- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских военных специалистов военно-технической политики Израиля. Часть 4

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА)

Обозреватели китайского военно-технического издания «Военная наука и техника» отмечают, что Израиль занимает лидирующие позиции в области создания БПЛА различного назначения. В настоящее время их производством и экспортом занимается порядка 10 компаний, которыми создано в общей сложности более 70 типов аппаратов. В ближайшее время основу парка беспилотной авиации Израиля составят аппараты «Шовал» («Герон»), «Эйтан» («Герон ТР»), «Гарпия», «Хароп» производства компании «Израэл эркрафт индастриз» и «Гермес 900», «Гермес 450» – компании «Элбит системз», закупки которых продолжаются.

Многоцелевые БПЛА «Шовал» (максимальная взлетная масса – 1150 кг, масса полезной нагрузки – 250 кг, продолжительность полета – до 50 ч), «Эйтан» (максимальная взлетная масса – 4650 кг, масса полезной нагрузки – 1000 кг, продолжительность полета – 36 ч) и «Гермес 900» (максимальная взлетная масса – 970 кг, масса полезной нагрузки – 300 кг, продолжительность полета – 30 ч) относятся к классу средневысотных БПЛА большой продолжительности полета. Они разрабатывались как многоцелевые платформы для установки на них различного разведывательного оборудования, а также управляемых авиационных средств поражения класса «воздух-поверхность». К концу прогнозного периода на базе платформы «Эйтан» возможно создание аппарата для решения задач ПРО и БПЛА – топливозаправщика для дозаправки в воздухе других летательных аппаратов.

Тактический БПЛА средней дальности «Гермес 450» (максимальная взлетная масса – 450 кг, масса полезной нагрузки – 150 кг, продолжительность полета – до 30 ч) в зависимости от установленного на нем оборудования обеспечивает решение задач видовой, радио- и радиотехнической разведки, РЭБ и может использоваться в качестве ретранслятора. Он также может оснащаться двумя ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» или «Спайк ЕР».

БПЛА «Гарпия» (максимальная взлетная масса – 120 кг, масса боевой части – 32 кг, продолжительность полета – 4–5 ч) и «Хароп» (максимальная взлетная масса – 135 кг, масса боевой части – 23 кг, продолжительность полета – 6 ч) относятся к классу боевых аппаратов одноразового применения. В разработке, производстве и выработке тактики боевого применения аппаратов данного класса Израиль является безусловным лидером. Беспилотный летательный аппарат «Гарпия» оснащен радиолокационной головкой самонаведения и предназначен для поражения работающих радиоэлектронных средств противника. Аппарат «Хароп» – для уничтожения малоразмерных неподвижных или движущихся целей, в том числе легкобронированных. Его оптико-электронная система позволяет наносить удары в автоматическом или дистанционно-управляемом режиме. В случае отмены атаки цели, в отличие от БПЛА «Гарпия», предусмотрено его возращение и посадка.

Среди боевых БПЛА одноразового применения китайские обозреватели отмечают семейство аппаратов «Хиро» («Хиро 30», «Хиро 70», «Хиро 120», «Хиро 250», «Хиро 400», «Хиро 900») компании «Ювижн». Их массовое поступление на вооружение возможно после 2020 года. Аппараты отличаются друг от друга массогабаритными характеристиками (масса боевой части: БПЛА «Хиро 30» – 0,5 кг, «Хиро 70» – 1,5 кг, «Хиро 120» – 3,5 кг, «Хиро 400» – 8 кг и «Хиро 900» – 20 кг) и позволяют уничтожать широкий спектр целей. Помимо этого, в израильских войсках эксплуатируется значительное количество разведывательных миниБПЛА (масса до 30 кг) и микроБПЛА (масса до 5 кг), число которых в прогнозный период будет неуклонно возрастать.

 

Авиационное управляемое оружие

Авиация Израиля имеет в своем составе авиационное управляемое оружие собственной разработки. К ним относятся УР класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность», ПТУР, управляемые авиационные бомбы (УАБ).

