- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2019 года)

В июле 2019 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка, которую можно охарактеризовать как хрупкая стабильность. Правительство страны сталкивается с угрозами в деле обеспечения безопасности, серьезными проблемами в экономической и социальной сферах. Трудно идет восстановление районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Ситуация усугубляется противоречиями и соперничеством между политическими силами Ирака. Несмотря на разгром основных сил ИГ и некоторое снижение уровня террористической активности, положение дел в сфере безопасности в ряде районов страны остается нестабильным. Продвигается, хотя и с заметными трудностями, процесс урегулирования спорных проблем в отношениях между федеральным правительством в Багдаде и руководством Иракского Курдистана в Эрбиле. Высокой активностью характеризуется внешнеполитическая деятельность руководства Ирака. «Главным внешнеполитическим вызовом для Ирака продолжает оставаться противостояние между США и Ираном, одной из арен которого грозит стать Ирак».

Ситуация в сфере безопасности в ряде районов Ирака остается нестабильной, с элементами напряженности. И это, несмотря на поражение основных сил группировки «Исламское государство».

В минувшем месяце в стране продолжали активно действовать террористы различных экстремистских группировок, главным образом ИГ. В то же время в июле не был совершено крупных терактов.

В прошедшем месяце на севере Ирака вооруженные силы Турции продолжали проводить операцию «Лапа» против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). В рамках этой операции турецкие ВВС наносили интенсивные удары по боевикам РПК. Всего в июле было нанесено 15 авиаударов по объектам противника – 1, 5, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 21, 25, 28, 29 и 31 июля (в июне 11 авиаударов). Кроме того, турецкая артиллерия обстреливала районы на севере Ирака, нанося удары по предполагаемым расположениям боевиков РПК.

12 июля Минобороны Турции объявило о начале новой антитеррористической операции на севере Ирака под кодовым названием «Лапа-2». В ней приняли участие сухопутная техника, беспилотники и боевые вертолеты. Действия спецназа поддерживала артиллерия. Целью операции объявлено уничтожение укрытий террористических организаций в северном приграничном иракском регионе Хакурк. Во время первого этапа этой операции, начатого в конце мая, турецкие военнослужащие ликвидировали в Ираке 61 бойца РПК, согласно официальным заявлениям турецкого военного ведомства. Аналитики, как турецкие, так и иностранные, неоднократно говорили о том, что в планах Турции не просто уничтожить ячейки РПК, но и закрепиться на «зачищенных» территориях, сделав их зоной своего исключительного влияния.

Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу заявил 10 июля, что Анкара и Багдад договорились принять общие меры безопасности против партизан РПК в Ираке. Министр сделал это заявление после встречи в Анкаре с иракской делегацией, которую возглавлял глава МИД Ирака М.А.аль-Хаким. Чавушоглу также отметил, что обе стороны согласились с тем, что РПК «должна быть вытеснена не только из Синджара, но и со всего Ирака». Согласно заявлению иракского МИД, встреча была посвящена обсуждению вопросов «сотрудничества в сфере безопасности, борьбе с терроризмом и взаимной координации».

Тем временем наземные и воздушные операции в Турции в Иракском Курдистане вызывают протесты правительства курдской автономии, поскольку «они приводят к жертвам среди мирных жителей, повреждению частной собственности и к возникновению лесных пожаров». Курдский региональный парламент 6 июля выступил с осуждением авиаударов, нанесенных турецкой авиацией по пограничным районам Иракского Курдистана, и приведших к жертвам среди гражданского населения. Спикер курдского парламента В.Фарид призвала иракское правительство «выполнить свои конституционные обязательства, поскольку оно отвечает за сохранность границ, в том числе в Курдистане». Она также призвала правительство Ирака выплатить компенсации семьям, пострадавшим в результате столкновений между Турцией и РПК вдоль пограничной полосы курдской автономии.

17 июля в результате вооруженного нападения в столице курдской автономии Эрбиле был убит сотрудник (вице-консул) генконсульства Турции. МИД Ирака осудил убийство турецкого дипломата и сопровождающего его иракца. Управление безопасности Эрбиля сообщило 20 июля о задержании террористов, совершивших нападение на сотрудников турецкого генконсульства. По данным курдских спецслужб, атаку на дипломатов осуществили четыре террориста. Турецкие власти 25 июля сообщили, что организаторы убийства турецкого вице-консула в Эрбиле были ликвидированы в ходе операции спецслужб Турции.

В минувшем месяце Корпус стражей исламской революции (КСИР) Ирана «организовал многоцелевое наступление на позиции террористов вдоль иранской границы с Иракским Курдистаном». В Тегеране сообщили, что «в ответ на недавние террористические акты на северо-западе и западе Ирана и после предварительного предупреждения Ирана должностным лицам Иракского Курдистана о недопущении использования террористами его территории для совершения террористических актов, а также халатности Иракского Курдистана в этом отношении, КСИР начал обстреливать террористические объекты и их тренировочные лагеря на общих границах с 10 июля». В обстрелах объектов боевиков иранская сторона задействовала реактивные установки залпового огня, беспилотники и артиллерию сухопутных войск КСИР. Сообщается о нанесении ударов «по активным базам террористов», в результате которых «большое количество террористов было убито и ранено». В Тегеране ожидают, что «Иракский Курдистан серьезно отнесется к предупреждениям Ирана и не позволит террористам использовать его территорию». Со совей стороны, правительство иракской курдской автономии выразило озабоченность в связи с бомбардировкой пограничных районов Иракского Курдистана.

