- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Нефтяной экспорт Иракского Курдистана: за кулисами договоренностей федерального центра и региона. Часть 3

Кроме материалов, размешавшиеся на портале Министерства природных ресурсов регионального правительства Курдистана (РПК), эксперты Иракского дома СМИ «В поддержку ценностей демократии и принципа прозрачности» обратились к веб-странице собственно регионального правительства Иракского Курдистана. Там, в феврале 2015 года была опубликована большая статья, посвященная описываемому предмету, которая стала одним из самых информативных источников для мониторинга, продемонстрировав образовавшиеся диспропорции во взаимных расчетах между сторонами и тенденции их возникновения. В обзор было включено краткое содержание статьи, вот ее основные тезисы:

  1. РПК остается полностью приверженным нефтяному соглашению с федеральным правительством и будет соблюдать закон о бюджете на 2015 год.
  2. РПК считает правильной выбранный формат действий, чтобы поставлять нефть, добываемую Региональным правительством Курдистана (РПК) для компании SOMO, а также содействовать экспорту нефти, добытой Северной нефтяной компанией в Киркуке.
  3. Пока что, федеральное правительство предоставило менее 20% суммы, которую оно должно передать региону в январе месяце, и ничего не предоставило за февраль до даты выхода статьи.

Далее, в статье, опубликованной 13 мая 2015 года, пресс-служба правительства заявило, что совместная встреча Совета министров Курдистана и представителей правительства Курдистана в федеральном правительстве согласовала следующее:

  1. Несмотря на обязательство регионального правительства Курдистана экспортировать необходимое количество нефти в соответствии с соглашением и законом о бюджете на 2015 год, к сожалению, федеральное правительство не обязано каким-либо конкретным нормативным актом направлять финансовые средства в Курдистан.
  2. Участники встречи подчеркнули необходимость продолжения решения проблем и вопросов посредством диалога и переговоров с федеральным правительством.
  3. Региональное правительство Курдистана привержено соглашению и закону о бюджете федерального правительства на 2015 год. Тем не менее, в случае, если диалог и переговоры с федеральным правительством не приведут к тому, что федеральное правительство не нарушит бюджетный закон и не направит финансовые взносы региональному правительству Курдистана, региональное правительство Курдистана (на основании статьи 3 статьи 11 Закона о бюджете 2015 года в соответствии с Законом № 5 от 2013 года, изданным Парламентом Курдистана) рассмотрит другие решения для обеспечения необходимого бюджета Курдистана.
  4. Совещание просило федеральное правительство решить проблемы между ним и Курдистаном в соответствии со своей политической программой и соблюдать Конституцию федерации.

Далее обзор коснулся информационных площадок уже иракского премьер-министра.

  1. Сайт председателя правительства в феврале 2015 г. объявил об одобрении Советом министров соглашения о нефти между федеральным правительством и региональным правительством Курдистана от 2 декабря 2014 года. И опубликовал объяснение по наиболее важным пунктам утвержденного документа.
  2. 16 февраля 2015 года на веб-сайте была опубликована сообщение о приеме премьер-министром Хайдером аль-Абади делегации Региона Курдистан во главе с президентом регионального правительства Курдистана Н.Барзани,  в котором, в частности, говорилось: «В ходе встречи были обсуждены финансовый бюджет и дебиторская задолженность региона Курдистан, включая подробности о количестве добытой и ожидавшейся нефти в добыче региона в 2015 году и взаимосвязь этого соглашения с экспортом региона объемов нефти, утвержденных в законе о бюджете… была подчеркнута важность решения технических проблем, сопровождающих процесс экспорта нефти из региона, для достижения согласованных показателей.

Таким образом, в развитие фактов, выявленных во второй части обзора, можно констатировать, что в основе схемы взаимных расчетов и самого формирования экспортного механизма были заложены вольные, или невольные ошибки, которые с самого начала процесса оказывали воздействие на него, накапливались и привели к цейтноту. Заметим, речь идет о чисто технической и организационной стороне вопроса, мы намеренно не касаемся фактора политического и коррупционной составляющей, которые много раз и подробно описывались в материалах сайта Института Ближнего Востока.

