- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Объединенные Арабские Эмираты – «шлюз» между Китаем и Африкой

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и, в частности, эмират Дубай, расширяют свое присутствие на африканском континенте. Португальский институт международных отношений и безопасности (IPRIS) оценивает объем торговли между Дубаем и Африкой в 35 млрд долларов. Эксперты института отмечают, что данные экономические взаимоотношения вышли за пределы сферы энергоресурсов: с 2002 года ненефтяная торговля с Африкой увеличилась более чем на 700%, возросшей на 141% в период с 2008 по 2013 годы. Большинство обменов осуществляются в форме реэкспорта в третьи страны, что делает африканский континент самым быстрорастущим рынком для Дубая. Компании ОАЭ также инвестировали в африканский континент, особенно в транспортную, портовую инфраструктуру, телекоммуникации и туристический сектор, что служит улучшению внутренних и внешних связей Африки. Действительно, именно дефицит инфраструктуры является одним из препятствий на пути развития экономик африканских стран и дальнейшей региональной интеграции. Учитывая, что 90% мировой торговли осуществляется через морские пути, развитие морских связей африканских стран станет движущей силой в их глобальных и региональных торговых отношениях, а также в их экономике. В этом контексте Dubai Ports World (DP World), четвертый по величине портовый оператор в мире, активно инвестирует в Африку, развивает ее портовую инфраструктуру, а также готовит квалифицированный персонал для управления ей. Воздушное сообщение также представляет чрезвычайную важность в экономическом развитии и региональной интеграции.  В этом отношении весомую роль играет авиакомпания Emirates: на сегодняшний день она является ведущим перевозчиком грузов и пассажиров на нескольких африканских рынках, осуществляя прямые рейсы в 19 стран, в дальнейшем планируется создание новых маршрутов. Африка представляет для этой компании стратегическое значение: в течение 2013-2014 финансового года континент приносил авиакомпании 9,6% доходов, которые ежегодно увеличивались на 15,1%. С другой стороны, Дубай все больше привлекает африканские предприятия, которые рассматривают эмират как базу для проведения торговых операций со странами Африки. Торгово-инвестиционная палата Дубая (CCID) приложила усилия для привлечения африканского бизнеса на свою территорию – число африканских компаний, зарегистрированных в CCID, увеличилось на 171% в период с 2008 по июнь 2014 года. Также было организовано два Глобальных африканских бизнес-форума. Палата имеет представительства в Эфиопии и Гане, а также намерена открыть их в Анголе, Нигерии, ЮАР и Кении. Следует отметить, что 4 крупных китайских и 20 индийских банков уже обосновались в Дубае с целью использования этой территории в качестве платформы для развития связей с Африкой. В течение первой половины 2014 года Китай был основным торговым партнером ОАЭ, при этом через страну проходит почти 60% китайского экспорта, оттуда он реэкспортируется в Африку и Европу. С другой стороны, в связи с растущим присутствием Китая в Африке, на континент отправляются все больше предпринимателей, а Дубай в данном случае служит «контрольно-пропускным пунктом». Кроме того, в настоящее время в Дубае зарегистрировано более 3000 китайских компаний. В конце июня 2019 года министр торговли Анголы Жоффре Ван-Дунем заявил, что ожидает увеличения китайских частных инвестиций в свою страну с целью изменения парадигмы чрезмерного государственного вмешательства, которая доминирует в торговых отношениях между Анголой и Китаем. «Мы пришли сюда, чтобы продемонстрировать, что теперь частному сектору действительно необходимо продвигать экономику вперед», – заявил глава ведомства португальскому новостному агентству Lusa в китайском городе Чанша, где Ангола принимала участие в первой Китайско-Африканской торгово-экономической выставке. «Государство будет только регулировать взаимоотношения, но в рамках новой парадигмы оно не будет напрямую вмешиваться в экономический сектор», – заверил Ван-Дунем. В сотрудничестве Китая с Анголой и Африкой в ​​целом преобладают межгосударственные отношения: китайские госбанки выделяют кредиты на строительство инфраструктуры китайским государственным компаниям, а в качестве залога китайским банкам предоставляются природные ресурсы стран, на территории которых действуют компании Поднебесной. В случае с Анголой именно нефть поддерживает кредитные линии, открытые правительством Китая через несколько государственных инвестиционных банков. По состоянию на август 2019 года задолженность Анголы Китаю составляет более 23 млрд долларов США. В конце 2018 года Пекин утвердил дополнительную линию финансирования на сумму 2 млрд долларов США.

Не менее важным является тот факт, что более 2000 китайских компаний инвестировали в Африку за последнее десятилетие.  Ожидается, что к 2020 году прямые китайские инвестиции в континент увеличатся в четыре раза, а объем торговли – вдвое.

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что в краткосрочной перспективе будет происходить параллельное углубление отношений Китая со странами Африки и ОАЭ. В данной ситуации ОАЭ будет более стратегически выгодно играть роль некоего «шлюза», через который Китай входит на африканский континент. В свою очередь Ангола, являясь африканской державой и стратегическим партнером Китая, имеет все возможности для того, чтобы в полной мере извлечь выгоду из этой тенденции.

 

Источники

1.http://www.angonoticias.com/Artigos/item/61496/angola-presentes-na-1-exposicao-economica-e-comercial-china-africa [1]

2.https://www.impala.pt/noticias/politica/angola-quer-mais-investimento-  privado-e-diversificacao-no-comercio-com-a-china-ministro-do-comercio/ [2]

  1. http://portuguese.xinhuanet.com/2019-06/26/c_138175855.htm [3]

4.http://www.dubaichamber.com/ [4]