- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Фактор иностранных наемников в ливийском конфликте

Иностранное вмешательство в ливийский конфликт всё более принимает формы не только участия в нем отдельных стран, но и группировок наемников. Участники борьбы с той и другой стороны ранее обращались к услугам последних, но сейчас их участие в битве за Ливию заметно расширяется.

Поводом для обвинений в этом фельдмаршала Халифы Хафтара, как ни странно, стало уничтожение 26 июля текущего года двух украинских Ил-76, по данным ряда источников, принадлежащих частной компании. Они согласно данным итальянских СМИ, перевозили в Ливию не только оружие и боеприпасы из ОАЭ, но и зарубежных наемников. Тогда же погиб отставной военный летчик, уроженец города Мелитополь. Произошло это на базе Джуфра, расположенной более чем в 600 км к югу от Триполи.

Также появились сообщения, что удар был нанесен по месту переброски наемников на базе Джуфра. Согласно официальным данным источников Сараджа, в результате был «уничтожен ангар с БПЛА, принадлежащих противнику». Впрочем, не уточнялось, чьи именно это были аппараты.

Важно указать, что Джуфра сегодня служит для сил Хафтара оперативной и заправочной базой, своего рода мостом, соединяющим города на востоке и западе страны, а  также и хабом для переброски иностранных «псов войны».

В свою очередь, на следующий день источники Хафтара сообщили об осуществленном его силами налете, в результате которого были уничтожены «более десяти тщательно отобранных целей», включая «базу в районе Сирта на востоке страны, операционные центры, средства ПВО, склады оружия и военная школа в Мисрате».

Однако этим самым они явно не смогли нейтрализовать угрозу от турецких ударных БПЛА.

Впрочем, нельзя сказать, что руководство сил Хафтара «проспало» появление этого оружия у боевиков Сараджа. Они располагали соответствующими сведениями и в начале июля текущего года ВВС ЛНА предприняли рейд, в ходе которого уничтожили «командный центр беспилотных летательных аппаратов в Митиге», единственном на тот момент функционирующем аэропорту Триполи, что привело к краткой приостановке из него полетов.

Однако полноценно данную угрозу устранить не удалось, что и продемонстрировал удар, нанесенный силами Сараджа по Джуфре 26 июля.

 

Заметим, что обратиться к услугам иностранных «солдат удачи» Хафтар вынужден из-за того, что после перехода в 2018-19 гг. под его контроль огромных территорий на юге и востоке страны он не в состоянии одновременно удерживать их и проводить дальнейшие наступательные операции.

Это наглядно продемонстрировали с начала апреля текущего года его неудачные попытки захвата Триполи, в ходе которых он не только не смог овладеть этим городом, но и на ряде направлений был вынужден оставить ранее завоеванные позиции.

Во многом это было обусловлено усилением военно-технической помощи правительству Ф. Сараджа со стороны Италии, Катара и Турции. В том числе речь идет о доставленных недавно Анкарой в район ливийской столицы как минимум двух эскадрилий БПЛА, одна из которых и отметилась в вышеуказанном уничтожении украинских транспортников.

И в этих условиях Хафтару ничего не оставалось, кроме как обратиться к услугам все новых наемников. В частности, суданское Radio Dabanga в конце июля текущего года объявило о прибытии в Ливию первой группы из 1000 боевиков из Судана. Всего же он заручился поддержкой как минимум 4000 суданцев.

Предположительно, основная часть этого контингента расположится в «нефтяном полумесяце» страны, имея главной задачей защиту ливийской нефтегазовой инфраструктуры.

Делается это для освобождения от охранных функций подразделений Хафтара, состоящих в основном из коренных ливийцев.

Кроме того, наемники должны будут парировать вылазки в южной части Ливии чадских и суданских же боевиков из печально знаменитого еще по событиям в Дарфуре ополчения «Джанджавид». Они, согласно заявлениям околохафтаровских источников, были, в свою очередь, наняты правительством Ф.Сараджа.

Наемники, поддерживающие Халифу Хафтара, также в основном являются членами арабских племен Дарфура и некоторые из них принадлежат к так называемым «Силам быстрой поддержки» (СБП), военизированным формированиям, участвовавшим в последнее время во внутрисуданском конфликте.

Согласно ливийским источникам, их лично вербовал заместитель главы суданского Военного совета Мухаммед Хамдан Делго (он же Хемидти), предложив высокую заработную плату, размер которой точно неизвестен.

Кроме того, информацию о переброске «сотен наемников в Ливию через Судан» в конце июля текущего года сообщили и катарские источники. В частности, они растиражировали «секретные документы, свидетельствующую об использовании суданского воздушного пространства» для перевозки «солдат удачи» из Судана и некоторых других африканских стран. Речь шла, в частности, о разрешительных документах, выданных посольством ОАЭ суданскому МИД, на пролет самолетов C130 и G17, принадлежащим эмиратским вооруженным силам, через воздушную границу страны и посадку в аэропорту Эль-Генейна в западном Судане.

По данным катарских источников, далее самолеты ОАЭ принимали на борт суданских и прочих наемников и отправляли их в Ливию и также в Эритрею (в последнем случае для участия в йеменском конфликте).

Переброскам наемников содействует и Египет. Данная тема звучала на переговорах Халифы Хафтара с главой египетской разведки Аббасом Камелем в Бенгази, состоявшимся в конце июля текущего года.

Как бы там ни было, в общем и целом подобные шаги могут свидетельствовать о подготовке к новому и более серьезному наступлению сил ЛНА на ливийскую столицу.

Однако возникает вопрос – сможет ли появление суданских наемников переломить патовую ситуацию вокруг Триполи и перевесить в сумме итало-катарско-турецкую военно-техническую помощь? Во всяком случае, представляется сомнительным, чтобы они стали серьезной альтернативой полученным из Турции БПЛА и прочим образцам военной техники, благодаря чему силы Хафтара во время предстоящего наступления рискуют оказаться «прижатыми» к земле.

Известно, что база турецких БПЛА находится в районе населенного пункта Гарьян, захваченного в апреле текущего года силами ЛНА, который в июне они оставили.

Таким образом, силы Хафтара кроме суданской «пехоты» нуждаются в получении современных средств ПВО и РЭБ, с помощью которых они могли бы гарантированно нейтрализовать подобную угрозу.

Из числа поддерживающих его стран ее могут оказать Россия и Франция. Учитывая, что время не ждет и что готовящийся очередной штурм Триполи должен быть предпринят не позднее начала сентября текущего года, соответствующую технику придется поставлять с уже обученным личным составом. То есть, одними «дешевыми» суданскими наемниками без получения наемников более квалифицированных данную проблему вряд ли возможно безболезненно решить.

И, судя по всему, такую помощь Хафтар получит.

Не исключено, что здесь попытается подсуетиться Франция, тем более, что в Ливии как минимум с 2016 г. активно работает Главное управление внешней безопасности (DGSE), когда стало известно о гибели одновременно троих ее агентов в сбитом вертолете сил Хафтара.

По имеющейся информации, представители этой спецслужбы координируют поставки вооружений в Ливию силами Хафтара (также в июле вспыхнул скандал с появлением у них новейших французских ПТРК, прибывших туда вместе с расчетами), а также высококвалифицированных наемников.

Возможно, России также следовало бы применить там на практике полученный опыт по борьбе с БПЛА в Сирии.