Управляемая ракета класса «воздух-воздух» «Питон 4» малой дальности (МД) разработана в конце 1980 – начале 1990 годов. Она поступила на вооружение самолетов F-15 и F-16 в 1993 году. УР может наводиться на цель с помощью нашлемной системы целеуказания. На ракете установлены: двухрежимная инфракрасная ГСН в кардановом подвесе, цифровая инерциальная система управления (ИСУ), осколочно-фугасная боевая часть (БЧ) массой 11 кг и неконтактный лазерный взрыватель. Аэродинамические поверхности ракеты специально оптимизированны для обеспечения высокой маневренности на траектории. Дальность стрельбы – 15 км. В 2005 году на вооружение поступила УР класса «воздух-воздух» МД «Питон 5» с тепловизионной (ТПВ) ГСН, работающей в двух диапазонах длин волн. Неконтактный лазерный взрыватель, БЧ, ИСУ, ракетный двигатель твердого топлива (РДТТ) и аэродинамические поверхности устанавливаются от УР «Питон 4». Дальность стрельбы – более 20 км.

Управляемая ракета «Дерби» класса «воздух-воздух» средней дальности принята на вооружение ВВС в 2013 году. Ракета предназначена для ближнего и дальнего воздушного боя. Оснащена активной радиолокационной ГСН. Дальность стрельбы УР – 50 км, стартовая масса ракеты – 118 кг, скорость полета – М=4. В 2015 году разработана модификация УР «И-Дерби-ЕР» с увеличенной дальностью стрельбы до 100 км.

Управляемая ракета «Делайла» класса «воздух-поверхность» поступила на вооружение ВВС в 1995 году в двух модификациях: «Делайла-АЛ» (применяется с самолетов; стартовая масса 187 кг) и «Делайла-ХЛ» (применяется с вертолетов; стартовая масса 230 кг). УР способна барражировать в заданном районе, а также ее можно перенацеливать на другую цель во время полета. Максимальная дальность пуска – 250 км, точность стрельбы (КВО – круговое вероятное отклонение) – 1 м, масса БЧ – 30 кг, скорость полета – М=0,3–0,7. Ракета оснащена турборективным двигателем, линией передачи данных (ЛПД), автопилотом, инерциальной навигационной системой (ИНС) и приемной станцией (ПС) КРНС «Навстар», телевизионной (ТВ) и ТПВ ГСН. Управляемая ракета «Делайла» способна поражать наземные и морские цели, в том числе мобильные. Носители УР «Делайла» – самолеты F-16, F-4E и вертолеты UH-60, SH-60B.

Управляемая ракета «Попай» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение ВВС в 1985 году. Стартовая масса – 1360 кг. В 1999 году на вооружение поступила УР «Попай-Лайт» со стартовой массой – 1125 кг, что позволило использовать эту модификацию УР с самолетов тактической авиации. Обе ракеты оснащены РДТТ. Для наведения на цель используется ИНС, ЛПД и ТВ или ТПВ ГСН. Обе УР оснащаются или осколочно-фугасной БЧ массой 340 кг, или проникающей БЧ массой 360 кг, максимальная дальность стрельбы для УР «Попай» и «Попай-Лайт» – 78 км.

Управляемая ракета «Рампаге» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение в 2017 году и предназначена для поражения хорошо укрепленных, заглубленных целей. Стартовая масса – 570 кг, длина – 4,62 м, диаметр корпуса – 0,306 м, масса БЧ –
150 кг, имеет сверхзвуковую скорость полета, максимальная дальность стрельбы до 150 км. На УР установлены ИСУ и помехозащищенная ПС КРНС «Навстар».

Управляемая ракета «Роцкс» класса «воздух-поверхность» принята на вооружение в 2018 году и предназначена для поражения хорошо укрепленных, заглубленных и мобильных целей. Стартовая масса – 1275 кг, длина – 4,85 м. Оснащается двумя типами БЧ: проникающей или фугасной. На УР установлены ИНС, помехозащищенная ПС КРНС «Навстар» и двухрежимная ТВ/ТПВ ГСН.