Лидеры «Исламского государства» стремятся консолидироваться и создать условия для «возможного возрождения в иракских и сирийских центральных районах», – говорится в новом докладе экспертов ООН Совету Безопасности всемирной организации, опубликованном в конце июля. В документе подчеркивается, что данный процесс больше всего продвигается в Ираке, где главарь ИГ А. Б. аль-Багдади и большая часть руководства группировки нашли прибежище после падения так называемого Халифата.

В Сирии и Ираке остается примерно 15 тыс. боевиков «Исламского государства», сообщил спецпредставитель США по Сирии Д. Джеффри. По его словам, «все эти боевики составляют единый фронт».

На всем протяжении минувшего месяца иракская армия и ополченцы продолжали выявлять укрытия и опорные базы террористов ИГ на территории страны и наносить по ним удары. Не прекращаются поиски боевиков «Исламского государства», которые скрываются в пустынных областях Ирака. Правительственные силы регулярно проводят мероприятия с целью выявления подпольных групп ИГ, однако искоренить их полностью пока не удается.

Джихадисты из ИГ продолжают действовать на территории курдской автономии. 31 июля они совершили нападение на контрольно-пропускной пункт сил безопасности Иракского Курдистана в районе Гармиян.

Не снижается активность боевиков «Исламского государства» в северной провинции Киркук. В конце июля силы 14-й дивизии иракской армии провели здесь спецоперацию с целью разгрома укрытий террористов и обнаружению самодельных взрывных устройств (СВУ).

В соседней провинции Найнава также не прекращаются вылазки боевиков ИГ. В начале июля формирования шиитского ополчения «Аль-Хашд Аш-Шааби» провели спецоперацию, направленную на поиск и уничтожение подпольных групп ИГ в пустынных районах провинции. На юго-западе провинции  был уничтожен лагерь по подготовке террористов. На его территории были обнаружены электронная аппаратура, оружие, взрывчатые вещества и медикаменты. Кроме того, в данном районе проведены операции, в ходе которых были ликвидированы 16 укрытий террористов ИГ, десятки минометных снарядов, а также вывезены и уничтожены в безопасном месте 24 СВУ.

Подразделение спецназа иракской армии провело 24 июля операцию против террористов ИГ, скрывающихся в горном районе Джебель-Синджар у границы с Сирией.

В конце минувшего месяца в провинции Найнава прошла операция курдских сил пешмерга, направленная на поиск и ликвидацию «спящих ячеек» ИГ. Обыски прошли в районе города Синджар в западной части региона.

7 июля командование Вооруженных сил Ирака объявило о начале масштабной операции «Воля к победе» против боевиков «Исламского государства» в районах, прилегающих к границе с Сирией в провинциях Найнава и Анбар, а также в соседней с ними провинции Салах-эд-Дин. Действия войск и ополченцев поддерживали ВВС Ирака и авиация коалиции во главе с США. Помимо регулярных войск, в ней участвовали силы ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» и ополченцы суннитских племен «Хашд аль-Ашаир». Правительственным силам противостояли порядка тысячи террористов ИГ, которые в последнее время заметно активизировали свои вооруженные вылазки. Войска и ополченцы уничтожили несколько лагерей и укрытий боевиков, нанеся противнику существенные потери. Захвачены склады с оружием и взрывчаткой, минометы, техника связи и несколько мотоциклов, которые террористы используют для своих нападений. Войска вели наступление от провинции Салах-ад-Дин в центральной части Ирака до провинции Анбар на западе страны. Глава иракского правительства А.А.Махди отметил, что операция «Воля к победе» призвана решить проблему присутствия бандгрупп террористов ИГ на обширном пространстве западных границ Ирака.

20 июля иракская армия и ополченцы приступили ко второй фазе операции «Воля к победе» против банд террористов, действующих к северу от Багдада. Командование ВС Ирака заявило: «Целью операции, которая проводится под патронажем главы правительства А.А.Махди, является восстановление безопасности и стабильности в районах, расположенных к северу от Багдада, и прилегающих к нему регионах соседних провинций Дияла, Салах-эд-Дин и Анбар». Премьер-министр Ирака А.А.Махди, посетивший армейский штаб, подчеркнул важность тесного взаимодействия между военнослужащими и местным населением, что, по его словам, должно обеспечить «успешное выполнение поставленных перед операцией целей и позволит нормализовать снабжение отдаленных от центра районов».

25 июля правительственные силы завершили вторую часть операции «Воля к победе», в ходе которой были совершены масштабные рейды к северу от Багдада, что «позволило восстановить безопасность в десятках населенных пунктов. В ходе операции были обнаружены «спящие ячейки» ИГ и  уничтожены склады их вооружений и подземные тоннели.

