- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: июль 2019 г.

В июле в Израиле наблюдалась заметная активизация в области внешней политики, что проявилось главным образом в интенсификации общения с представителями зарубежных государств. Особые отношения между Израилем и США были подкреплены успешной совместной работой на испытаниях комплекса ПРО Arrow-3 на Аляске. В области внутренней политики доминирующей темой стали предстоящие выборы в Кнессет. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира      

В течение месяца продолжались протестные акции в рамках палестинского марша возвращения, в которых приняли участие в среднем от 4500 до 7000 чел. При этом по мере сокращения количества демонстрантов наблюдался рост уровня насилия. Кроме того, в июле в процессе работы над возведением подземного барьера на границе с сектором был обнаружен новый террористический туннель. В связи с ситуацией в Газе на заседании военно-политического кабинета 3 июля глава правительства Израиля Б.Нетаньяху отметил, что, несмотря на стремление к миру, правительство осознает риски возможной эскалации конфликта на южном фронте. Также в июле вновь фиксировалась террористическая активность в Иудее и Самарии. По данным Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита со ссылкой на источники в оборонных кругах, ЦАХАЛ провел операции против боевиков ХАМАСа, действующих на указанной территории, которые занимались вербовкой и подстрекательством к совершению атак на израильтян.

22 июля по решению суда был произведен снос незаконных построек в районе  Вади аль-Хуммус  деревни Сур-Бахир в окрестностях Иерусалима. В ответ на это палестинская администрация вновь пригрозила Израилю обращением в МУС, а также вынесением проблемы на обсуждение в Совете Безопасности ООН для привлечения государства к ответственности. Дабы обеспечить себе традиционную поддержку арабского большинства в ООН, Рамалла активизировала работу в ОИС. Наконец, в качестве ответной меры глава ПНА заявил о прекращении контактов с Израилем и создании комиссии для проработки процесса исполнения данного решения.

Впрочем, в данном случае необходимо разграничивать вопросы правого статуса Вади аль-Хуммус и реакции на события там со стороны палестинской администрации. Сама по себе территория, как отмечает  эксперт Иерусалимского центра общественной политики Н.Шрагай, является во многом уникальной, т.к., официально не входя в ведение муниципалитета Иерусалима, сочетает в себе территории типов А, В и С. Немаловажен и состав местного населения, где имеются как резиденты Израиля, так и выходцы с Западного берега Иордана, не имеющие такого статуса. Эти факторы уже неоднократно становилась основанием для судебных споров и коллизий, а в нынешней ситуации решение суда было основано на том, что меры ликвидации незаконных построек вблизи забора безопасности распространяются на все районы, независимо от юрисдикции над ними[i] [1]. Реакция М.Аббаса, в свою очередь, в большей степени связана с тем, что ему не удается мобилизовать антиизраильские настроения даже в арабском мире, в результате глава ПНА должен идти на все более решительные шаги, чтобы привлечь внимание международного сообщества.

Официальные визиты

После периода относительного спада в процессе обмена официальными визитами, июль оказался весьма насыщенным особенно с точки зрения прибытия иностранных делегаций в Израиль. В начале месяца страну посетил С.Джавид, на тот момент занимавший пост министра внутренних дел Великобритании, а в дальнейшем назначенный канцлером казначейства. Центральными темами встречи британского политика и главы израильского правительства Б.Нетаньяху стали перспективы двухстороннего сотрудничества, судя по всему, с особым акцентом на экономическом треке, что объясняется перспективами подписания соглашения о свободной торговле после Брэксита, а также деятельность Лондона по запрещению «Хизбаллы».

На протяжении месяца активно развивалось общение с представителями США. В начале июля Израиль посетили американские сенаторы от Республиканской и Демократической партий Л.Грэм и К. Ван Холлен. Основной целью их визита стала демонстрация приверженности принципу двухпартийного консенсуса по израильской проблематике в политике США, также в повестку дня было включено обсуждение сирийского и иранского вопросов. 23 июля была Б.Нетаньяху пообщался с американским министром энергетики Р.Перри, подчеркнув интерес Вашингтона к поддержке реализации энергетических проектов в регионе, среди которых строительство подводного газопровода EastMed и энергетический форум государств Восточного Средиземноморья. Наконец, 31 июля в Иерусалиме были организованы переговоры главы израильского правительства со старшим советником президента США Дж.Кушнером и специальным представителем на международных переговорах Дж.Гринблаттом.

10 июля в Иерусалиме состоялась встреча Б.Нетаньяху с группой парламентариев из Украины во главе с депутатом Г.Логвинским, который руководит межпарламентской группой дружбы с Израилем в Верховной Раде. В ходе беседы израильский премьер-министр отметил, что первостепенное значение для Иерусалима имеют такие вопросы, как соглашения о свободной торговле и пенсионном обеспечении репатриантов. В тот же день Б.Нетаньяху принял в своем офисе бывшего канцлера Австрии С.Курца. Считаясь признанным другом ближневосточной страны, австрийский политик надеется на возвращение во власть в ближайшем будущем, что будет выгодно для Иерусалима с точки зрения продвижения интересов государства в ЕС.

17 июля глава правительства пообщался с делегацией французских парламентариев, обратив их внимание на необходимость для Парижа выработать более жесткий курс в отношении «Хизбаллы». Также в июле Израиль посетили президент Хорватии К.Грабар-Китарович, министр иностранных дел Греции Н.Дендиас, а президент страны Р.Ривлин побывал с визитом в Южной Корее.