На вооружении вертолетов ВВС находятся ПТУР «Спайк ЕР» и «Спайк НЛОС», предназначенные для поражения танков, легкой бронетанковой техники, бункеров и других фортификационных сооружений. На ракетах установлены ТВ/ТПВ ГСН (ЕР) и ТВ/ТПВ/полуактивная лазерная ГСН (НЛОС), что позволяет применять их круглосуточно в неблагоприятных погодных условиях. В процессе наведения с помощью ЛПД ракеты могут получать обновленные данные о цели или быть перенацелены на другую цель. На ракетах установлены тандемная кумулятивная БЧ (ЕР) с бронепробиваемостью до 1000 мм гомогенной брони и кумулятивно-осколочная БЧ (НЛОС). Дальность стрельбы – 8 км (ЕР) и 25 км (НЛОС). Стартовая масса в пусковом контейнере – 34 кг (ЕР) и 71 кг (НЛОС). Компания «Рафаэль» выпускает комплекты наведения «Спайс-1000» и «Спайс-2000» для установки на свободнопадающие авиационные бомбы, превращая их в управляемые высокоточные боеприпасы. В состав комплектов наведения входит крестообразное хвостовое оперение с крестообразным крылом, ИНС/ПС КРНС «Навстар» и двухрежимная ТВ/ТПВ ГСН. Комплект «Спайс-2000» предназначен для бомб калибра 1000 кг, таких как
Mk 84 и BLU-109. Комплект наведения «Спайс-1000» предназначен для бомб калибра 500 кг, таких как Mk 83 и BLU-110. Максимальная дальность планирования составляет 60–70 км, точность наведения (КВО) – 3 м. В конце 2019 года на вооружение планируется принять УАБ «Спайс-250» весом 113 кг, оснащенную несъемными раскрываемым крылом и крестообразным хвостовым оперением. Она предназначена для поражения наземных, надводных и мобильных целей с помощью осколочно-фугасной/проникающей БЧ массой
80 кг. Летчик может выбрать вид срабатывания БЧ в зависимости от типа цели из кабины самолета. Максимальная дальность планирования – 100 км, точность наведения
(КВО)=1–2 м. УАБ «Спайс-250» оснащается ИНС/ПС КРНС «Навстар», двухсторонней ЛПД и усовершенствованной двухрежимной ТВ/ТПВ ГСН.

Таким образом, в результате анализа материалов китайского военно-технического издания «Военная наука и техника» представляется возможным утверждать, что:

  1. На вооружении тактической авиации Израиля до 2030 года останутся самолеты F-15I «Раам», F-16C/D «Барак» и F-16I «Суфа», которые продолжат модернизировать. На смену самолетам F-15 A/B/С/D начали поступать самолеты пятого поколения F-35I.
  2. В настоящее время ВВС Израиля располагают средними ВТС C-130H и С-130J, ВТС С-130H находятся на завершающем этапе модернизации до уровня C-130HI. Кроме того, ВВС используют легкие ВТС «Бич 200».
  3. ВВС Израиля имеют в своем составе девять стратегических «Боинг-707» и четыре тактических KC-130H транспортно-заправочных самолетов, рассматривается замена заправщиков «Боинг-707» на модернизированный «Боинг-767» или KC-46.
  4. Специализированная авиация представлена самолетами ДРЛОУ «Боинг-707», G550 «Эйтам», разведывательными самолетами RC-12D, G550 «Шавит», самолеты БПА IAI-1124 «Си Скэн» выведены в резерв.

5.Изменения в вертолетном парке ВС Израиля будут преимущественно связаны с заменой вертолетов CH-53 на вертолеты CH-53K, CH-47 или конвертопланы V-22 в период до 2028–2030 гг. Сроки эксплуатации вертолетов UH-60 и AH-64 будут продлены до 2035 года. Кроме того, повышение боевых возможностей вертолетного парка будет осуществляться за счет обновления авиационного оборудования, а также развития средств взаимодействия с беспилотными летательными аппаратами.

  1. В перспективе разработки принципиально новых БПЛА не ожидается. Количество существующих аппаратов в вооруженных силах и перечень решаемых ими задач будет неуклонно возрастать. Основными направлениями их развития останутся оснащение авиационными средствами поражения и организация совместного применения с пилотируемыми летательными аппаратами.