Не прекращаются операции иракской армии и шиитских ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби» против боевиков «Исламского государства» в провинции Салах-эд-Дин, где они до сих пор скрываются в безлюдных и малолюдных районах или действуют под видом мирных жителей. Командование операцией в провинции сообщило, что в ряде населенных пунктов военные обнаружили схроны с оружием различных видов и уничтожили штабы террористов. Ликвидировано около 50 различных укрытий подпольных ячеек боевиков ИГ.

В середине июля иракская армия, силы полиции при поддержке ВВС Ирака и авиации международной коалиции во главе с США провели операцию против укрытия боевиков ИГ в пустынной местности к западу от города Байджи на севере провинции Салах-эд-Дин.

29 июля боевики ИГ совершили нападение на нефтяные месторождения Аджил и Аллас в провинции Салах-эд-Дин.

31 июля иракская армия провела спецоперацию с целью выявления и уничтожения «спящих ячеек» ИГ на границе между провинциями Дияла и Салах-эд-Дин.

Несмотря на неоднократное проведение правительственными силами спецопераций в провинции Дияла по зачистке территории региона от остатков бандформирований ИГ, боевики по-прежнему скрываются в некоторых труднопроходимых районах у границы с Ираном и периодически совершают нападения на правительственные силы безопасности.

6 июля было пресечено нападение боевиков ИГ на позиции сил безопасности вблизи административного центра Ас-Саадия на северо-востоке провинции Дияла.

Подразделения вооруженных сил Ирака и ополченцы 12 июля начали очередную операцию по преследованию остатков террористических формирований «Исламского государства» в провинции Дияла.

Спецоперация по поиску «спящих ячеек» ИГ прошла в начале минувшего месяца в Багдаде.

Неспокойная обстановка сохраняется в западной провинции Анбар. Здесь иракские военные и ополченцы практически постоянно проводят спецоперации против боевиков «Исламского государства» с целью обнаружения и ликвидации «спящих ячеек» джихадистов, схронов, а также джихад-мобилей. В июле подразделения иракской армии провели операцию по разминированию жилых домов в провинции Анбар.

28 июля департамент разведки «Ас-Сукур» заявил о срыве нападений, которые были запланированы в Багдаде, Басре, Эрбиле и других крупных городах в Ираке. Сообщается, что «эффективная работа была проведена в результате тесного сотрудничества между разведывательными службами Ирака и Иракского Курдистана. В результате масштабных операций удалось добиться уничтожения десятков и ареста сотен террористов, в том числе 160 в Найнаве, 40 в Багдаде и 4 в Басре.

Таким образом, по состоянию на 1 августа 2019 года, боевики «Исламского государства» продолжали действовать на территории Ирака, главным образом в провинциях Киркук, Найнава, Салах-эд-Дин, Анбар и Дияла. Наибольшую активность террористы проявляют в пустынных и горных районах в этих провинциях. Кроме того, «спящие ячейки» ИГ подпольно действуют в других регионах Ирака.

Интенсивно продолжают действовать иракские ВВС. В минувшем месяце основные усилия правительственной авиации были направлены на поддержку сухопутных войск в провинциях Найнава, Салах-эд-Дин и Анбар.

Авиация и артиллерия западной коалиции во главе с США интенсивно наносила удары по объектам джихадистов на иракской территории, что свидетельствует о сохраняющейся активности боевиков ИГ. По информации американского командования, удары наносятся по боевым подразделениям и боевым позициям джихадистов, маршрутам снабжения, складам боеприпасов, различным сооружениям, укрытиям и тоннелям. В боевых действиях в Ираке участвуют как пилотируемые боевые самолеты и вертолеты, так и ударные беспилотники. Удары наносят реактивные установки залпового огня и орудия полевой артиллерии. Ведется воздушная разведка иракской территории. По утверждению командования коалиции, все авиационные и артиллерийские удары на территории Ирака наносятся по согласованию с правительством и военным руководством этой страны. В июле авиация западной коалиции не понесла боевых потерь в ходе действий в Ираке.

По информации командования коалиции, по меньшей мере, 1321 мирный житель погиб в результате ударов, нанесенных силами союзников в Ираке и Сирии за все время проведения операции против «Исламского государства» с лета 2014 г. Всего коалиция нанесла с августа 2014 г. по конец июня 2019 г. 34 514 ударов по территории Ирака и Сирии.

По сообщениям арабских СМИ, лагерь ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби» на севере Ирака в провинции Салах-эд-Дин в районе Амирли недалеко от города Туз-Хурмату подвергся 19 июля воздушной атаке. Говорится о погибших и раненых среди ополченце. Кроме того, в лагере находились иранские военные советники из КСИР, а также располагался склад с иранскими ракетами. По информации командования ВС Ирака, удары по лагерю нанес неизвестный беспилотник. По словам иракских военных, на базе находились ракетные пусковые установки, и за базой следили силы международной коалиции. Пентагон заявил, что не причастен к авиаудару. В Тегеране утверждают, что за ударом по базе «Аль-Хашд аш-Шааби» стоит Израиль.

