- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли ФРГ в планах США по уходу из Афганистана

США продолжают прилагать усилия, направленные на вывод войск из Афганистана, свидетельством чего стал очередной раунд переговоров с представителями движения «Талибан», завершившийся на днях. При этом Вашингтон возлагает большие надежды на помощь со стороны Берлина, которую последний, судя по всему, готов оказать до определенных пределов. Так, по словам федерального министра иностранных дел Х.Мааса, прозвучавшим после встречи со специальным представителем США по Афганистану З.Халилзадом, «Мы (ФРГ – авт.) в основном согласились внести свой вклад в этот процесс, насколько это возможно».

Формы дальнейшего германской участия пока находятся на стадии обсуждения, как отмечают немецкие СМИ со ссылкой на МИД ФРГ. Указывается лишь, что Германия получила крайне высокие оценки своих действий после организации т.н. «встречи внутриафганского диалога»  в начале прошлого месяца в Дохе. Именно в содействии выстраиванию отношений между талибами и правительством Афганистана США в наибольшей степени полагаются на германское посредничество.  Эта тема, как отмечает Handelsblatt, стала центральной во время визита З.Халилзада в Берлин.

Особые надежды здесь возлагаются на контакты, установленные спецпредставителем ФРГ в Афганистане М.Потцелем с «Талибаном», всплеск немецкой активности на данном направлении СМИ зафиксировали с начала мая. При этом на тот момент роль Германии, пусть и поддерживающей усилия США, воспринималась на местном уровне как своего рода противовес американским попыткам навязать развитие событий, исключительно исходя из собственных, а не афганских интересов, в то время как Берлин стал ассоциироваться с «честным брокером».

Помимо этого М.Потцель работает и над привлечением к процессу других игроков, к примеру, Индии. В середине июля он посетил Нью-Дели, где отметил, что прибыл в страну «не для того, чтобы давать советы индийскому правительству», однако, все же рекомендовал последнему занять более активную позицию в рамках региональных усилий по поддержке стабилизации Афганистана. Также спецпредставитель ФРГ отметил, что такой курс является частью стратегии З.Халилзада, таким образом еще раз дав понять, что Германия способствует продвижению инициатив США. Впрочем, в этом процессе препятствием для Берлина может стать позиция афганского правительства и президента А.Гани, который заявил, что будущее страны «не может определять извне, будь это столицы наших друзей, врагов или соседей». Несмотря на то, что напрямую о ФРГ он не говорил, в последнее время германская дипломатия работала главным образом над привлечением к переговорам талибов, забывая об интересах правительства, что последнее как раз и не устраивает.

Также стоит сказать, что в Германии есть и противоположная точка зрения, согласно которой излишняя ориентация на Вашингтон, который своими решениями ставит в зависимость других участников миссии «Решительная поддержка», должна быть заменена на укрепление потенциала ООН в урегулировании конфликта с участием стран Североатлантического альянса. Помимо собственно интересов обеспечения безопасности военнослужащих Бундесвера, участвующих в миссии, мандат которой Бундестаг в марте текущего года продлил на год, такой сценарий потенциально усилил бы позиции самой ФРГ в ООН и прежде всего в Совете Безопасности, куда Германия входит в качестве непостоянного члена. К такому варианту склоняется депутат ХДС Р.Кизеветтер, в целом пропагандирующий идею воздерживаться от излишней солидаризации с США, дабы в будущем не нести на себе бремя просчетов американской дипломатии. Кроме того, способствуя повышению значимости Объединенных Наций Берлин, не исключено, мог бы надеется на возможное продвижение в будущем реформы самой организации.

Впрочем, вероятность того, что Германия сменит курс, в текущих условиях крайне мала, поскольку, помимо прочего стабилизация Афганистана означает для Германии возможность продолжить депортации афганцев, которые вызывают критику правозащитников. Так, очередной депортационный рейс был отправлен в Кабул в начале августа, на борту находилось 45  лиц, которым было оказано в предоставлении убежища. Параллельно с этим федеральное правительство озвучило и другую статистику. По информации Министерства обороны Германии, более 700 афганцев, работавших на Бундесвер, и порядка 2500 членов их семей получили разрешение на переезд в ФРГ. Еще около 2000 заявлений находятся на стадии рассмотрения и проверки. Их наличие также косвенно свидетельствует о том, что федеральное правительство пристально следит за США, дабы в кратчайшие сроки скорректировать и свои действия в Афганистане, а также до конца не уверено в том, что политические усилия действительно приведут к стабилизации.

В целом для ситуации характерна общая атмосфера неопределенности, последствия которой Германия хотела бы максимально смягчить для себя. В этой связи можно предполагать, что действия Берлина в большей степени сосредоточены на том, чтобы не усугубить свое положение и не поставить под угрозу военнослужащих Бундесвера в том случае, если Вашингтон начнет сокращение своего присутствия. Параллельно с этим позиция ФРГ находится в зависимости от двух других значимых факторов, а именно решение миграционных проблем внутри страны, а также обязательств, ранее данных относительно гарантий защиты прав человека в Афганистане. При этом в последнем вопросе германский подход считается гораздо более жестким чем американский.