Отношения с международными организациями

30 июня – 1 июля в Абу-Даби была организована встреча по вопросам окружающей среды, направленная на подготовку повестки дня предстоящего Совещания ООН по изменению климата, намеченного на сентябрь текущего года. Израильскую сторону на этом мероприятии представлял министр иностранных дел государства И.Кац. Несмотря на то, что в программу его пребывания был включен раунд общения с Генеральным секретарем ООН А.Гутерришем, центральной темой которого стала проблема возвращения тел израильских солдат и гражданских лиц, удерживаемых в Газе, главной целью участия во встрече все же можно считать продолжение курса на сближение с умеренными арабскими странами региона. В этой связи в беседе с представителями властей ОАЭ в списке вопросов значились иранская агрессия в регионе и ядерная программа ИРИ, борьба с терроризмом, а также совместные инициативы в области высоких технологий, сельского хозяйства, рационального использования водных ресурсов и энергетики.

Отдельно И.Кац представил проект Railways to Regional Peace Initiative, направленный на то, чтобы связать израильский порт Хайфы через Иорданию с Саудовской Аравией путем расширения железнодорожных сетей. По замыслу израильского правительства, это позволит укрепить торгово-экономические контакты, создавая тем самым условия для мира в регионе. При этом Хайфа воспринимается как точка, связывающая эту сеть с Европой. Также маршрут должен проходить через Дженин, что позволит вписать проект и в палестино-израильскую мирную инициативу, над которой работает администрация США. Наконец, намерение заинтересовать Иорданию явно связано с тем, что Рамалла активно пытается использовать Амман для достижения экономической независимости от Иерусалима. В целом, по словам И.Каца, сказанным во время презентации проекта еще в конце июня: «помимо вклада в израильскую экономику, экономику Иордании и Палестины, эта инициатива соединит Израиль с регионом в экономическом и политическом смысле, консолидирует прагматический лагерь».

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

7 июля на заседании кабинета министров Б.Нетаньяху сосредоточился на обсуждении экономических вопросов. Это было обусловлено представлением годового отчета о сокращении бремени регуляции в экономике страны, что позволило сэкономить порядка 1,5 млрд шекелей. Отдельно глава правительства отметил, что данные меры помогли государству переместиться с последних мест в рейтингах ОЭСР, где Израиль соседствовал с Турцией, на 18-ю позицию, таким образом приблизившись к уровню Финляндии. Надо сказать, что это далеко не единственный показатель в рамках организации, который Израилю во главе с Б.Нетаньяху удалось улучшить. Как отмечают местные СМИ, в стране сократилась безработица, а также наблюдалось заметное увеличение экспорта. Эксперты связывают такой акцент в повестке дня заседаний кабинета министров с желанием продемонстрировать успех экономической политики Б.Нетаньяху на фоне подготовки к сентябрьским выборам. Неделю спустя обсуждение этой темы продолжилось, а на утверждения министров был представлен план по включению индексов ООН по устойчивому развитию в работу правительства, дабы ликвидировать отставания на некоторых направлениях, а также понять, в каких отраслях Израиль превосходит критерии, установленные организацией.

28 июля  центральной темой стало обсуждение итогов испытаний противоракетных комплексов Arrow-3, проведенных на Аляске в сотрудничестве с США. По этому поводу было организовано расширенное заседание с участием американского посла в Израиле Д.Фридмана и руководителя подразделения организации ПРО в министерстве обороны Израиля М.Пателя. В ходе встречи было отмечено, что значимость этого события в военно-технической сфере определяется способностью Израиля перехватывать иранские и любые иные баллистические ракеты, включая возможности поражения цели в высших слоях атмосферы. С точки зрения американо-израильских отношений на примере совместной работы с Arrow-3 был вновь продемонстрирован их особый характер и единство целей, в практическом плане стороны смогли улучшить совместимость компонентов вооружений.

Повестка дня Кнессета

В условиях подготовки к выборам деятельность парламента по-прежнему осталась ограниченной. В начале месяца состоялось заседание, посвященное мерам финансовой поддержки населенных пунктов на границе с Газой. При этом стоит отметить, что во время обсуждения данной темы к единому мнению о том, что новый конфликт – лишь вопрос времени, пришли представители партий НДИ и «Кахоль-лаван». 11 июля в кибуце Саад члены комиссии по иностранным делам и обороне лично ознакомились с ситуацией на местах. От местно населения были зафиксированы жалобы относительно рассогласованности в работе Службы тыла и Национального управления по чрезвычайным ситуациям.

15 июля парламентарии собрались для обсуждения ошибок, допущенных в процессе абсорбции выходцев из Эфиопии. Представитель «Кахоль-лаван» П.Тамано потребовала созыва независимой следственной комиссии для оценки протестов эфиопской общины. 22 июля было сообщено о решении увеличить бюджет досрочных выборов на итоговую сумму, после всех перерасчетов составившую 34 млн шекелей. В качестве обоснования необходимости увеличения ассигнований на подготовку голосования была названа задача обеспечить проведение выборов в рекордно короткие сроки, в то время как обычно планирование бюджета занимает несколько лет.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Иран нарушил свое торжественное обещание в Совете Безопасности ООН не обогащать уран выше определенного уровня. Обогащение урана производится по одной единственной причине – для создания атомных бомб. Лидеры “5+1” пообещали и обязались возобновить санкции, как только Иран это сделает. Он только что сделал это. Где вы?», — сказал Б.Нетаньяху на заседании правительства 7 июля. Таким образом он обозначил, что иранская проблема по-прежнему остается ключевой для страны и для ее решения необходима масштабная мобилизация международного сообщества, а особенно европейских игроков, работавших над «ядерной сделкой».

[i] [2] Shragai N. The Unique status of the Jerusalem suburb of Wadi Hummus // Jerusalem Center for Public Affairs. 12.08.2019. URL: jcpa.org/article/the-unique-status-of-the-jerusalem-suberb-of-wadi-hummus/