К таким ошибкам и просчетам мы относим:

— Завышенные плановые показатели добычи и поставок нефти, оказавшиеся в реальности меньше ожидаемых.

— Их фиксированную привязку к объему трансферов из бюджета, что привело к межуровневому конфликту между федеральным законом, который практически невозможно корректировать и меняющимися реальными отчислениями от экспорта. Этот фактор усугубился снижением мировых цен на нефть и недостаточно точной обязательностью механизма перевода трансферов, который проецировался на Конституцию и «удельный вес» региона, прописанный в ней.

— Путаницу в расчетах, когда, практически сразу в них вмешались текущие платежи и обязательства между центром и регионом, многие из которых стороны, в зависимости от собственных интересов, стали то включать в «нефтяные» деньги, то не включать.

Реакция регионального правительства Курдистана на характер реализации соглашения следует из следующих материалов мониторинга:

  1. За день до подписания нефтяного соглашения, на сайте правительства были опубликованы новости о пребывании главы правительства региона Н.Барзани, в иракской столице, в которых говорилось «мы находимся в Багдаде для разработки новых решений», …Багдадские встречи продолжаются в позитивной атмосфере».
  2. Через несколько часов после подписания дополнений к соглашению на сайте РПК публикуется обширный отчет, в котором премьер-министр регионального правительства Курдистана разъяснил нюансы соглашение между Эрбилем и Багдадом: «Нынешнее соглашение не является окончательным соглашением, но мы считаем, что это хорошее начало. Есть ряд остающихся проблем, и в течение этого периода мы должны обсудить и достичь окончательного соглашения».

«Это хорошее начало для обеих сторон, так что в течение шести месяцев и более, мы думаем, что сможем решить все проблемы и препятствия. В целом я могу сказать, что мы довольны этим соглашением и видим в нем хорошую перспективу для всех нас», — добавил Н.Барзани.

Курдская сторона предложила рассчитывать экспорт нефти в Иракском Курдистане каждые три месяца, потому что технически невозможно рассчитывать объемы на ежедневной основе, как указано в законе о бюджете для расчета общего экспорта, а не доли ежедневного экспорта.

Однако, далее, появляются материалы, свидетельствующие, что не все идет так хорошо, как хотелось бы: «Обе стороны привержены соглашению, но у Багдада нет средств, чтобы заплатить региону».

«Н.Барзани подтвердил, что обе стороны привержены соглашению, но правительство Ирака до начала расчета объемов, экспортируемых регионом один раз в три месяца, предупредило, что из-за финансового кризиса и нехватки наличных денег иракское оно не может отправить бюджет региона».

«Что касается соглашения, заключенного между Курдистаном и Ираком, Н.Барзани заявил СМИ, что наше соглашение с Багдадом находится в рамках закона о бюджете Ирака на 2015 год и требует экспорта 550 тысяч баррелей сырой нефти для Ирака, а Багдад взамен отправит долю Курдистана из федерального бюджета на 2015 год, в размере около триллиона и 200 миллиардов иракских динаров, но, к сожалению, они еще не выполнили это соглашение».

13 июня на сайте регионального правительства опубликовано «Коммюнике совместной встречи представителей Курдистана в Багдаде и председательства в Региональном правительстве Курдистана», в котором отмечается:

«Принимая во внимание приверженность регионального правительства Курдистана экспортировать необходимое количество нефти в соответствии с упомянутым соглашением и в соответствии с законом о бюджете на 2015 год,  мы, к сожалению, констатируем, что федеральное правительство, в свою очередь, не взяло на себя обязательства по выплате финансовых взносов в Курдистан. В то время как экономика Курдистана отягощена огромным бременем из-за сокращения доли региона в бюджете на 2014 год и войны с терроризмом, а также присутствием более полутора миллионов беженцев».

«Мы благодарим граждан Курдистана за то, что они до сих пор терпеливы, и благодарим наших подрядчиков за то, что они не остановили свои проекты год назад», — заявил Кубад Талабани, заместитель премьер-министра регионального правительства Курдистана.