- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о возможности сохранения Йемена как единого государства. Часть 2

Американские эксперты убеждены в том, что степень иностранного влияния на внутрийеменские конфликты часто преувеличивается (1). Обычно дело изображается так, что какая-либо иностранная держава оказывает помощь одной стороне конфликта, в результате чего другие остаются недовольны. На самом деле при этом игнорируются глубокие различия между регионами этой страны. Фактически Йемен был единым государством только в конце двадцатого-начале двадцать первого веков. Граница между Северным и Южным Йеменом не является наследием «холодной войны», как граница между Северной и Южной Кореей, а была прочерчена британцами и турками еще в девятнадцатом веке. Поэтому для того, чтобы прогнозировать будущее Йемена, нужно исследовать насколько эта страна способна жить под властью единого правительства.

Таким образом, по мнению авторов доклада, было бы ошибкой считать, что глубокие противоречия между Севером и Югом являются наследием холодной войны. Британское колониальное правление в Южном Йемене закончилось в 1967 году, но еще до этого два десятка локальных правителей (эмиров) Юга энергично сопротивлялись идее объединения с Севером. После достижения независимости новое марксистское руководство Южного  Йемена столкнулось с многочисленными внутренними проблемами и конфликтами, индикатором которых стала мини-гражданская война в январе 1986 года. Не отличалась стабильностью и ситуация на Севере. Еще в 1960-е годы в правительствах обоих государств были созданы посты министров по объединению, но потребовалось 30 лет, наполненных заговорами, переворотами и двумя войнами между ЙАР и НДРЙ, чтобы мечта об объединении стала реальностью.

Вскоре после официального объединения Йемена 22 мая 1990 года гражданское недовольство и политические убийства вернулись в это государство.  С самого начала объединенное государство столкнулось с многочисленными проблемами, приведшими к тому, что парламентские выборы были перенесены с конца  1992 на весну 1993 года. Чувства фрустрации и разочарования распространились среди жителей Юга, которых северяне подавляли численностью в четыре раза. Голосование на выборах в парламент не дало подавляющего преимущества какой-либо одной партии, что привело к переговорам о формировании коалиционного правительства. При этом Йеменская социалистическая партия (ЙСП), до этого правящая на Юге, пришла к финишу лишь третьей после Всеобщего народного конгресса (ВНК) Али Абдаллы Салеха и консервативной исламистской партии «Ислах». В результате социалисты стали поднимать проблему федеративного устройства государства, что среди северян было воспринято как предательство национальных интересов.

В 1993-1994 годах в Йемене постоянно проводились конференции по национальному диалогу, которые были предтечей национального диалога 2013-2014 годов. Большая часть участников от всех регионов выступали за децентрализацию государства с распределением властных полномочий на провинциальный, районный и городской уровни. В феврале 1994 года между северными и южными лидерами, включая президента А.А.Салеха, руководителей ЙСП  и «Ислах» было под эгидой короля Иордании Хусейна подписано соглашение, известное как «Документ о верности и согласии», закреплявшее федеративные элементы в государственном устройстве страны. Он, в частности, постулировал выборность губернаторов и мэров. Данное соглашение было нарушено А.А.Салехом, совершившим нападение на военный лагерь южан. Вслед за тем в апреле-июле 1994 года последовала гражданская война между Севером и Югом. В результате войска Севера постепенно овладели южными территориями, а лидеры ЙСП отправились в изгнание. После этого южане фактически жили под северян оккупацией.

«Документ о верности и согласии» не был планом федерализации Йемена в полном смысле этого слова, но если бы он был реализован, это помогло бы избежать дальнейших политических конфликтов. Скорее всего, он предотвратил бы гражданскую войну между Севером и Югом, равно как и последующее отчуждение между различными регионами страны. Президент А.А.Салех, напротив, использовал гражданскую войну 1994 года для того, чтобы консолидировать власть центрального правительства и резко ограничить самостоятельность регионов. Все призывы к федерализму рассматривались как подрыв национальной безопасности Йемена и преследовались спецслужбами Салеха. Несмотря на советы президента Египта Хосни Мубарака и короля Иордании Хусейна, он не спешил с имплементацией «Документа о верности и согласии». Только в феврале 2000 года были созданы выборные местные провинциальные советы. Однако эта мера оказалась половинчатой, так как их финансирование было весьма ограниченным, а сами они имели только совещательный характер при назначаемых губернаторах. За два года до этого правительством Салеха были уволены, часто без выплаты пенсий десятки тысяч военнослужащих и гражданских служащих бывшей НДРЙ, что еще больше подогрело оппозиционные настроения на Юге. В конце 2001 года южные лоялисты, поддерживавшие Салеха, организовали собственное движение под названием «Сыновья южных и восточных провинций». Они послали президенту Салеху письмо, в котором потребовали более справедливого применительно к южанам распределения экономических благ. Это послание осталось без ответа, после чего создание массового протестного движения на Юге стало неминуемым.

Авторы доклада выделяют три фактора роста оппозиционного движения в Йемене в начале 2000-х годов. Во-первых, создание мощного движения хоуситов в провинции Саада, которое провело шесть войн против центрального правительства. Во-вторых, создание в 2006 году оппозиционного движения «Лика муштарака», куда вошли бывшие оппоненты – ЙСП и партия «Ислах». В-третьих, появление в 2007 году движения южнойеменских сепаратистов «Аль-Хирак». Два оппозиционных движения были ограничены определенными регионами страны и только «Лика муштарака» приобрела общенациональный характер. Главной причиной появления этой оппозиционной коалиции стал разрыв союза Салеха с партией «Ислах». Президент Йемена, опиравшийся на поддержку исламистов из «Ислах»   в борьбе с южанами в 1994 году, позже стал править при опоре только на свою партию ВНК. Американские эксперты считают также, что создание движения хоуситов в 1990-е годы было инспирировано людьми из ближнего круга Салеха для того, чтобы снизить растущее влияние «Ислаха» (йеменская ветвь «Братьев-мусульман»). Вместе с тем, американские эксперты считают, что если бы Салех сохранял свою коалицию с «Ислахом», то развитие событий в Йемене не носило бы столь катастрофический характер. В последние годы своего правления президент вел опасную игру по стравливанию своих оппонентов («танцуя на головах у змей»), чем окончательно подорвал доверие к себе у всех участников политического процесса в Йемене.