- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о действиях ВВС противоборствующих сторон

Не успели закончиться праздничные дни, как силы ЛНА, проведя за время перемирия доразведку целей, вновь стали наносить воздушные удары по военным объектам ПНС. Как мы и предполагали, интенсивность действий воздушной компоненты ЛНА возросла и, очевидно, будет только увеличиваться. Объяснение этому простое: в условиях протяженности театра военных действий и ограничений по применению тяжелых наземных вооружений: артиллерии и РСЗО, авиация становится единственным эффективным средством дистанционного воздействия на противника.

Сказывается также нехватка грамотных кадров из числа артиллеристов и ракетчиков, как в составе ЛНА, так и у их оппонентов. А вот что касается авиации, то такие кадры есть, благо, количество летчиков и техников при Джамахирии было очень велико, на пике могущества ВВС ВСНЛАД насчитывали около 1 500 самолетов и в них служили до 80 000 человек. Специфика Ливии такова, что страна имеет под три десятка первоклассных авиабаз, с длиной ВПП не менее 2 500 км, с разветвленными рулежными дорожками и перронами, многочисленными арочными бетонными укрытиями, ТЭЧ, и всем необходимым для полноценного базирования и обслуживания боевой авиации. Десятки меньших аэродромов или ВПП местного значения, с асфальто-бетонным покрытием разбросаны по всей стране, в районах нефтяных месторождений, а общее количество того, что можно использовать как военный аэродром, оценивается в 700 объектов. Инфраструктура ВВС ВСНЛАД мало пострадала в ходе войны 2011 года, авиация НАТО сосредоточилась тогда на уничтожении открыто расположенной техники, нескольких десятков арочных укрытий (в основном, пустых, или бывших складами), позиций аэродромных РЛС. Пассивность действий ВВС Ливии в 2011 г. объясняется вовсе не усилиями НАТО, а их собственным плачевным техническим состоянием и почти полным, морально-волевым разложением.

Таким образом, после войны, в распоряжении противоборствующих сторон оказались десятки боевых самолетов, склады с самыми разнообразными средствами авиационного вооружения, правда, все это требовало обслуживания, ремонта и подготовки к применению. И, разумеется, восстановления летных навыков у личного состава.

Основой ВВС сил, лояльных ПНС, стали ВВС анклава Мисурата. Там, на аэродроме бывшего училища ВВС ВСНЛАД, базируются несколько МиГ-23, пара МиГ-25, и с десяток чешских УТС Л-39 «Альбатрос» (Мисурата была в своем время, главным центром по освоению этих машин). Усилиями местных техников и украинских наемных специалистов, МиГи удалось восстановить до летного состояния и применения обычных авиабомб. Там же базируются переданные Турцией ударные БПЛА «Байрактыр». Главным аэродромами сил ПНС являются Мисурата и Митига, в Триполи. (Международный аэропорт Триполи практически уничтожен).

ВВС ЛНА опираются кроме восточных авиабаз, на такие крупные и хорошо оборудованные аэродромы, как Джофра (Хун), Утия (юго-западнее Триполи). Им досталось гораздо большее количество самолетов, в частности, почти все Л-39, прекрасно подходящие на роль легких штурмовиков.  И хотя, за последние три месяца, стороны успели «разменять» почти все свои самые сохранившиеся машины, в том числе, «Мираж – Ф.1» и несколько МиГ-21 и МиГ-23, прибытие к ним БПЛА и постепенный ввод в строй ремонтируемых машин, так, в частности, большинство ливийских МиГ-23 базировались как раз в Киренаике и там, отмечено появление восстановленных МиГов, повышают их боевой потенциал. И здесь как количественный, так и качественный перевес — на стороне ЛНА. Очевиден и рост мастерства управления БПЛА и вклад, внесенный спонсорами сторон: так Египет передал ЛНА несколько МиГ-21 и МиГ-23 из резерва собственных ВВС.

15 августа в главном оперативном штабе операции «Достоинство» было объявлено о нанесении ударов по аэропорту Зувара.

«После сбора информации о передвижении турецких беспилотников в поддержку терроризма и террористов, мы подтвердили, что наносим удары по аэропорту Зувара», — говорится в заявлении.

Утром 15 августа, самолеты ЛНА ударили по этим целям, избежав при этом попадания в саму взлетно-посадочную полосу и пассажирский терминал.

В заявлении штаба ЛНА пообещали «нанести удар по любому месту или месту, из которого угрожают подразделениям наших вооруженных сил», а сам, предпринятый удар назвали «предупредительным сообщением».

Коммюнике воздало должное военно-воздушным силам, назвав их «длинной рукой нашей храброй армии».

Со своей стороны, командующий оперативным штабом ВВС ЛНА в западном регионе, генерал-майор Мухаммед аль-Манфур, опроверг сообщения о нанесении ударов по взлетно-посадочной полосе в аэропорту Зувара.

В заявлении для Al-Ain News, сделанном в четверг, аль-Манфур заявил, что целью был турецкий военный аэродром, работающий внутри гражданского аэропорта.

Официальный представитель сил «Достоинства», Ахмед аль-Месмари, также подтвердил, что самолеты ВВС ЛНА в четверг нанесли удары по аэропорту Зувара.

«После сбора информации о передвижении турецких беспилотников мы подтверждаем, что они использовали  аэропорт Зувара», — сказал аль-Месмари, пояснив, что «повреждений взлетно-посадочной полосы и пассажирского терминала в аэропорту удалось избежать». И подчеркнув, что операция является предупреждающим сообщением для любого места, где существует какая-либо угроза возможностям или «подразделениям ливийских арабских вооруженных сил».

Итак, война дронов в небе Ливии разрастается.  В ударе по Зуваре ВВС ЛНА использовали китайские ударные БПЛА «Винг-Лун 2», а уничтоженными и поврежденными оказались два турецких «Байрактыра», за которыми после памятного рейда последних на Джофру, где были уничтожены два «Ил-76», доставивших боеприпасы, ЛНА развернуло самую настоящую охоту. Возможности пилотируемой авиации сторон остаются относительно низкими: и те, и те лишены возможности действовать ночью, и не располагают такими средствами, как бетонобойные или фугасные авиабомбы большой мощности (свыше 100 кг). Применение таких средств, имейся они в арсеналах, чревато причинением потерь мирному населению, особенно в случаях Митиги и Мисураты, где аэродромы по их периметру оказались плотно застроены жилыми домами и фермами. Но, склады, как раз, с этими боеприпасами НАТО не поленилось выбомбить в 2011 году, — почти все они были сосредоточены в районе Гира, недалеко от бывшего международного аэропорта. Кроме того, дронам не нужны длинные ВПП, поэтому их повреждение не имеет смысла. А вот точность, всесуточность и всепогодность — нужны, поэтому, рискнем предположить, что количество случаев взаимного применения БПЛА в ливийской гражданской войне будет только увеличиваться. Так же, как будет расти и роли пилотируемой авиации, по мере ввода в строй боевых машин и подготовки для них летчиков, и здесь, повторимся, ресурсов и возможностей у ЛНА, несоизмеримо больше, чем у ПНС, которому, если дела пойдут так и дальше, впору будет лоббировать введение новой бесполетной зоны над Ливией.