- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Мировой военный рейтинг Global Firepower- 2019: Иран опережает Израиль на три позиции

Ни для кого не секрет, что вот уже более сорока лет, после победы в Иране Исламской революции и создания там режима исламской республики, Иран и Израиль позиционируют себя в качестве непримиримых врагов, угрожая друг другу серьезными последствиями в случае военной конфронтации. Назовем здесь последние по времени примеры. 9 августа,  как реакция на заявление министра иностранных дел Израиля Исраэля Каца о том, что его страна присоединилась к коалиции по свободе мореходства в Персидском заливе и намерена играть там активную роль, министр обороны Ирана генерал Амир Хатами пригрозил, что в этом случае Иран может легко уничтожить Израиль. Генерал сказал, «что участие Израиля в такой коалиции будет иметь для него разрушительные последствия». По мнению главы иранского военного ведомства, создание коалиции по свободе судоходства сломает паритет сил в этом чувствительном районе. «США, создав коалицию, сделали безответственный шаг». К угрозам присоединился и главнокомандующий КСИР генерал Хосейн Салами, сказав, что если в регионе вспыхнет полномасштабная война, Израиль столкнется с очень серьезными вызовами. «Под вопрос будет поставлено само существование Израиля». Озвучивая свои угрозы в адрес Израиля, иранские политики не раз даже пытались и пытаются предсказать, сколько лет осталось существовать Израилю. В крупнейших иранских городах Тегеране и Мешхеде, кстати, сооружены часы обратного отсчета, показывающие, сколько времени есть еще у еврейского государства. Но религиозные и политические деятели страны постоянно называют все новые и  новые цифры. Один из последних примеров привел аятолла Мохаммад-Мехди Хосейни-Хамадани. Он  предрек во время пятничного намаза в Карадже 26 июля 2019 г., что Израиль исчезнет не более чем через 6 лет.  Продолжая свою мысль, аятолла Хосейни-Хамадани, который является также личным представителем аятоллы Али Хаменеи в этом городе, сказал, что внутренняя ситуация  в Израиля является «хрупкой и тревожной», поэтому нужно запастись терпением и ждать, когда этой страны не станет.

В плане вышесказанного, несомненный интерес представляют цифры только что опубликованного рейтинга военного потенциала различных стран мира в 2019 г — Global Firepower  Из них следует, что Иран второй раз подряд на три позиции опережает Израиль. По данным этого рейтинга первые пять мест занимают США, Россия, Китай, Индия и Франция.

Дальше следуют Япония, Южная Корея и Великобритания. Турция расположилась на 9 месте, Египет – на 12. Иран находится на 14 месте. Израиль, пропуская впереди себя Пакистан и Индонезию, занял лишь 17 место. Проанализировавшая 11 августа эти цифры израильская газета Jerusalem Post отметила, что кроме отставания от Ирана, Израиль опустился в этом рейтинге по сравнению с прошлым годом на одну позицию.

Отметим, что специалисты  Global Firepower  оценивают военную мощь каждой страны по 55 параметрам. Среди них – передовые военные технологии, показатели мощи ВВС, сухопутных войск, ВМС, другие наступательные и оборонные факторы, экономическое положение страны, финансовая стабильность, природные ресурсы. Учитывается и соотношение населения и территории, другие конкурентные факторы. Именно поэтому некоторые страны, имеющие высокие показатели по экономическому развитию, помещены в самом низу рейтинга. Так, Финляндия,  опережающая по ряду параметров благосостояния населения США и ряд стран Западной Европы,  стоит в рейтинге  на 63 месте, значительно отставая от  Анголы, Сирии, Эфиопии и Бангладеш.

Однако приведенные в рейтинге цифры не всегда показывают истинную картину военного потенциала тех или иных стран. Например, оценивая потенциал военно-воздушных сил Ирана и Израиля, приводится примерно равное количество боевых самолетов – порядка 500 -600 единиц. Из них в Иране имеется 142 истребителя, 165 других также могут быть причислены к наступательной авиации, 89 —  транспортные, 104 – учебные, 126 –вертолеты. При этом не учитывается, что весь самолетный парк Ирана, поставлявшийся до Исламской революции из США и Израиля, на сегодня морально и физически устарел, так как он не менялся практически все годы существования исламского  режима.

