой подход давно изучен ближневосточными политологами и в значительной степени предсказуем. Поэтому руководители ближневосточных стран находятся в поиске новых путей диверсификации экономики, в том числе и за счет расширение рынка телекоммуникаций.