- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о возможности сохранения Йемена как единого государства. Часть 1

12 июня на сайте Института Ближнего Востока (Middle East Institute), базирующегося в Вашингтоне был опубликован доклад под названием «Будущая структура йеменского государства». Йемен издавна занимает особое место в американской политике на Ближнем Востоке. Важная геополитическая ситуация этой страны, позволяющая контролировать судоходство в Красном море и Баб эль-Мандебском проливе привело в начале 2000-х годов к американскому военному присутствию в Йемене. С 2015 года США поддерживают саудовскую военную операцию в Йемене, несмотря на протесты правозащитников и сильную оппозицию в Конгрессе. Вместе с тем в Вашингтоне не могут не понимать, что операция «Буря решимости», начатая Эр-Риядом в 2015 году, зашла в тупик. Саудовским вооруженным силам не удалось достичь военной победы над хоуситами. Более того, в связи с ракетными ударами с территории, контролируемой хоуситами, КСА постепенно превращается из наступающей в обороняющуюся сторону. В этих условиях мнения американских экспертов  о политической составляющей йеменского конфликта представляется достаточно интересным.

По мнению авторов доклада, к 2017 году стороны йеменской гражданской войны подошли к тупику, что обусловило спад военной активности в этой стране. Однако в 2018 году проправительственные силы в союзе с войсками Саудовской Аравии и ОАЭ начали наступления на красноморском побережье в направлении порта Ходейда. Основу их ударной силы составляли вооруженные формирования из провинции Лахдж и отряды Йеменской социалистической партии (ЙСП). Эти вооруженные формирования получили помощь от Тарика Салеха, племянника бывшего йеменского президента Али Абдаллы Салеха, убитого хоуситами в декабре 2017 года. Весной 2018 года правительственные силы захватили аэропорт Ходейды. Были также предприняты попытки блокировать дороги к этому городу с населением в 2 миллиона человек. ООН вынуждена была вмешаться в этот процесс, так как захват силами ССАГПЗ Ходейды мог поставить под угрозу снабжение продовольствием и медикаментами 15 млн человек, проживающих на подконтрольных хоуситам территориях, и усугубить гуманитарную катастрофу в Йемене. На переговорах в Швеции представители враждующих сторон договорились о том, чтобы отвести свои вооруженные формирования от Ходейды и поставить этот порт под международный контроль. Спецпосланник ООН Мартин Гриффитс рассматривал эти договоренности как первый шаг к прекращению огня и началу политических переговоров по урегулированию ситуации в Йемене. Однако стороны фактически отказались от своих обязательств и продолжают вооруженное противостояние. По мнению авторов доклада, это происходит потому что все стороны конфликта в Йемене стремятся удержать контролируемые ими территории. Хоуситы понимают, что отказавшись от Ходейды, они существенно ослабят свои позиции на будущих переговорах. Американские эксперты констатируют, что в настоящее время Йемен расколот, и различные части этой страны находятся под контролем разных политических и клановых сил. Эти силы имеют разные взгляды на то, стоит ли возвращаться к единому йеменскому государству или образовать на его месте новые государственные образования, а также должен ли единый Йемен стать федерацией или конфедерацией.

В связи с тем, что эти вопросы остаются без ответа, не стоит удивляться тому, что   Мартину Гриффитсу не удалось убедить враждующие стороны выполнять условия Стокгольмских соглашений. Правда, движение «Ансар Алла» 11  мая 2019 года в одностороннем порядке согласилось вывести свои отряды из порта Ходейды, а двумя месяцами позже правительство ОАЭ объявило о выводе своих войск из зоны боевых действий, но проправительственные вооруженные формирования и суданские войска, сражающиеся на стороне ССАГПЗ по прежнему не отведены от позиций хоуситов. В свою очередь сторонники движения «Ансар Алла» подвергли весной 2019 году обстрелу базу Аль-Дали около Адена, чтобы уменьшить давление на Ходейду. Говорить в этой связи о возможном урегулировании конфликта в Йемене в обозримой перспективе не приходится.

В связи с политическими трудностями урегулирования конфликта в Йемене эксперты вашингтонского Института Ближнего Востока обращаются к процессу Национального диалога, участники которого в январе 2015 года выработали будущую конституцию федеративного Йемена, состоящего из шести субъектов, которая должна была быть одобрена на референдуме. Недовольство хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеха будущей политической структурой Йемена стало одной из причин начала гражданской войны, в которую потом вмешалась аравийская коалиция. По мнению авторов доклада, будущая структура йеменского государства, будет ли оно федеративным, конфедеративным или унитарным, остается сердцем проблем Йемена. После четырех с половиной лет гражданской войны американские эксперты считают почти невероятным, чтобы местные политические силы, взявшие власть в провинциях, отказались от  нее в пользу будущего центрального правительства в Сане. Это подтверждается примерами хоуситов, укрепляющих свой контроль над Саной и Саадой, а также южнойеменских сепаратистов из Южного переходного совета, пытающихся взять под свой контроль Аден в союзе с ОАЭ.

Проект конституции 2015 года предусматривал сильное центральное правительство и автономные, но слабые регионы. Центральное правительство при этом контролировало стратегические активы, такие как нефть и газ, могло распоряжаться финансовыми потоками в обход региональных парламентов. Однако хоуситы и сторонники А.А.Салеха все равно усмотрели в ней попытку разрушения единства страны. Авторы доклада считают, что недовольство хоуситов было вызвано тем, что под их власть отходила только провинция Саада, и им было отказано в выходе к морю (провинция Тихама).

По мнению американских экспертов, степень раздробленности и децентрализации в Йемене  является наивысшей за последние пятьдесят лет. Одной из главных причин такой раздробленности авторы доклада считают соперничество иностранных акторов за влияние в стране. Главными такими акторами являются Саудовская Аравия и  ОАЭ. По мнению американцев,   «История показывает, что политическая система Йемена очень чувствительна к иностранному вмешательству, так как население этой страны одно из беднейших на земле, а ее геополитическое положение одно из важнейших в стратегическом отношении. Богатые иностранные державы с геостратегическими интересами в Йемене  в течение долгого времени старались определять внутреннюю политику Йемена в соответствии со своими интересами. В то же время влиятельные внутренние игроки часто обращались за помощью к иностранным лидерам с глубокими карманами». На сегодняшний день такими лидерами являются КСА и ОАЭ. Эр-Рияд имеет сильные позиции в провинции Махра на границе с Султанатом Оман, в провинции Тихама на красноморском побережье и в провинции Маариб. В свою очередь позиции Абу-Даби чрезвычайно сильны в Адене и окрестностях и в других районах Южного Йемена.

Авторы доклада отмечают, что идея федерализации не является новой для Йемена. Впервые она была воплощена в Южном Йемене еще во времена британского колониального господства, когда в 1950-е годы была образована Федерация Южной Аравии. В нее вошли правители около 20 эмиратов. Однако эта идея была отвергнута йеменским национально-освободительным движением как исходящая от колонизаторов с их принципом «разделяй и властвуй».