- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вовлеченности Израиля в антииранскую кампанию под руководством США

На днях израильский министр иностранных дел Исраэль Кац заявил, что Израиль участвует в военно-морской миссии под руководством США для обеспечения безопасности в Ормузском проливе, где Иран недавно захватил торговые суда. Выступая на закрытом заседании Комитета по иностранным делам и обороне Кнессета, И.Кац сказал, что Израиль оказывает помощь миссии в разведке и других неуказанных им областях. По его словам, эта миссия отвечает стратегическим интересам Израиля по противодействию Ирану и укреплению связей со странами Персидского залива[i] [1].

И.Кац сказал комитету, что поручил своему министерству работать над тем, чтобы подключить Израиль к миссии после его недавнего визита в Абу-Даби. Напомним, что более месяца назад министр иностранных дел Израиля посетил Абу-Даби, приняв участие в конференции ООН по климату. Как сообщили СМИ в его ведомстве, на полях конференции по проблеме климата в Абу-Даби И.Кац встретился с неназванным «высокопоставленным должностным лицом ОАЭ», чтобы обсудить «региональные проблемы и отношения между странами». Благодаря этой поездке И.Кац стал последним по времени высокопоставленным израильским официальным лицом, совершившим официальный визит в ОАЭ. Визит последовал за участием израильтян в экономической конференции под руководством США в Бахрейне, на которой израильтяне (ряд израильских журналистов) открыто встретились с официальными представителями правительств из Персидского залива. На встрече в Абу-Даби обсуждалась «необходимость противодействия иранской угрозе, связанной с ядерной проблемой, разработкой ракет, поддержкой Ираном терроризма в регионе и насилием, которое Иран применяет против интересов региона», говорится в заявлении МИДа Израиля. Официальные лица также обсудили вопросы сотрудничества и укрепления экономических связей, особенно в области высоких технологий, энергетики, сельского хозяйства и водоснабжения. И.Кац также представил свою инициативу «Дороги к региональному миру», предложение связать израильскую железнодорожную сеть через Иорданию с Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива, открыть страны для путешествий и торговли и предоставить арабским государствам доступ к израильским средиземноморским портам. В прошлом году И.Кац презентовал этот план на конференции в Омане, государстве Персидского залива, которое также не имеет официальных отношений с Израилем. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху посетил Маскат и встретился с правителем султаната в октябре 2018 года, за месяц до визита И.Каца[ii] [2].

У Израиля нет официальных дипломатических отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами, которые, как и большинство арабских стран, отказываются признавать еврейское государство из-за его политики в отношении палестинцев. Тем не менее, как сообщается в израильских СМИ, две страны установили тайные контакты в связи с их общей озабоченностью в отношении Ирана. Более того, «согласно сообщениям в иностранных СМИ», Израиль поддерживал тайные, но чрезвычайно тесные отношения с ОАЭ на протяжении более двух десятилетий, причем их связи были сосредоточены на обмене разведданными и сотрудничестве в области безопасности, включая потенциальные сделки с оружием. В 1996 году Израиль официально открыл «торговые представительства» в Омане и Катаре (которые потом закрылись), но еврейское государство никогда не имело официальных отношений с ОАЭ.

Тогда министр иностранных дел заявил, что его поездка в Абу-Даби ознаменовала собой «значительный прогресс» в отношениях между Израилем и странами Ближнего Востока. Он также пообещал продвигать начатую премьер-министром Биньямином Нетаньяху «нормализацию посредством политики силы, которую мы ведем, будь то в области обороны и разведки или в гражданских делах».

За время своего пребывания в должности Б.Нетаньяху добивался развития связей с государствами Персидского залива, которые, как и Израиль, рассматривают Иран как главную угрозу. Единственные арабские страны, с которыми у Израиля установлены официальные отношения, – это Египет и Иордания.

По сообщениям, И.Кац также высоко оценил заявление Великобритании о том, что Лондон присоединится к морской миссии США в Персидском заливе, став единственным союзником США, который официально об этом объявил. При этом не уточняется, намерен ли Израиль отправить военно-морские суда для участия в миссии. Ранее в СМИ сообщалось, что Израиль не должен направлять корабли, но ограничиться предоставлением разведданных. Соединенные Штаты изо всех сил пытались собрать международную коалицию для защиты грузовых судов, проходящих через Ормузский пролив; союзники обеспокоены тем, что их втянут в конфликт с Ираном. Напряженность в Персидском заливе возросла с тех пор, как в мае 2018 года Белый дом решил выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, от 2015 года) по ограничению ядерной программы Ирана и вновь ввели санкции против Ирана.

Объявляя о своем участии в миссии под руководством США, Министерство обороны Великобритании заявило, что «будет в значительной степени использовать активы, уже находящиеся в регионе». Говорится о том, что Королевский флот будет действовать совместно с военно-морским флотом США для сопровождения судов через Ормузский пролив, который является каналом прохождения одной пятой всего мирового экспорта сырой нефти. В настоящее время в регионе находятся два военных корабля Королевского флота: фрегат HMS Montrose и эсминец HMS Duncan. Montrose должен уйти на плановый ремонт в конце этого месяца.

В этом регионе Лондон предоставляет судам под флагом Великобритании морское сопровождение после того, как в прошлом месяце военно-морские силы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана захватили шедший под британским флагом нефтяной танкер «Стена имперо». Это стало ответным шагом на захват иранского нефтяного танкера «Грейс 1» у берегов британской заморской территории Гибралтар.