СМИ сообщили, что 29 июля были нанесены удары с воздуха по Кемп Ашраф, бывшей базе иранского оппозиционного движения «Муджахеддин аль-Хальк». Объект расположен в 80 км от иранской границы и в 40 км к северо-западу от Багдада. В нанесении этого удара также подозревается Израиль. В то же время некоторые эксперты полагают, что за ударами по базам проиранских вооруженных формирований стоят США.

Иракское правительство прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной помощи.

Вместе с тем, как показывает ход военных действий в стране, боеспособность иракской армии и шиитских ополченческих формирований, а также курдских вооруженных сил пешмерга, несмотря на имеющийся прогресс, в целом все еще остается низкой. Негативно на положении дел в армии и других силовых структурах отражается и продолжающееся жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

Наиболее масштабную военную и военно-техническую помощь оказывают Ираку Соединенные Штаты. Эксперты считают, что «политическая, военная и экономическая зависимость нынешнего багдадского режима от США еще велика».

1 августа премьер-министр Ирака А.А.Махди издал указ, обязывающий все военизированные отряды, действующие на территории страны, прекратить отношения с политическими силами и присоединиться к единой национальной армии. Премьер распорядился закрыть штаб-квартиры и отделения военизированных формирований до 31 июля и пообещал «предать суду любые военизированные формирования, которые гласно или скрытно действуют за рамками иракского законодательства». Подчеркивалось, что упраздняются все названия отдельных отрядов ополчения, которые были им присвоены во время боевых действий против боевиков ИГ. Указ предоставил ополченцам возможность либо стать «неделимыми» частями ВС, которые не имеют политической принадлежности, и подчиняться всем его правилам, либо перейти в службы безопасности политических партий, которые носят оружие только для защиты своих лидеров и штаб-квартир.

Глава правительства указал, что в ближайшее время будет издан особый приказ по поводу реструктуризации и реформирования шиитского народного ополчения. В этой связи особо отмечается, что все пункты распоряжения Махди относятся и к отрядам ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби». Так, на основании указа не будет никакой разницы между членами «Аль-Хашд аш-Шааби» и армии с точки зрения их обязанностей и правил поведения. А.А.Махди поклялся считать нелегитимными любые вооруженные группировки, действующие под руководством «Аль-Хашд аш-Шааби», если они будут нарушать армейский устав. Согласно указу, «все силы «Народной мобилизации» должны действовать как неделимая часть вооруженных сил и подчиняться одним и тем же правилам». По истечению срока все не выполнившие указ ополченцы будут считаться вне закона. Политические наблюдатели считают, что этот «шаг был сделан на фоне обеспокоенности иракских властей возможным превращением их страны в поле битвы между Ираном и США».

Указ А.А.Махди относительно включения «Аль-Хашд аш-Шааби» в официальные вооруженные силы является первым необходимым условием для построения сильного государства», — заявил влиятельный шиитский политики и религиозный проповедник М.ас-Садр. Вместе с тем, М.ас-Садр обеспокоен в связи с «возможной неправильной реализацией этого указа». Он призвал формирования, созданные при его участии, «первыми перейти под юрисдикцию иракских вооруженных сил, закрыть свои штабы и отказаться от независимых действий».

Проиранская группировка «Катаиб Хизбалла» раскритиковала попытку главы правительства обуздать независимость «Аль-Хашд аш-Шааби».

Генеральный секретарь шиитского движения «Асаиб Ахль аль-Хакк» Хазали призвал к сохранению ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» в составе военной организации Ирака, предупредив о «попытках некоторых врагов [иракского народа] подорвать безопасность и стабильность в стране» По мнению Хазали, «отряды «Аль-Хашд аш-Шааби» лояльны центральной власти Ирака».

«Аль-Хашд аш-Шааби» не будут полностью интегрированы в иракскую армию, заявил 9 июля представитель МИД Ирана, комментируя указ премьер-министра Ирака. Он сказал, что целью А.А.Махди является реорганизация ополченцев «Аль-Хашд аш-Шааби» и только Ирак может вносить какие-либо изменения или принимать решения в их отношении, если это необходимо, но указ премьера не означает, что все шиитские ополченцы станут частью национальной армии.

10 июля А.А.Махди отметил, что «некоторые стороны» решили выступить против решения о присоединении ополченцев к регулярной армии «и хотят, чтобы шиитские ополченцы остались неподчиненными армейскому уставу». 11 июля премьер-министр пригрозил ополченцам «Аль-Хашд аш-Шааби» роспуском в том случае, если они откажутся стать частью иракских вооруженных сил.

Отметим, что, несмотря на громкие и жесткие заявления А. А. Махди, по состоянию на 1 августа информации о завершении или хотя бы о ходе выполнения указа главы правительства от 1 июля не поступало.

29 июля правительство Ирака объявило о планах строительства «новейшей военно-морской базы в соответствии с международными стандартами в провинции Басра» в районе порта Фао. «База позволит иракским силам быстро реагировать на любую грозу и обеспечивать безопасность судоходных путей».

Поддержка правительства Ирака и народа этой страны входит в число приоритетных направлений политики Ирана, заявил 4 июля министр обороны ИРИ генерал А.Хатами в беседе по телефону со своим иракским коллегой Н.Х.Али аль-Шаммари. Хатами призвал к углублению оборонных связей между двумя странами для укрепления безопасности на Ближнем Востоке. Шаммари, со своей стороны, выразил благодарность Ирану за помощь и поддержку в борьбе с терроризмом и призвал к расширению двусторонних отношений в военной сфере. «У Ирака и Ирана много общих интересов, и их безопасность и стабильность взаимосвязаны», — добавил иракский министр.

