- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Фактор обеспечения национальной безопасности на парламентских выборах в Израиле

Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак сообщил в четверг 25 июля о слиянии его движения «Демократический Израиль» и партии МЕРЕЦ в блок левых партий «Демократический лагерь» в преддверии назначенных на 17 сентября повторных парламентских выборов в еврейском государстве. «Кампания за Государство Израиль началась. «Демократический лагерь» — это все мы, мы будем бороться, и мы победим», — написал Барак в Твиттере в четверг. 77-летний политик является бывшим начальником Генштаба Армии обороны Израиля (1991-1995). В 1997-2001 и в 2007-2011 гг. Барак был лидером левоцентристской партии Авода. В 1999-2001 гг. он возглавлял правительство Израиля, ранее он также занимал посты министра внутренних дел, министра иностранных дел и министра обороны. Действующий премьер-министр еврейского государства Биньямин Нетаньяху не смог сформировать правительственную коалицию по итогам состоявшихся 9 апреля 2019 года выборов, так как его поддержали лишь 60 из 120 депутатов Кнессета. 29 мая истек отведенный ему законом срок в 42 дня на создание правительства. Сам премьер инициировал и добился утверждения в первые часы 30 мая закона о самороспуске парламента. В результате повторные парламентские выборы впервые в истории состоятся в Израиле 17 сентября. В этой связи французские эксперты делают вывод о том, что, как в свое время в США, различные службы безопасности Израиля в настоящее время выведены из равновесия с точки зрения своей нейтральности в рамках предстоящих выборов. При этом такое положение дел сохраняется еще с предыдущих выборов в апреле. Тогда, как отмечают эксперты, основная часть аппарата безопасности страны была ближе всего в своих симпатиях к новой центристской «бело-голубой» оппозиционной группировке, возглавляемой бывшим начальником Генштаба ЦАХАЛа Бенни Ганцем, который бросил вызов премьер-министру Биньямину Нетаньяху менее чем за три месяца до дня голосования. Тогда к его партии присоединились два других бывших видных военачальника Израиля: Габи Ашкенази, начальник Генштаба в 2007-2011 годах и Моше Яалон, который занимал тот же пост с 2002 по 2005 год. Яалон был министром обороны у Нетаньяху, но быстро сменил свою политическую лояльность, когда премьер-министра обвинили в коррупции.
Игра Нетаньяху на страхах электората по вопросам безопасности в ходе избирательной кампании также подорвала степень его поддержки среди руководителей аппарата безопасности. Три из главных руководителей спецслужб, Надав Аргаман, глава Службы общей безопасности (ШАБАК), генерал Тамир Хейман, глава АМАН — военной разведки Израиля, и Авив Кохави, нынешний начальник Генерального штаба ЦАХАЛА и бывший глава АМАН, пытались убедить Нетаньяху занять более умеренную линию в отношении Палестинской национальной администрации (ПНА), в рамках чего предложили возобновить переговоры с ее главой Махмудом Аббасом. Таким образом они планировали укрепить его позиции на переговорах с ХАМАСом. Коллективная позиция этих руководителей силового блока на сегодня остается такой же: они считают, что без такого сближения с М.Аббасом новые столкновения в секторе Газа станут лишь вопросом времени. Однако их рекомендации были с ходу отвергнуты Б.Нетаньяху. Премьер-министр обвинил «бело-голубых» в том, что они  «мягко» относятся к ПНА, и фактически обвинил Хеймана, Аргамана и Кохави в том, что они поддерживают этот соглашательский курс. С позицией Б.Нетаньяху на сегодня согласен только Йоси Коэн, глава «Моссада». Считается, что Коэн имеет такое же влияние на израильского премьера, как и его жена Сара Нетаньяху. При этом Коэн имеет репутацию самого главного «ястреба» в силовом блоке Израиля. Французские эксперты полагают, что именно он в прошлом представлял премьеру доклады, обосновывающие некоторые спорные решения правительства в области безопасности и по палестинскому досье. Официально израильское разведсообщество не принимает активного участия во всеобщих выборах. Израильские военные и разведчики не должны выражать свои политические взгляды, и они не могут вступить в профсоюз. В 2007 году Кнессет принял закон, обязывающий руководителей спецслужб Израиля ждать три года после своей отставки до своего возможного прихода в политику. В этой связи основной задачей, которая возлагается на спецслужбы сейчас, — это адекватное реагирование на возможное внешнее вмешательство в выборы. В этой связи тот же Коэн активно вбрасывает информацию о том, что ряд стран готовятся самым серьезным образом влиять на выборы в Израиле путем взлома телефонов и почты кандидатов. В этой связи в первую голову называются тот же Бени Ганц и Эхуд Барак, а в качестве стран-агрессоров обозначаются Иран и Китай.
На этом фоне растет напряженность между Игалем Унной, главой Национального кибердиректората Израиля (INCD), и Надавом Аргаманом, директором ШАБАКа, по поводу роли каждого органа в рамках возможных угроз в области кибербезопасности. В то время как INCD должен заниматься расследованием таких случаев исключительно на основе оперативной информации от ШАБАКа, в настоящее время он сосредоточен в большей части на самостоятельном сборе данных с использованием технических средств. То есть, играет роль не вспомогательную, а как самостоятельный орган сбора разведданных. В этой связи руководство ШАБАКа сильно раздражено попытками INCD поставить под оперативный технический мониторинг банковский и коммуникационный сектор страны в интересах киберразведки. Сектор связи определяется законом, как часть компетенции ШАБАКа, в то время как банковский сектор контролируется исключительно Банком Израиля. Унна, который раньше возглавлял департамент кибер-инфраструктуры в ШАБАКе, занял пост руководителя INCD, которое было образовано путем слияния Национального кибербюро Израиля (INCB) и Национального управления кибербезопасности (NCSA) в конце 2017 года при прямом покровительстве нынешнего премьер-министра.