Союзные США страны неохотно отозвались о плане Вашингтона по отправке военного сопровождения гражданских судов. Австралия стала последним союзником, который, судя по всему, уклонился от этого плана. Вашингтон выдвинул идею создания военно-морской коалиции в июне этого года, после многочисленных нападений на корабли в Персидском заливе, в которых Соединенные Штаты обвинили Иран, но Тегеран эти обвинения отрицает. План состоял в том, чтобы каждая страна предоставила военный конвой своим кораблям, а американские военные обеспечивали бы охрану, следили за зоной операций и осуществляли командование и контроль.

Марк Эспер, министр обороны США, заявил, что Соединенные Штаты получили на свое предложение «различного рода ответы», и добавил, что, скорее всего «в ближайшие дни будут опубликованы некоторые заявления». По словам министра обороны Франции Флоренс Парли, Париж, Берлин и Лондон планируют координировать и обмениваться информацией в Персидском заливе для усиления безопасности на море, но без развертывания дополнительных сил. Германия дистанцировалась от военной операции в Ормузском проливе, считая, что это может помешать европейским усилиям по достижению дипломатического урегулирования проблемы с Ираном.

Новость о том, что Израиль каким-то образом вовлечен в усилия возглавляемой США военно-морской миссии по защите судов, проходящих через Ормузский пролив в Персидском заливе, от иранской агрессии, нельзя отделить от общей кампании, которую Израиль ведет против Исламской Республики Иран на протяжении последних лет. Как отмечает Йоав Лимор, колумнист израильской проправительственной газеты Israel Hayom, эта кампания сделала Израиль первым в мире экспертом по иранской проблеме. Она началась в предыдущем десятилетии с целью подавления ядерных устремлений Тегерана, включала в себя недопущение военного закрепления режима аятолл в Сирии и сокращение количества и качества оружия, которое иранцы направляют ополченцам на Ближнем Востоке, особенно «Хизбалле»[iii] [3].

Осуществляется реальная деятельность, которая объединяет усилия по сбору разведданных и операции, которые в израильском генштабе называют «кампанией между войнами». Речь идет о стратегической концепции, охватывающей множество скрытых и мало интенсивных военных и разведывательных усилий по предотвращению усиления вражеских государств и террористических организаций, а также пресечению их наступательных возможностей.

Открытая часть этой борьбы включает в себя бесчисленные операции и удары по иранским позициям. Так, в 2018 году предыдущий начальник Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) генерал-лейтенант Гади Айзенкот рассказал о более чем 1000 таких операций за последние годы. Тайная часть этих усилий включает операции по сбору разведданных, которые призваны обеспечить превосходство Израиля над Ираном хотя бы на шаг вперед.

Согласно израильскому колумнисту, превосходство Израиля в области сбора разведывательных данных в Персидском заливе настолько велико, что использовалось для других целей, таких как наблюдение за «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) в Сирии в последние годы вооруженного конфликта.

Как пишет Й.Лимор, в операциях против террористической группы джихадистов действующей силой, возможно, были задействованы западные военные, но разведывательная информация, по которой они работали, «была чисто сине-белой», т.е. израильской. В подтверждение этому он напоминает заявление главы Моссада Йоси Коэна о том, что израильская разведка спасла тысячи жизней на Ближнем Востоке и в западных странах. Поэтому неудивительно, что Израиль помогает своим западным союзникам в их действиях в Персидском заливе, а также его (менее очевидным) друзьям из ОАЭ.

Можно с уверенностью предположить, что эта помощь в основном связана с разведкой, а не с оперативной деятельностью. Израильское оборонное ведомство вряд ли рискнет раскрыть оперативную деятельность неамериканским структурам, и более того, активная израильская вовлеченность в международную коалицию может оказаться палкой о двух концах.  Как во время первой и второй войн в Персидском заливе, ожидается, что Израиль останется в стороне, зная, что противник, в данном случае Иран, может использовать любое обнаруженное действие с его стороны, чтобы подорвать основные усилия миссии.

Что касается того, воздерживается ли Израиль от принятия мер против тех, кто определяется как угроза национальной безопасности, колумнист Israel Hayom предлагает просто посмотреть на удары по различным целям в Сирии и, «согласно сообщениям арабских СМИ», в Ираке.

Однако важно подчеркнуть, пишет он, что Израиль не берет на себя инициативу, когда речь идет о борьбе против амбиций Ирана в Персидском заливе или его ядерных устремлений. Ему и не следует этого делать. Антииранскую кампанию должны возглавить Соединенные Штаты вместе с другими странами, и Европе не помешало бы немного активнее принять в этом участие. Роль Израиля здесь состоит в том, чтобы оказывать помощь, главным образом в сфере разведки, и поддерживать уровень устрашения в пределах своих границ. Это необходимо для того, чтобы напряженность в Персидском заливе не распространилась на весь Ближний Восток.

[i] [4] Israel involved in US-led naval mission in Strait of Hormuz — foreign minister // The Times of Israel. 06.08.2019 — https://www.timesofisrael.com/israel-involved-in-us-led-naval-mission-in-strait-of-hormuz-foreign-minister/

[ii] [5] Foreign minister visits Abu Dhabi, discusses Iran with UAE official

// The Times of Israel. 01.07.2019 — https://www.timesofisrael.com/foreign-minister-visits-abu-dhabi-discusses-iran-with-uae-official/

[iii] [6] Israeli supremacy in Gulf’s shadow war // Israel Hayom. 07.08.2019 — https://www.israelhayom.com/opinions/israeli-supremacy-in-gulfs-shadow-war/