В июле в Ирак была доставлена из России вторая партия боевых машин пехоты БМП-3М для сухопутных войск страны. Контракт на приобретение Ираком БМП-3М был подписан еще в 2014 г., но его реализация затягивалась ввиду различных проблем. Всего Ираку должно быть поставлено до 500 машин этого типа. Первая партия БМП-3М была доставлена в Ирак в августе 2018 г.

В июле международная правозащитная организация Human Rights Watch раскритиковала власти Ирака за содержание тысяч заключенных, включая детей, в унижающих достоинство и «бесчеловечных» условиях. Указывается на «крайнюю переполненность» трех следственных изоляторов в провинции Найнава, где содержатся в основном обвиняемые в терроризме. В заявлении организации отмечается, что три центра рассчитаны на содержание 2500 человек, но в них содержится около 4500 заключенных.

В июле 2019 года внутриполитическая обстановка в Ираке оставалась сложной. Правительство страны сталкивается с угрозами безопасности, серьезными экономическими трудностями и задачей восстановления районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с террористической группировкой «Исламское государство». Нерешенными остаются такие болезненные для общества проблемы как безработица, особенно среди молодежи, и регулярные перебои в снабжении населения электроэнергией и водой, прежде всего, на юге страны. Ситуация усугубляется противоречиями и соперничеством между основными политическими силами Ирака.

Эксперты отмечают, что Ирак слишком медленно восстанавливается после трехлетней войны с «Исламским государством». Безработица составляет 10%. Особенно сложно найти работу молодым специалистам. В 2019 г. правительство Махди выделило 52 млрд долларов на зарплаты, пенсии, соцобеспечение, но этого не достаточно, поскольку в стране создается меньше рабочих мест, чем количество молодых специалистов, которые выпускаются из учебных заведений. Молодежь составляет 60% населения Ирака. Не у дел находятся 17% молодых людей и 27% девушек. Актуальной проблемой остается высокий уровень бедности. На юге страны она составляет 30%. Иракцы не удовлетворены качеством коммунальных услуг. Перебои с подачей воды и электричества (особенно в южной провинции Басра), разбитые, неотремонтированные дороги — обычное явление в населенных пунктах страны. Остро стоит жилищный вопрос. Половина иракских домохозяйств перенаселена.

Сохраняется и потенциал для нового конфликта между шиитами и суннитами. Так, в июле проходили акции протеста суннитов в Киркуке, которые требовали не назначать на пост губернатора этой провинции курда Т.Д.Амина. Лидер партии «Илли» Р.Сари требовал назначить на пост губернатора турокмана. Характерно, что протестующие скандировали лозунги в честь бывшей правящей в Ираке партии Баас и бывшего руководителя страны С.Хусейна

Власти пытаются вести борьбу с коррупцией. 23 июля премьер-министр А.А.Махди заявил, что иракским судом были выданы ордера на арест 11 министров и других высокопоставленных чиновников, подозреваемых в коррупции. Глава правительства сообщил, что за последние шесть месяцев специальные комитеты рассмотрели 1267 случаев коррупции, а затем направили их в суды. Еще 4117 дел находятся в стадии рассмотрения. Махди уточнил, что на сегодняшний день выдано в общей сложности 1593 ордера на арест лиц, признанных виновными в причастности к коррупции, 497 из подозреваемых уже арестованы. Иракский парламент планирует отменить иммунитет для 30 депутатов, которые подозреваются в коррупции и других преступлениях, находящихся на рассмотрении суда. Что касается министров, подозреваемых в коррупции, то, что нынешние и бывшие члены правительственного кабинета не защищены юридическими иммунитетами, поэтому они могут быть немедленно привлечены к ответственности.

Высшая Независимая Избирательная Комиссия Ирака сообщила 22 июля, что запланировала проведение выборов в провинциях страны на 1 апреля 2020 г. Решение было принято после того, как парламент внес поправки в закон о выборах.

Всемирный банк, согласно подписанному соглашению, предоставит Ираку в общей сложности 200 млн. долларов на модернизацию электросети страны. Об этом 7 июля заявило Министерство финансов Ирака.

Важные политические процессы происходили в минувшем месяце в Курдском автономном районе Ирака.

10 июля Масрур Барзани принял присягу в качестве премьер-министра правительства иракской курдской автономии. По словам нового премьера, первостепенными задачами для него станут борьба с коррупцией и проведение реформ. Барзани пообещал быть нетерпимым к коррупционерам и обеспечить прозрачную работу кабинета министров. В центре внимания правительства будет то, как построить более прочные отношения и партнерские отношения с Багдадом», — сказал он, добавив, что постарается решить «те проблемы, которые на самом деле держали нас в стороне». Барзани подтвердил, что одной из главных целей кабинета остаются военные, административные и финансовые реформы. В новом кабинете 19 министров, и еще 3 министра занимают министерские должности «государственных министров.

