- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О китайско-израильских отношениях (по материалам китайского Центра изучения Ближнего Востока). Часть 2

Природа израильско-китайских связей

Анализ материалов китайского Центра изучения Ближнего Востока (КНР, Пекин) показывает, взаимные интересы двух государств привели к растущим отношениям в ряде сфер, некоторые из которых значительно сильнее других. Самая сильная область взаимодействия – экономическая. Что касается торговли, то экспорт китайских товаров в Израиль, по сообщениям китайских источников, достиг в 2016 году 8 млрд долларов США, по сравнению с 12,8 млрд долларов США в 1992 году. Импорт товаров Китаем из Израиля вырос с всего лишь с 38,7 млн долларов США в 1992 году до более чем на 3 млрд долларов в 2016 году. Торговля услугами также активна, хотя данные по ней более скудны, чем данные по торговле товарами. Одним из маркеров торговли услугами является патентование, так как использование интеллектуальной собственности является услугой. В 2015 году число заявок на патенты израильского происхождения в Китае достигло 700 по сравнению с нулевыми показателями в 1992 году, а в 2019 году Китай уже выдал 365 патентов новаторам израильского происхождения. Китайское патентование в Израиле, напротив, остается достаточно низким – менее 50 заявок и грантов.

Китайская строительная деятельность в Израиле начали стремительный рост с начала 2000-х годов. Официальных двусторонних данных об инвестициях и строительстве немного, поэтому используем альтернативные источники для выявления таких сделок. Так, в период с 2007 по 2017 год было осуществлено не менее 69 инвестиционных и строительных проектов с участием китайских организаций в Израиле, в которых участвовали 34 китайские компании. Заявленные инвестиции составили 12,9 млрд долларов, а контракты на строительство и эксплуатацию инфраструктурных проектов — более 4 млрд долларов. Сельскохозяйственный и технологический секторы были самыми крупными объектами китайских инвестиций, и, по имеющимся данным, инвестиции составляли более 5 млрд долларов каждая. Строительные проекты были сосредоточены на транспортной инфраструктуре, включая порты, туннели и железнодорожные линии.

Также наблюдается рост связей в академической сфере. Хотя число студенческих обменов невелико, они были активными как на правительственном, так и на неофициальном уровнях. Например, в январе 2015 года министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман и вице-премьер Госсовета КНР Лю Яньдун подписали «Трехлетний китайско-израильский план действий по инновационному сотрудничеству», в котором предлагается создать основанный на исследованиях альянс Китая и Израиля с целью содействовать исследовательскому и академическому сотрудничеству между университетами в Израиле и Китае. Эти усилия включали в себя создание XIN-центра стоимостью 300 млн долларов США – совместного исследовательского центра для Тель-Авивского университета и Университета Цинхуа (расположен в Пекине), целью которого определено сотрудничество в области нанотехнологий. Также предполагалось строительство совместного здания лаборатории для Университета Хайфы и Восточно-Китайского педагогического университета в кампусе последнего. Предполагалось, что лаборатория будет специализироваться на исследовании технологии больших данных (big data), биомедицине и нейробиологии. Также планировалось создание совместного центра предпринимательства и инноваций для Университета имени Бен-Гуриона в Негеве и Цзилиньского университета. Аналогичным образом, в период с мая 2016 года по июнь 2017 года между руководителями университетов Израиля и Китая было проведено не менее десяти встреч.

Эксперты китайского Центра изучения Ближнего Востока в своих исследованиях отмечают, китайский туризм в направлении Израиля также растет большими темпами. По данным Центрального статистического бюро Израиля, число туристов из Китая в 2014 году составило 32 400 человек. К концу 2017 года это число увеличилось до 123 900 человек или почти на 400% всего за три года. По состоянию на конец 2018 года, с учетом роста количества деловых и туристических поездок, Израиль осуществлял прямые рейсы в четыре китайских города (Пекин, Шанхай, Шэньчжень, Чэнду) с запланированным маршрутом в пятый город (Гуанчжоу).

Тем не менее, существуют аспекты отношений, которые не так сильны. Политические отношения, традиционно измеряемые визитами высокопоставленных лидеров, оставались относительно постоянными с 1992 по 2017 год, в то время как параллельно укреплялись отношения Китая с главным противником Израиля на Ближнем Востоке – Ираном. Соответственно, отношения в сфере обороны между двумя государствами оставались прохладными. Действительно, несмотря на растущие израильско-китайские связи, Китай развивает оборонные отношения с Ираном по ряду аспектов, помимо продажи оружия, в то время как у Израиля растут отношения в области торговли оружия с Индией, конкурентом Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Несмотря на смягчение публичной критики в адрес Израиля, Китай регулярно голосует против него на многосторонних форумах, а израильские чиновники за закрытыми дверями говорят, что Китай никогда не поддержит позицию Израиля в Организации Объединенных Наций.

Таким образом, пока отношения в области обороны остаются ограниченными, основные проблемы, касающиеся взаимоотношений Израиля и Китая, связаны с инвестициями, высокими технологиями, вопросами интеллектуальной собственности, а также строительными проектами. Это относится не только к Израилю и его интересам в области безопасности и экономики, но и к Соединенным Штатам, которые в первую очередь озабочены возможностью передачи Китаю технологий, связанных с обеспечением безопасности США, и другой информации, которая может поспособствовать укреплению военного потенциала Китая.

Одной из насущных проблем является характер связей, которые китайские компании, инвестирующие или строящие крупные инфраструктурные проекты в Израиле, поддерживают с правительством, вооруженными силами или силовыми структурами Китая. Любая крупная китайская компания имеет официальные или неформальные связи с правительством страны и, может сотрудничать с силовыми структурами (например, китайской военной разведкой). Кибер-риски и риск передачи чувствительных технологий являются основными причинами, по которым США проявляют настороженность в отношении китайских компаний, принимающих участие в инвестировании. Такие риски, с их точки зрения, также распространяются на сотрудничество, которое расширяет китайские военные технологии или возможности действий в киберпространстве. Кроме того, коммерческие риски связаны с передачей технологий, что повышает необходимость защиты Израилем своего технологического задела.