- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о нарастающем напряжении между Израилем и ХАМАСом

По данным израильских спецслужб, с начала 2019 года ШАБАКу удалось предотвратить или сорвать проведение 300 терактов и диверсий, за которыми стоял т.н.  «штаб Западного берега». И тут речь идет только о серьезных акциях, обстрелах, закладке взрывчатки, автомобильных терактах и попытках похищения.

Военный обозреватель издания Ynet Рон Бен-Ишай пишет о том, что убийство Двира Сорека в Гуш-Эционе 8 августа было не спонтанным актом, а заранее и тщательно спланированным нападением.  «Палестинские деревни южнее Бейт-Лехема вокруг Гуш-Эциона и Хеврона традиционно находятся в зоне влияния ХАМАСа и подвержены его пропаганде. Этот регион относится к так называемому «штабу Западного берега» ХАМАСа, который находится в Газе и руководит ячейками в Иудее и Самарии. Он же отвечает за подготовку и проведение терактов в этом районе», — пишет автор.

 

Бен-Ишай полагает, что одна из задач террористической группировки — подтвердить свой имидж движения сопротивления, борющегося за уничтожение Государства Израиль. «Из тактических соображений ХАМАС не может на данный момент проводить крупные акции из сектора Газы, который он полностью контролирует. Для удержания власти лидеры группировки пошли на перемирие с Израилем.

Эту линию продвигает и поддерживает один из лидеров ХАМАСа — Яхья Синвар. Мухаммед Дейф и Маруан Исаа, руководящие военным крылом ХАМАСа в Газе, не согласны с этой политикой, но вынуждены с ней мириться. Они опасаются масштабной операции ЦАХАЛа, которая положит конец власти ХАМАСа в секторе Газа, и потому сосредоточили свои усилия на другом участке — в Иудее и Самарии.

 

Еще одна цель, по его мнению, — пошатнуть не только безопасность израильтян, живущих на территориях, но и стабильность власти главы ПНА Махмуда Аббаса (Абу Мазена), а также спровоцировать брожение среди палестинской молодежи.

 

«ХАМАСу нужна третья интифада, чтобы нанести смертельный удар по поселенцам и в то же время по позициям ПНА во главе с Абу-Мазеном», — отмечает Бен-Ишай. Он считает, что палестинское руководство хочет столкнуть ХАМАС с Израилем, и надеется на мощную израильскую операцию, которая ликвидирует власть исламистов в Газе. Но и ХАМАС, в свою очередь, пытается привести к массовым беспорядкам и вооруженному столкновению израильской армии с палестинским населением, а также между силами ПНА и ЦАХАЛом.

 

В этой стратегической задумке ХАМАС намерен использовать в свою пользу деятельность еврейских экстремистов, устраивающих набеги на палестинские деревни, ломающих автомашины и портящих имущество. Эти действия еще больше провоцируют и так враждебное Израилю население. Штаб Западного берега, деятельность которого ХАМАС тщательно маскирует, пишет эксперт, «преследует вполне определенную цель — свержение власти Абу-Мазена».

Военный эксперт издания «Гаарец» Амос Арель напротив отмечает, что сейчас ХАМАС не заинтересован в широкомасштабной эскалации, даже наоборот — хочет добиться прогресса в «наведении порядка» в Газе, чтобы ускорить проекты по восстановлению инфраструктуры в Секторе.
Тем не менее, он пишет о том, что в последние недели теракты, прямо или косвенно связанные с ХАМАСом, становятся все более частым явлением: в этом ряду он так же отмечает убийство Двира Сорека в Гуш-Эционе, а также арест членов ячейки ХАМАСа из Хеврона, которые уже подготовили бомбу для теракта, и им оставалось только заложить ее в Иерусалиме, и еще ряд инцидентов на границе. Частота инцидентов свидетельствует об активизации ХАМАСа во всех регионах. На Западном берегу это делается с согласия и разрешения властей. В Газе политика менее ясна.

Быстрый захват убийц Двира Сорека, по мнению Хареля, отражает масштабность усилий израильских сил безопасности, особенно ШАБАКа, по расследованию теракта. «Внешне теракт выглядит просто как использование подвернувшейся возможности: безоружный молодой человек, идущий в одиночку по дороге к поселению — террористы набросились на него с ножом, убили и поспешили скрыться с места преступления. Один из двух арестованных является активистом ХАМАСа, а другой не принадлежит ни к какой организации. Но для такого теракта вовсе не нужен приказ командования ХАМАСа из Газы: террористы в этом районе знают, чего от них ожидают их лидеры, и действуют соответственно», — пишет он.

 

Он предполагает, что возможно руководство ХАМАСа в Газе, во главе с Яхьей Синваром, заинтересовано в подобных инцидентах, чтобы дать молодым активистам «выпустить пар», не допустив крупномасштабных столкновений.

 

Еще одна точка зрения на нарастающую напряженность между Израилем и ХАМАСом представлена в издании «Исраэль га-йом». Даниэль Сириоти пишет со ссылкой на высокопоставленные источники в силовых структурах ПНА, что за убийством 19-летнего израильтянина Двира Сорека, попыткой вооруженной группы проникнуть на территорию Израиля из сектора Газы, беспорядками на Храмовой горе и рядом других инцидентов последней недели стоит Иран. Автор отмечает, что в Тегеране заинтересованы в обострении ситуации и в восстановлении террористической инфраструктуры ХАМАСа в Иудее и Самарии, ликвидированной в ходе операции «Защитная стена» в 2002 году.

Согласно источникам издания «Исраэль га-йом», возглавляет работу ХАМАСа по восстановлению террористических сетей в Иудее и Самарии Салахаль-Арури, ранее действовавший совместно с Мазеном Фукхаа, впоследствии ликвидированным в Газе. Финансовую и техническую помощь аль-Арури получает от Ирана. Именно он отправился в Тегеран после того, как Египет не выпустил из Газы через свою территорию главу ХАМАСа Исмаила Ханию. При этом официальное руководство ХАМАСа демонстративно старается не действовать из сектора Газы, чтобы не конфликтовать с властями Египта.

В целом, можно сделать вывод, что Руководство ХАМАСа в Газе, похоже, продолжает придерживаться комбинированной стратегии: на границе Сектора насилие контролируется и дозируется с целью добиться прогресса в ослаблении блокады и продвижении проектов по улучшению инфраструктуры; на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме усиленно планируются террористические акты. Они направлены на достижение двух целей: подрыв власти ПНА в палестинских городах и нанесение ущерба чувству личной безопасности израильтян.