15 июля было проведено заседание курдского регионального правительства, на котором особое внимание было уделено борьбе со взяточничеством. Кроме того, была подчеркнута необходимость «нахождения должностных лиц на своих местах в течение нескольких дней в неделю и запрета покидать место работы во время исполнения своих служебных обязанностей».

Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) 11 июля достигли соглашения о кандидате на пост губернатора провинции Киркук, договорившись о кандидатуре Т.Раджаба. Вскоре стороны намерены обсудить избрание нового губернатора Киркука с иракским руководителями в Багдаде. ДПК заявила, что не будет участвовать в выборах в провинции Киркук до стабилизации ситуации в этом регионе. ДПК выступает за формирование единого фронта из всех курдских фракций для участия в выборах в Киркуке.

Продолжается, хотя и со значительными трудностями, сложный процесс урегулирования целого ряда спорных проблем в отношениях между федеральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле.

Представитель секретариата кабинета министров Ирака 9 июля сообщил о готовности Багдада «в качестве вынужденной меры» объявить о приостановке перечисления Эрбилю сумм, причитающихся курдской автономии в рамках федерального бюджета. Эта мера станет ответом на невыплату сумм, от продажи нефти региона. Курдская автономия задолжала федеральному центру за 3,5 млн. баррелей нефти, причем рассчитаться за она должна будет по мировым ценам, а не по той, что заложена в бюджете – 56 долларов за баррель.

16 июля в Багдаде премьер-министр Ирака А.А.Махди принял главу курдского регионального правительства М.Барзани. Махди отметил, что вскоре начнутся переговоры по техническим вопросам, остающимся между центральным и региональными правительствами. М.Барзани возглавил высокопоставленную курдскую правительственную делегацию в ходе своего первого визита в Багдад со времени избрания премьер-министром. Ранее в этот же день М. Барзани провел встречу с президентом Ирака Б.Салихом.

19 июля М.Барзани заявил, что, несмотря на продолжающиеся проблемы, [Иракский] Курдистан остается другом и союзником Запада и партнером в регионе. Курдский премьер вновь призвал западных союзников помочь курдской автономии «обеспечить будущее для перемещенных лиц и населения Курдистана». М.Барзани отметил, что, будучи премьер-министром Иракского Курдистана, он проведет реформы, которые перенимают лучшую мировую практику и обеспечат подотчетность для всех видов государственной службы. «Мое правительство создаст диверсифицированную экономику, которая обеспечивает растущее процветание для всех. Мы примем законодательство, чтобы сделать Курдистан привлекательным местом для инвесторов. Мы будем интегрировать и модернизировать наши вооруженные силы. И мы будем трансформировать государственные службы и бороться с коррупцией, чтобы правительство служило людям, а не наоборот. Вовлечение нас в политическом и финансовом плане будет иметь важное значение для этой трансформации, и я призываю наших друзей сделать это». Курдский премьер далее отметил: «Я также предприму шаги, чтобы восстановить отношения между Эрбилем и Багдадом, которые оставались ненадежными в течение последних 16 лет. Большую часть этого времени мы по существу управляли собой сами, хотя и не порвали нашу связь с Ираком». По мнению Барзани, приоритетной задачей сейчас является «создание сильного, стабильного региона Курдистан, закрепленного в международном сообществе».

25 июля президент курдской автономии Н. Барзани принял делегацию правительства Ирака, прибывшую в Эрбиль для переговоров по решению вопросов, стоящих между федеральным центром и курдской автономией. Барзани высоко оценил важность совместного комитета, который был сформирован Эрбилем и Багдадом для этих целей, и подтвердил свою поддержку его работе. В составе делегации были министр финансов Ирака Ф.Хусейн и министр нефти Т. Гадбан. Ранее, 24 июля делегация встретилась с премьер-министром курдской автономии М.Барзани, чтобы обсудить вопросы спорных территорий, экономические вопросы, бюджет и нефть и газ.

Министерство иностранных дел Ирака в июле приняло решение об открытии двух филиалов в городах курдской автономии — Эрбиле и Сулеймании. Цель открытия офисов состоит в том, чтобы обрабатывать документы жителей Курдистана на месте, не требуя их посещения Багдада.

В июле 2019 года внешнеполитическая деятельность правительства Ирака продолжала характеризоваться повышенной активностью.

На внешнеполитическом направлении главным вызовом для Ирака в прошедшем месяце оставалось противостояние между Ираном и США, которое угрожает превратить эту страну в арену ирано-американского военного конфликта. В складывающейся ситуации большая часть иракской политической элиты стремится всеми способами избежать такого исхода. Здесь же следует отметить, что «в разные периоды иракские администрации пытались диверсифицировать внешнюю политику, однако постоянная внутренняя борьба за власть не позволила Ираку преодолеть свою зависимость от США и Ирана, поэтому каждый раз страна оставалась уязвимой для внешних изменений». И сегодня иракские власти продолжают лавировать, предпринимая шаги, призванные удовлетворить и Вашингтон, и Тегеран.

