- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Уточненные демографические данные о мусульманском населении Израиля

Центральной статистической бюро Израиля опубликовало в понедельник в связи с начавшимся накануне мусульманским праздником Ид аль-Адха (Курбан-Байрам) уточненные статистические данные относительно мусульманского населения еврейского государства.

Согласно официальным данным на конец 2018 года, в Израиле проживал 1 миллион 598 тысяч мусульман, составлявший 17,8% от всего населения страны. Следует отметить, что подавляющее большинство израильских мусульман составляют арабы. Помимо них к этой же религиозной общине принадлежат более 5 тысяч черкесов, сохраняющих свой этнический язык и, в отличие от арабов, призываемых наравне с евреями и друзами в обязательном порядке на службу в ЦАХАЛ. Мусульманство исповедуют также более 2 тысяч иерусалимских цыган, которых официальная израильская статистика причисляет к арабам. Наряду с суннитами в Израиле (главным образом в Хайфе) проживают несколько тысяч мусульман-ахмадие. Номинально к мусульманам в Израиле причисляются также около 3 тысяч алавитов, проживающих в селе Раджар у границы с Ливаном.

За 2018 год численность мусульман в Государстве Израиль выросла на 37 тысяч человек. Темпы прироста мусульманского населения страны составили в 2018 году 2,3%. Этом несколько меньше, чем в 2017 году, когда данный показатель составил 2,5%. Таким образом, наметившаяся в последние годы тенденцию к постепенному сокращению темпов прироста мусульманского населения продолжается.  Нельзя не упомянуть о том, что на протяжении десятилетий в Израиле постоянно обсуждалась демографическая угроза, проистекающая из высоких темпов рост мусульманского арабского населения. Демографы даже называли даты, когда, по их мнению, числу арабов-мусульман и евреев в стране сравняется, после чего евреи постепенно станут меньшинством и Израиль утратит свой еврейский национальный характер. Подобные опасение подкреплялись пропагандой ООП, в частности словами Ясира Арафата, согласно которым, «матка арабской женщины – это тайное оружие палестинской революции». Рост доли арабов-мусульман в населении Государства Израиль сдерживался главным образом волнами еврейской репатриации из диаспоры. Однако в последние годы в связи с кардинальным изменением жизненных установок новых поколений израильских арабов и их модернизацией темпы естественного прироста мусульманского арабского населения в Израиле стали заметно замедляться и в настоящее время практически сравнялись с аналогичным показателем среди еврейского населения.

Тем не менее, пока что более высокие темпы прироста населения среди мусульман в предшествующие годы дают о себе знать. Так, примерно в 32% мусульманских семей в Израиле, по данным на конец 2018 года, было 6 членов и более. Для сравнения: среди еврейских семей этот показатель составлял всего 7%.

Абсолютная численность мусульманских семей (домохозяйств) в Израиле, согласно данным на конец 2018 года, составляла около 316 тысяч или 12% от всех семей в стране. Этот показатель на треть ниже доли мусульман в населении Израиля.

Городом с самым большим в абсолютных цифрах мусульманским населением в Государстве Израиль является его столица, Иерусалим, где, согласно официальным данным на конец 2018 года, проживало 337 тысяч мусульман (21,1% всего мусульманского населения Израиля), составлявших 36,6% от всего населения города. При этом представляется уместным подчеркнуть, что подавляющее большинство иерусалимских мусульман, в отличие от остальных мусульман Израиля, имеет до сих пор не полноценной израильское гражданство, а иорданское гражданство плюс статус «постоянных жителей» Израиля, предоставляющий все социальные права израильского гражданина, но не право на участие в выборах в Кнессет. В последние годы наметилась отчетливая тенденция к израилизации иерусалимским арабов, сопровождающаяся отказом от иорданского подданства и подачей прошению на получение израильского гражданства. Однако это довольно сложный и длительный бюрократический процесс, темпы которого определяются не столько желаниями иерусалимских арабов, сколько установками израильского МВД.

На втором месте по абсолютной численности мусульман находится расположенный на севере Негева бедуинский город Рахат, в котором, согласно данным на конец 2018 года, проживало 68,9 тысяч человек исключительно мусульманского вероисповедания. Третье место по данному показателю разделяют расположенные на севере Израиля города Ум эль-Фахм и Назарет. В каждом из этих городов проживало в конце 2018 года по 55 тысяч мусульман. Однако при этом, если в Ум эль-Фахме к мусульманской общине принадлежит все население, то в Назарете мусульмане составляют только 71,1% населения, остальные жители этого города – христиане, когда-то составлявшие в нем абсолютное большинство.

Мусульманское население Израиля относительно молодо. Дети до 14 лет составляют среди него 33,8%, что заметно выше, чем среди представителей всех остальных религиозных общин Израиля. Что же касается людей в возрасте 65 лет и старше, то их доля среди мусульман ниже, чем среди представителей всех остальных религиозных общин и составляет только 4,2%.

Уровень фертильности (среднестатистического числа детей, которых одна женщина, как ожидается, произведет на свет в течение своей жизни) израильских мусульманок достаточно высок, однако он имеет тенденцию к снижению. Если в 2017 году этот показатель составлял 3,37, то в 2018 году – уже 3,2. Тем не менее, по этому показателю мусульманки пока опережают представительниц всех остальных религиозных общин Израиля. Так, у евреек он составил в 2018 году 3,17 (важно отметить, что среди евреев уровень фертильности не снижается за счет постоянно высокой рождаемости в религиозных и особенно в ультраортодоксальных религиозных еврейских семьях), у друзок – 2,16, а у христианок – всего 2,06.

Отчасти более высокая фертильность мусульманок объясняется тем, что представители мусульманской общины в среднем вступают в Израиле в брак раньше, чем евреи, друзы и христиане. Среднестатистический мусульманский мужчина женится в 26,4 года, а среднестатистическая мусульманская женщина выходит замуж в 22,4 года.

При этом для мусульман характерен более низкий, чем средний по Израилю, уровень образования. Так, в 2018-2019 учебном году полноценный аттестат зрелости получили лишь 64,6% мусульман, окончивших средние школы. Что же касается выпускников тех школ, в которых преподавание ведется на иврите (среди них есть мусульмане, но их очень мало), то там этот показатель составил 80,2%. Мусульмане составили лишь 10,6% от общего числа получивших в завершившемся учебном году ученые степени (бакалавриат, магистрат и докторат). Однако нельзя не отметить, что, несмотря на серьезное отставание по данному показателю от представителей других религиозных общин Израиля, имеет место устойчивая тенденция к довольно быстрому росту доли мусульман среди получающих ученые степени. Так, в 2017-2018 учебном году мусульмане составляли лишь 6,7% от общего числа израильтян, получивших ученые степени.