Однако, ради исторической справедливости, вспомним, что в годы ирано-иранской войны 1980-88 гг. реализовывалась тайная ирано-израильская сделка по поставкам вооружений. На это были экономические причины, ибо Израилю была выгодна поставка крупных партий вооружений, принесших его казне  миллиарды  долларов.  По сути, это было  на пользу обеим сторонам и сведения о ней, тщательно замаскированные как Ираном, так и Израилем, стали прорываться на страницы печати уже в 1980 г., по прошествии всего года с небольшим после установления в Иране власти исламистов. По данным лондонской газеты  The Observer, ежегодный объем поставок запчастей и вооружений составлял порядка полмиллиарда долларов. По соглашению на 1980 г., Ирану были проданы боеприпасы и запчасти в основном для танков марки Chieftain  и самолетов-истребителей  F-4 Fantom американского производства. Израильские поставки покрывали во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. примерно половину всего вооружения и запчастей, поступавших в Иран.  Большинство поставок оформлялось через иранского бизнесмена Фарроха  Азизи, проживавшего в тот период в Афинах. В номенклатуру последующих поставок включались самые различные виды техники: запчасти, ракеты, радарное оборудование, передвижные телефонные комплексы, минометы, артиллерийские снаряды, ракеты израильского  производства «Габриэль» класса «воздух-море», запасные двигатели к истребителям F-4  и F-5, джипы и др. Разумеется, в связи с этими поставками встает сакраментальный вопрос: насколько была оправданной помощь Израиля Ирану в усилении исламского режима, называвшего Израиль не иначе как «малый дьявол» и намеревавшегося после разгрома Багдада проделать то же самое с Иерусалимом. В итоге, тем не менее,  это привело к еще большему ужесточению антиизраильского компонента в иранской внешней политике и разрыву всяких, в том числе – тайных, отношений с еврейским государством. Завершение в 1988 г. ирано-иракской войны закрыло и «проект» по поставке в Иран израильского оружия.

В отличие от иранских, израильские ВВС оснащены машинами последних модификаций. Еврейское государство обладает воздушным парком из 595 боевых летательных аппаратов, в том числе 253 истребителя, такое же количество других самолетов наступательных типов,  вдобавок в этому — 153 учебных самолета, 146 вертолетов и др. Кроме этого, имеется 2760 танков, 6541 бронетранспортер, 65 судов типа «амфибия», 6 подводных лодок.  Западные СМИ подчеркивают, что израильские подлодки построены в ФРГ и имеют потенциал запуска ядерных боеголовок.

Теперь сравним  абсолютные цифры количества  военнослужащих в Иране. Персонал вооруженных сил Ирана, по данным  Global Firepower -2019, насчитывает 873 тысячи человек, из них 523 тыс. – действующие, и 350 тысяч – резервисты. Из военной техники имеется  1634 танка, 2345 единиц военного транспорта, 1900 ракет. Из 398 судов морского флота – 34 подводные лодки. Но если мы посчитаем соотношение  к населению страны, то окажется, что в армии служит лишь 1,1 % иранцев. Иран занял 14 место в мировом рейтинге в условиях, когда военный бюджет страны подвергся значительному сокращению в связи с экономическими проблемами страны и составил  в нынешнем году 6 млрд 300 млн долларов. Хотя Израиль занимает в рейтинге Global Firepower  17 место, он является единственной страной с населением всего около 9 млн человек, стоящей в таблице Global Firepower  со странами с куда большим населением. В нынешнем году его военный бюджет составил 19 млрд 600 млн долларов.  Армия насчитывает 170 тысяч военнослужащих и 445 тысяч резервистов. Таким образом, в армии служат 7,3% населения страны.

В рейтинге Global Firepower  представлены и другие страны,  конфронтирующие с Ираном. Так, Саудовская Аравия, все последние годы находящаяся с Ираном на пороге военного конфликты, расположилась на 25 месте, сразу же после  Тайваня, Вьетнама и Польши. Интересно, что гораздо выше оценена военная мощь Северной Кореи, обладающей ядерным оружием и регулярно производящей в последние месяцы ракетные испытания. Она помещена на 18 место, после Израиля и перед Австралией, Испанией и Канадой. Отметим еще несколько стран. Азербайджан занимает 52 место. Йемен, где уже 5 лет идет  кровопролитная гражданская война с активным вмешательством Ирана, занимает 83 строчку в этой рейтинге, Бахрейн – 96, Катар  106. Ливан – 118 . Самой отсталой страной по военному потенциалу аналитики Global Firepower  считают Бутан, которому он дали 137 место.