При этом главная цель Багдада заключается в том, чтобы Ирак не превратился в поле битвы между Ираном и США. Ирак считает, что напряженность в отношениях между Ираном и США может оказать негативное влияние на внутреннюю ситуацию в стране. Кроме того, Ирак обеспокоен тем, что другие страны региона могут извлечь выгоду из напряженности в отношениях между США и Ираном и дестабилизировать ситуацию в Ираке.

Эксперты отмечают, что часть политических деятелей, включая бывшего премьер-министра Х.аль-Абади и шиитского политика М.ас-Садра,«позиционируются как националисты и выступают против усиления иранского влияния в Ираке, придерживаются принципа многовекторности во внешней политике, баланса в отношениях с Западом и мусульманским миром». В то же время руководители шиитских вооруженных группировок «Сарая Хурасани», «Катаиб Хизбалла», «Катаиб Абу Фадл аль-Аббас», «Организация Бадр», «Асаиб Ахль аль-Хакк» считают своим духовным вождем лидера ИРИ А.Хаменеи, выступают за сближение с ИРИ. Эти группировки входят в состав «Аль-Хашд аш-Шааби» (всего порядка 40 организаций) и реально не контролируются иракским правительством. Отмечается, что «фактически у Ирана есть свои глаза и ушив законодательном органе Ирака, а также инструмент силового давления»

Ирак создает собственный специальный финансовый механизм (SPV), чтобы погасить свою задолженность перед Ираном и продолжить импорт жизненно важных для республики газа и электроэнергии. В настоящее время Ирак имеет непогашенный долг в размере около 2 млрд долларов, заявил 3 июля министр нефти Ирана Б.Н.Зангане. Согласно новому механизму иракское правительство будет платить Ирану за газ, внося деньги на специальный банковский счет внутри Ирака в иракских динарах. Иран не сможет снять эти деньги, но сможет использовать их для покупки товаров за рубежом.

22 июля премьер-министр Ирака А.А.Махди прибыл в Тегеран с визитом по приглашению президента Ирана Х.Роухани. Иракского премьера сопровождала делегация в составе министров нефти, иностранных дел, финансов и экономики, планирования, торговли, электроэнергетики и советника по национальной безопасности. В ходе переговоров Махди и Роухани обсудили главным образом «способы разрядки напряженности в Персидском заливе». Кроме того, обсуждались двусторонние связи и пути дальнейшего укрепления ирано-иракских отношений. Х. Роухани подчеркнул важность выполнения договоренностей, достигнутых между двумя странами относительно эксплуатации железной дороги Шаламче-Басра, а также в области банковского дела, туризма, энергетики, нефти и газа. А.А.Махди также подчеркнул необходимость выполнения достигнутых договоренностей, добавив: «Облегчение визового режима будет способствовать развитию экономических связей, Ирак будет в любом случае поощрять инвесторов и бизнесменов двух стран. Ирак никогда не присоединялся и не присоединится к санкциям против Ирана». Касаясь вопросов безопасности, Махди сказал: «Безопасность Ирака связана с безопасностью Ирана, и должны быть предприняты усилия для обеспечения безопасности на территории двух стран».

Ирак и Евросоюз выступают за снижение напряженности, сложившейся в Ближневосточном регионе, в частности, в зоне Персидского залива. Об этом было заявлено после состоявшихся 13 июля в Багдаде переговоров между главой МИД Ирака М.А. аль-Хакимом и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини. На встрече стороны обсудили «развитие двусторонних отношений, окрепших в ходе сотрудничества в борьбе против ИГ. Особое внимание было уделено расширению связей в таких областях, как права человека, экономика, энергетическая сфера, обеспечение безопасности, развитие транспортной системы, экология». На переговорах с премьер-министром Ирака А.А.Махди Ф.Могерини отметила, что ЕС рассматривает Ирак в качестве страны, которая может способствовать обеспечению стабильности в регионе. Со своей стороны, Махди обратился с просьбой «рассматривать Ирак как страну, только что вышедшую из состояния войны, а не как государство, которое было стабильным долгие годы». Могерини заявила о поддержке Брюсселем инициативы Ирака созвать региональную конференцию по безопасности.

Премьер-министр Ирака А.А.Махди 22 июля обсудил по телефону с министром обороны Великобритании П.Мордонт напряженную ситуацию на Ближнем Востоке. Была подтверждена «необходимость достижения безопасности и стабильности в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке, а также свободы судоходства для всех стран [в Персидском заливе] и соблюдения международного права». Махди и Мордонт также обсудили способы ослабления напряженности в Персидском заливе и предотвращения её эскалации.

Эксперты отмечают, что «рост протестных настроений в Ираке совпал с апогеем политического противостояния США и Ирана. Американцы заинтересованы в том, чтобы у власти в Ираке находились люди, способные противодействовать иранской геополитической экспансии. Вашингтон не собирается сдавать свои интересы в богатой нефтью стране. Американцев не устраивает пассивность новых иракских властей и неспособность установить контроль над проиранскими шиитскими группировками».

Власти США не располагают правовым документом, позволяющим официально считать руководство Ирака своим союзником, сообщил 24 июля  зам. госсекретаря США по политическим делам Д. Хейл. Американский дипломат также заметил: «Я бы охарактеризовал наши отношения в качестве партнерских. Мы хорошо взаимодействуем с иракским руководством, особенно с [президентом] Салехом». По словам Хейла, «с правовой точки зрения, вопрос упирается в наличие двустороннего договора о союзе. Я не считаю, что такой договор между нами есть». Поэтому он охарактеризовал отношения между США и Ираком в качестве «прочного партнерства». «Мы помогаем иракскому правительству в достижении поставленных им задач и наших задач — стабилизации страны, обеспечении контроля над всей их территорией и противодействии злонамеренному влиянию Ирана», — заявил Хейл.

Альянс «Саирун» во главе с М.ас-Садром обвинил США в заговоре с целью ухудшения безопасности в Ираке, и заявил, что будет противодействовать этому шагу. По словам представителя «Саирун» в парламенте А.Алеви, что Вашингтон пытается «начать новый кризис в Ираке путем введения санкций против лидеров «Аль-Хашд аш-Шааби»».

1 июля премьер-министр Ирака А.А.Махди и король Саудовской Аравии Сальман обсудили сотрудничество двух стран на конференции министров нефти и энергетики стран-членов ОПЕК, которая проходила в Вене и обсуждала вопросы урегулирования ситуации на нефтяном рынке, и координации между двумя странами по достижению стабильности цен на нефть в предстоящий период. Кроме того, два лидера подтвердили готовность развивать двусторонние отношения, важность защиты безопасности двух государств и обеспечения условий для стабильности в регионе.

6 июля Ирак заявил о поддержке палестинского дела и «приверженности принципу бойкотирования израильского оккупационного образования и не налаживания каких-либо отношений с ним».

7 июля президент Ирака Б.Салех на встрече со спецпосланником США по Сирии Дж.Джеффри подчеркнул важность найти пути политического разрешения ситуации в Сирии, «положить конец страданиям сирийских братьев и оказать им помощь в борьбе с терроризмом». По словам президента, «Ирак стремится к сбалансированной политике со всеми, направленной на сближение взглядов стран региона для снижения нынешнего уровня напряженности». Министр обороны Ирака Н.аш-Шаммари на встрече с Дж.Джеффри подчеркнул, что Ирак не позволит использовать свою территорию против соседних и других стран региона, и намерен защищать свою безопасность.

Глава иракского правительства Ирака А.А.Махди заявил 22 июля, что «степень доверия, общие проблемы и перспективы на будущее, гораздо больше, чем препятствия» между Ираком и Кувейтом, хотя «существуют некоторые нерешенные проблемы».

27-29 июля Кувейт посетила парламентская делегация Ирака во главе со спикером Совета представителей М аль-Халбуси. Делегация была принята эмиром Кувейта С.ас-Сабахом и провела переговоры со спикером Национальной ассамблеи М.А.аль-Ганимом. Стороны обменялись мнениями о коммерческих связях между Ираком и Кувейтом, в том числе о средствах инвестирования.

Министр иностранных дел России С.Лавров и спецпредставитель генсека ООН по Ираку Ж.Хеннис-Плассхарт на встрече 29 июля рассмотрели положение дел в республике и российскую концепцию обеспечения коллективной безопасности в Персидском заливе. «Основное внимание было уделено ситуации в Ираке и перспективам ее развития в контексте эскалации напряженности в регионе. Обсуждались вопросы оказания содействия иракским властям для достижения национального примирения, восстановления экономики страны, противодействия международному терроризму. Подтверждена поддержка усилиям иракского руководства по восстановлению контроля над всеми ранее захваченными ИГ территориями, обеспечению единства, суверенитета и территориальной целостности Ирака».

Президент Ирака Б.Салех 14 июля подтвердил, что Ирак обязуется защищать дипломатические миссии и посольства, действующие в стране, и обеспечивать безопасную среду для их работы. Заявление было сделано на встрече с послом Бахрейна в Ираке С.аль-Малики, который возобновил свою работу в Багдаде после инцидента с нападением протестующих на здание посольства его страны в конце июня.

Премьер-министр иракской курдской автономии М.Барзани и госсекретарь США М.Помпео 23 июля провели телефонный разговор, в ходе которого рассмотрели двусторонние связи и ситуацию в регионе. Обсуждалась и важность продолжения помощи США Ираку и Иракскому Курдистану в сфере безопасности и экономики. Госсекретарь сообщил о поддержке США планов реформ в автономии, намеченные курдским региональным правительством.

5 июля губернатор провинции Сулеймания, входящей в состав иракской курдской автономии, Х.Абу Бакр заявил, что провинция готова и впредь расширять отношения с Ираном, несмотря на то, что США этому активно сопротивляются.

Таким образом, в июле 2019 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Несмотря на разгром основных сил террористической группировки «Исламское государство», в некоторых районах Ирака сохраняется напряженная ситуация в сфере безопасности. Правительство страны сталкивается с угрозами безопасности, серьезными экономическими трудностями и социальными проблемами, трудно решаются задачи восстановления районов, пострадавших в ходе вооруженного противостояния с ИГ. Нерешенные проблемы остаются в отношениях между центральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. В сфере внешней политики особую озабоченность в Багдаде вызывает усиление напряженности в ирано-американсикх отношениях.